Гр. 14 ГД
Литература. 8.06.2020
Урок №.143 Тема. А. Твардовский, сведения из биографии. Обзор творчества.
Лекционный материал:
Всем известно имя А. Т. Твардовского – поэта, фронтовика, редактора журнала «Новый мир», человек активной гражданской позиции, гражданского мужества, живущего под девизом:
Я жил, я был,
За все на свете
Я отвечаю головой!
Жизнь и творчество.
Жизненный путь Твардовского нельзя назвать легким. Он пережил трудные тридцатые годы коллективизации и репрессий, был участником Великой Отечественной войны. Отец был кузнецом, мать – крестьянкой. Трудные тридцатые годы отразились на семье Твардовских. Это было время, когда выбившегося из нужды и немного по-хозяйски разбогатевшего человека с легкостью называли врагом народа и репрессировали. Так случилось и сего родителями. Сам Твардовский учился в это время в городе Смоленске на литературном факультете и написал поэму «Страна Муравия», положительно оценивавшую коллективизацию. Эта поэма была напечатана. И А. Твардовский не был подвергнут репрессии, как его семья. Отец имел кузницу, но она не приносила доходов, но оказалась поводом, чтобы отец, был объявлен кулаком, семья была сослана.
|
|
С осени 1939 начался военный путь Твардовского: участвовал в освобождении Западной Белоруссии, позже, уже в офицерском звании – в войне с Финляндией спецкорреспондентом «На страже Родины». В это время возник замысел книги по подвигах солдата, который нашел воплощение уже на фронтах Великой Отечественной войны в поэме «Василий Теркин» (1941-1945). В «Книге про бойца» поэт создал собирательный образ русского чудо-человека, солдата, в котором воплотились духовные силы, героизм и оптимизм всего народа.
В 1946 году опубликовал «Дом у дороги» – военная тема с иной стороны – со стороны семь, жены и детей солдата, переживших войну.
Важной вехой жизни и творческого пути Твардовского стала его деятельность редактора журнала «Новый мир». Активная деятельность его в новом мире вызвала неприятие властей, и он был снят с поста главного редактора, но в 1958 назначен вторично.
В 1970 году вынужден был покинуть «Новый мир» из-за вмешательства партийных чиновников в работу редколлегии журнала.
А. Т. Твардовский умер после тяжелой болезни 18 декабря 1971 года в поселке Красная Пахра под Москвой. Поэт прошел трудный жизненный путь, человека, «по праву и долгу берущего на себя ответственность за все…»
И что мне малые напасти
И незадачи на пути,
Когда я знаю это счастье –
|
|
Не мимоходом жизнь пройти.
Лирика Твардовского.
Лирика Твардовского – это монолог со своей совестью, диалог – с окружающим миром. Его лирика носит исповедальный характер. Он исповедуется перед читателями, перед своей совестью за каждый свой поступок, за свои мысли и действия.
Основные темы лирики.
1) тема войны,
2) тема творчества
3) тема памяти
«Я знаю, никакой моей вины…»
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Анализ стихотворения «Я знаю, никакой моей вины» Твардовского
В 1966 г. Твардовский создал стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…», которое с учетом судьбы поэта раскрывает его глубокую душевную травму.
В небольшом стихотворении отражена вся боль поэта. Его рассудок подсказывал, что он ни в чем не виноват, но душа не могла с этим смириться. Те, кто «остались там» не писали стихов, не были известны на всю страну, но они совершили гораздо больше – отдали свою жизнь за победу. Твардовский даже утверждает, что мог бы их сберечь, хотя участие одного человека не могло бы предотвратить гибель множества людей.
У произведения нет четкого финала. Размышления поэта обрываются словами «все же, все же, все же…». Война уже давно закончилась, но Твардовский так и не может избавиться от страшных воспоминаний и чувства вины перед погибшими.
Это монолог автора о своем долге перед павшими на войне.
Тема войны.
Твардовский всегда был сопричастен к людскому горю. Особенно остро это видно в стихотворении «Жестокая память».
Тружусь, и живу, и старею,
И жизнь до конца дорога,
Но с радостью прежней не смею
Смотреть на поля и луга;
Росу оббивать молодую
На стёжке, заметной едва.
Куда ни взгляну, ни пойду я —
Жестокая память жива.
И памятью той, вероятно,
Душа моя будет больна,
Покамест бедой невозвратной
Не станет для мира война.
Одним из лучших стихотворений Твардовского о войне является «Я убит подо Ржевом» (1945-1946). Первоначальное название – «Завещание воина».
Повествование ведется от имени погибшего воина, который хотел знать, что он погиб не напрасно, и наши победили. В стихотворении две части: описание сражения и завещание погибшего воина с пожеланием потомкам жить честно и беречь Родину.
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
Горевать — горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать — не хвастливо
В час победы самой.
И беречь ее свято,
Братья, счастье свое —
В память воина-брата,
Что погиб за нее.
Тема творчества.
Поэт всегда трудился честно и со всей ответственностью и давал завет сохранить индивидуальность в искусстве, не следовать готовым образцам, быть самим собою. «О том, что знаю лучше всех на свете, сказать хочу, и так, как я хочу!»
«Вся суть в одном – единственном завете».
Вся суть в одном-единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я это знаю лучше всех на свете —
Живых и мертвых,- знаю только я.
Сказать то слово никому другому,
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву Толстому —
Нельзя. Не скажет, пусть себе он бог.
А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
Тема памяти.
Стихотворение «Памяти матери» отличается глубоким лиризмом.
Прощаемся мы с матерями
Задолго до крайнего срока —
Ещё в нашей юности ранней,
Ещё у родного порога,
Когда нам платочки, носочки
Уложат их добрые руки,
А мы, опасаясь отсрочки,
К назначенной рвёмся разлуке.
|
|
Разлука ещё безусловней
Для них наступает попозже,
Когда мы о воле сыновней
Спешим известить их по почте.
И карточки им посылая
Каких-то девчонок безвестных,
От щедрой души позволяем
Заочно любить их невесток.
А там — за невестками — внуки…
И вдруг назовёт телеграмма
Для самой последней разлуки
Ту старую бабушку мамой.
***
В краю, куда их вывезли гуртом,
Где ни села вблизи, не то что города,
На севере, тайгою запертом,
Всего там было — холода и голода.
Но непременно вспоминала мать,
Чуть речь зайдёт про всё про то, что минуло,
Как не хотелось там ей помирать, —
Уж очень было кладбище немилое.
Кругом леса без края и конца —
Что видит глаз — глухие, нелюдимые.
А на погосте том — ни деревца,
Ни даже тебе прутика единого.
Так-сяк, не в ряд нарытая земля
Меж вековыми пнями да корягами,
И хоть бы где подальше от жилья,
А то — могилки сразу за бараками.
И ей, бывало, виделись во сне
Не столько дом и двор со всеми справами,
А взгорок тот в родимой стороне
С крестами под берёзами кудрявыми.
Такая то краса и благодать,
Вдали большак, дымит пыльца дорожная,
— Проснусь, проснусь, — рассказывала мать, —
А за стеною — кладбище таёжное…
Теперь над ней берёзы, хоть не те,
Что снились за тайгою чужедальнею.
Досталось прописаться в тесноте
На вечную квартиру коммунальную.
И не в обиде. И не всё ль равно.
Какою метой вечность сверху мечена.
А тех берёз кудрявых — их давно
На свете нету. Сниться больше нечему.
***
Как не спеша садовники орудуют
Над ямой, заготовленной для дерева:
На корни грунт не сваливают грудою,
По горсточке отмеривают.
Как будто птицам корм из рук,
Крошат его для яблони.
И обойдут приствольный круг
Вслед за лопатой граблями…
Но как могильщики — рывком —
Давай, давай без передышки, —
Едва свалился первый ком,
И вот уже не слышно крышки.
Они минутой дорожат,
У них иной, пожарный навык:
Как будто откопать спешат,
А не закапывают навек.
Спешат, — меж двух затяжек срок, —
Песок, гнилушки, битый камень
Кой-как содвинуть в бугорок,
Чтоб завалить его венками…
|
|
Но ту сноровку не порочь, —
Оправдан этот спех рабочий:
Ведь ты им сам готов помочь,
Чтоб только всё — ещё короче.
***
— Ты откуда эту песню,
Мать, на старость запасла?
— Не откуда — всё оттуда,
Где у матери росла.
Всё из той своей родимой
Приднепровской стороны,
Из далёкой-предалёкой
Деревенской старины.
Там считалось, что прощалась
Навек с матерью родной,
Если замуж выходила
Девка на берег другой.
Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,
Перевези меня на ту сторону,
Сторону — домой…
Давней молодости слёзы,
Не до тех девичьих слёз,
Как иные перевозы
В жизни видеть привелось.
Как с земли родного края
Вдаль спровадила пора.
Там текла река другая —
Шире нашего Днепра.
В том краю леса темнее,
Зимы дольше и лютей,
Даже снег визжал больнее
Под полозьями саней.
Но была, пускай не пета,
Песня в памяти жива.
Были эти на край света
Завезённые слова.
Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,
перевези меня на ту сторону,
Сторону — домой…
Отжитое — пережито,
А с кого какой же спрос?
Да уже неподалёку
И последний перевоз.
Перевозчик-водогребщик,
Старичок седой,
Перевези меня на ту сторону
Сторону — домой…
После смерти матери Александр Твардовский написал стихотворение «Памяти матери», в котором попытался переосмыслить свои взаимоотношения с самым близким и дорогим человеком, поняв, что очень часто был к ней несправедлив. Это произведение состоит из четырех различных частей, каждая из которых рассказывает об определенном периоде жизни поэта. В первой из них Твардовский вспоминает, как впервые покинул отчий дом, чтобы, как принято тогда было говорить, «выбиться в люди». Он настолько стремился к свободе, что даже не замечал, насколько опечалена и огорчена его мать предстоящей разлукой. Тогда он еще не осознавал, что мать прощается с ним навсегда, мысленно отпуская его и благословляя. Ведь в суете и суматохе взрослой жизни сыну будет уже не до нее. И лишь скупые телеграммы да письма с фотографиями той, которая впоследствии станет его спутницей жизни, будут для нее утешением. «От щедрой души позволяем заочно любить их невесток», — с горечью написал Твардовский, отметив, что только сообщение о смерти матери заставляет многих людей изменить к ней свое отношение.
Во второй части стихотворения поэт рассказал о сибирской ссылке своих родителей, которые были раскулачены и более 10 лет прожили на чужбине. Автор вспоминает, что не это беспокоило его маму, а тот факт, что ей, возможно, придется найти свой последний приют в этом неприветливом и суровом крае, где нет кудрявых берез, а «могилки сразу за бараком». Но эта участь миновала родителей поэта, они смогли вернуться домой, в разоренную и сожженную усадьбу. И были похоронены на Смоленщине, хотя их смерть стала для Твардовского настоящим потрясением. В третьей части стихотворения он описывает похороны матери, отмечая, что в тот момент он метал о том, чтобы поскорее все закончилось.
В четвертой части произведения Твардовский обращается к своему детству и целиком приводит старинную песню, которую слышал от матери. В ней заложен глубокий философский смысл, который и в наши дни остается неизменным: ребенок, покинувший отчий дом, является отрезанным ломтем, и отныне его жизнь не имеет ничего общего с судьбой родителей. Но даже после смерти матери автору нелегко смириться с этой мыслью, и он сожалеет, что так и не смог получше узнать ту, которая подарила ему жизнь.
«К обидам горьким собственной персоны». В этом стихотворении Твардовский призывает:
К обидам горьким собственной персоны
Не призывать участье добрых душ.
Жить, как живёшь, своей страдой бессонной,
Взялся за гуж — не говори: не дюж.
С тропы своей ни в чём не соступая,
Не отступая — быть самим собой.
Так со своей управиться судьбой,
Чтоб в ней себя нашла судьба любая
И чью-то душу отпустила боль.
ЗАДАНИЕ:
Составить краткий конспект лекции.