Зимняя ночь (Свеча горела на столе)

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка

Со стуком на пол.

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И все терялось в снежной мгле

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Центральный образ стихотворения – горящая свеча, символизирующая спасительный огонек среди окружающего мрака. Она способна отогреть и успокоить измученную душу. Этим образом проникнут и весь роман в целом. Свеча становится для влюбленных центром мироздания, который притянул их к себе и дал пристанище посреди «снежной мглы». Любовные отношения намечены лишь несколькими броскими штрихами: «скрещенья рук», «скрещенья ног», «жар соблазна». Они не так важны в общефилософском смысле. Гораздо важнее «судьбы скрещенье», т. е. соединение вокруг животворящего истинного источника света двух одиноких сердец.

ЗАДАНИЕ:

Знать материал лекции, обратить внимание на художественное своеобразие лирики Пастернака.

 

Гр. 14 ГД

Литература 20.05.2020

Урок №.128 Тема. Роман «Доктор Живаго». Обзор.

Лекционный материал.

«Доктор Живаго» (1945-1955)

Это главный труд писателя.

1. События, изображенные в романе, – Первая мировая война, революция 1905, 1917г., Гражданская война, эпоха военного коммунизма, НЭП.

2. Главный герой – врач, интеллигент, пишущий стихи, – Юрий Андреевич Живаго. (Живаго – жизнь, сын бога)

3. Главная тема романа – человек и история, чувство ответственности за происходящее. В стихах доктора Живаго – свидетельство о времени и о себе.

4. Художественное своеобразие романа:

а) сочетание прозаической и стихотворной формы

б) образы-символы: свеча горящая – определение творчества; Лара – символ России; Живаго – жизнь, сын бога.

в) автобиографичность романа

г) нетрадиционное решение автором вопроса отношения к революции

 

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

 

До Пастернака революцию показывали либо с точки зрения сторонников – тогда все за, либо противников – все против. У Пастернака – объемное видение революции глазами интеллигента – как явление противоречивого, имеющего и созидательные и разрушительные элементы.

5. Судьба романа.

Отдал рукопись в редакции журналов «Новый мир» и «Знамя», роман был отвергнут. В письме-рецензии говорилось, что Пастернак исказил историческую роль Октябрьской революции. Пастернака называли очернителем, но он писал правду о красном терроре. В мае 1956 сотрудник иностранной комиссии союза писателей приехал в гости к Пастернаку с членом итальянской компартии и сотрудником итальянского радио в Москве, которому Пастернак передал рукопись, поэтому роман вначале издан в Италии и других европейских странах, а не на Родине.

6. Краткое содержание.

Врач Юрий Живаго женится на Тони и идет на войну. (Первая империалистическая война 1914 г.). Воюет, попадает в плен. Возвращается оборванный, заросший в Россию, там – революция. Вначале он принимает революцию, а жена его – дочь белогвардейского офицера, бежит за границу, а он остается. Затем сталкивается с красным террором, грубостью и насилием и отходит в сторону. Он не против того, что происходит, но против того как происходит. Женится на бывшей жене белогвардейского офицера. Они скрываются от преследования. Юрий пробирается в Москву, в свой бывший дом, но там живут другие жильцы. Он работает истопником, дворником. Его полюбила простая девушка, не очень образованная, грубоватая. Он женится на ней, но доктор Живаго не удовлетворен этой примитивной жизнью, чувствует себя потерянным, одиноким. Уходит от жены. Однажды в трамвае ему становится плохо, не хватает воздуха, он выходит и на рельсах умирает от сердечного приступа. Ему нет жизни без свободы, без воздуха, без Родины. Лара – Россия, расставшись с Россией, он гибнет. Гроб с телом помещают в комнату. В это время его разыскивает вторая жена, но приезжает к трупу. Пишет из-за границы и зовет к себе и первая жена Тоня и дочь. Живаго мертв. Главное, в романе, что Пастернак пишет об изуверствах не только белых, но и красных, которые соперничают по своей жестокости.

ЗАДАНИЕ:

Сообщение: значение романа Пастернака «Доктор Живаго».




ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ ДО 22.05.2020


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: