Уроки №.146-147 Темы. «Один день Ивана Денисовича». Анализ рассказа. Судьба героя в рассказе

Лекционный материал:

  1. История создания рассказа

  Написан в 1959 году, а напечатан в журнале «Новый мир» в 1962 в годы оттепели.

История создания произведения связана с лагерной жизнью А. Солженицына. Писатель задумал его в 1950-1951. Тогда он отбывал срок в северном Казахстане. Позже Александр Исаевич вспоминал: «Я в 50-м году, в какой-то долгий лагерный зимний день таскал носилки с напарником и подумал: как описать всю нашу лагерную жизнь?». Он решил, что достаточно детального описания одного дня из жизни тех, кто пребывал в «вечной ссылке». К реализации замысла Александр Исаевич приступил спустя 9 лет уже после возвращения из ссылки. На написание рассказа ушло около полутора месяца (май-июнь 1959 г.).

1961 – год написания варианта произведения без некоторых наиболее резких политических моментов. В том же 1961 году Солженицын передал рукопись главному редактору журнала «Новый мир» А. Твардовскому. Произведение автор не подписал, но А. Берзер, сотрудница редакции, добавила псевдоним А. Рязанский. На редактора рассказ произвел «сильнейшее впечатление», о чем свидетельствует запись в его рабочей тетради.

Редакция предложила Александру Исаевичу изменить название: и рукопись была названа «Щ-854. Один день одного зэка». Издатели также внесли коррективы в жанровое определение, предложив назвать произведение повестью.

Автор разослал рассказ коллегам-писателям и попросил составить о нем отзывы. Так он надеялся продвинуть свое произведение к публикации. Однако Александр Исаевич понимал, что произведение может не пройти цензуру. За помощью обратились к Н. Хрущеву, и он добился разрешения на публикацию. Рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» увидел мир на страницах журнала «Новый мир» в 1962 г.

Публикация произведения стала грандиозным событием. Во всех журналах и газетах появлялись отзывы о нем. Критика считала, что рассказ стал разрушительной силой для господствующего доселе соцреализма.

  1. Первоначальное название «Щ-854», один день одного зэка». Название изменено из-за цензуры.
  2. Сюжет: обычный день одного заключенного Ивана Денисовича Шухова от подъема до отбоя.
  3. Тема рассказа: тяжелая жизнь заключенных в лагере.
  4. Идея: человек должен сохранять свое человеческое достоинство в любых условиях.
  5. Смысл названия – день – та «узловая точка, через которую проходит вся человеческая жизнь».
  6. Особенности языка произведения – несобственно прямая речь. Автор вкладывает в уста главного героя рассказа Шухова Ивана Денисовича слова: «Удачный день…в карцер не посадили, на соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, с ножовкой на шмоне не поймали, подработал у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся». Автор предлагает читателю задуматься: если этот день удачный, то какой же обычный?
  7. Солженицын показывает всего один день заключенного в лагере, и на фоне всех событий вырисовывается образ главного персонажа Шухова, который был арестован и осужден на 8 лет лишь за то, что во время войны был в плену и смог бежать. Простой колхозник, у которого в деревне жена и дети, ни в чем не виновный, должен нести наказание. Даже следователь не знал какую вину записать ему в личное дело. Автор показал, как может вести себя человек в труднейших условиях голода, холода, в отрыве от семьи, вместе с уголовниками. Достоинством Шухова является то, что он не сломался, не пал духом, не потерял чувства радости от физического труда и даже здесь, в условиях заключения выполнял все задания на строительстве соцгородка добросовестно. Он не жаловался семье, зная, что им и так трудно живется. Его героизм – в том, что он сохранил в себе человека и надеется выжить и вернуться к семье.

Вывод. Один день в лагере становится одним днем из жизни страны. Время, проживаемое Иваном Денисовичем, становится символом и воплощением целого этапа в жизни страны и народа, смелым вызовом государству и его несправедливым порядкам.

ЗАДАНИЕ:

Прочитайте рассказ (писать ничего не нужно).

 

Гр. 14 ГД

Литература. 9.06.2020

Уроки №.148-149 Тема. Первая, вторая и третья волны эмиграции русских писателей.

ЗАДАНИЕ:

Самостоятельно ответьте кратко (несколько предложений) на вопрос: причины эмиграции русских писателей и кто эмигрировал (выехал из России) в первую, вторую и третью волны русской эмиграции. Материал можете найти в учебнике Литература. 11 класс часть 2 Т. Ф. Курдюмовой, О. Марьиной.

ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ ДО 12.06.2020

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: