При планировании руководствуются различными методами: с использованием технико-экономических нормативов и экономико-математическое моделирование

АННОТАЦИЯ

 

Габитдинов А.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Варненский комбинат хлебопродуктов». - Челябинск: ЮУрГУ, ИОДО - 583, 86с., 2 ил., 27табл., 50 наименований литературы.

Объектом дипломного проекта является финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Варненский комбинат хлебопродуктов».

Цель дипломного проекта - разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния ОАО «Варненский комбинат хлебопродуктов».

В дипломном проекте выявлена сущность финансово-хозяйственной деятельности предприятия, проведен анализ деятельности ОАО «Варненский комбинат хлебопродуктов», разработаны рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия и составлен прогноз экономических показателей на 2009 - 2011 годы.

Результаты дипломного проекта имеют практическую значимость и могут применяться ОАО «Варненский комбинат хлебопродуктов» в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности.



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Сущность и формы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Методика анализа хозяйственной деятельности

. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ВАРНЕНСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ»

Горизонтальный и вертикальный анализ баланса

Анализ ликвидности

Анализ платежеспособности

Анализ финансовой устойчивости

Анализ прибыли и рентабельности

РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «ВАРНЕНСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ»

Рекомендации по улучшению финансового состояния ОАО «ВКХП»

Прогноз экономических показателей на 2009-2011 гг

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики финансы имеют первостепенное значение. Выдвижение на первый план финансовых аспектов деятельности субъектов хозяйствования, возрастание роли финансов является характерной чертой и тенденцией во всем мире.

Объект дипломного проекта - хозяйственная деятельность ОАО «Варненский комбинат хлебопродуктов» в целом, отдельные ее стороны и хозяйственные процессы.

Предмет дипломного проекта - анализ финансового состояния предприятия, анализ производственных и экономических результатов деятельности, состояние и использование основных фондов, затрат на производство и реализацию продукции, оценка эффективности.

Цель дипломного проекта - разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния ОАО «ВКХП».

Задачи дипломного проекта:

выявить сущность финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

оценка динамики состава и структуры активов, их состояния и движения;

оценка динамики состава и структуры источников собственного и заемного капитала, их состояния и движения;

провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ВКХП»;

рассчитать показатели платежеспособности предприятия и ликвидности активов его баланса;

разработать рекомендации по улучшению финансового состояния ОАО «ВКХП».

Результаты дипломного проекта, в частности разработанные рекомендации по повышению эффективности анализа финансово-хозяйственной деятельности, могут быть использованы при управлении ОАО «ВКХП».


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Сущность и формы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

 

Экономический анализ относится к наукам, изучающим экономику предприятий, отраслей и экономику в целом, и представляет собой систему специальных знаний для исследования хозяйственной деятельности.

Анализ (от греческого analysis) в буквальном понимании означает расчленение целого на составные элементы. Как один из общих методов познания природы и общества анализ применяется при изучении процессов, явлений и предметов в природе общества. Анализ основан на особенностях целого, что позволяет выявить главное в изучаемом предмете. Между различными предметами и явлениями существует связь, поэтому только анализ как разложение целого не обеспечивает всестороннего и глубокого их исследования. Его нужно дополнить синтезом (от греческого synthesis), что означает соединение частей в единое целое. Лишь анализ и синтез в единстве обеспечивают научное изучение явлений во всесторонней диалектической связи.

Как всеобщий метод познания анализ лежит в основе многих наук и конкретизируется применительно к данной сфере деятельности. Например: анализ экономики, анализ хозяйственной деятельности в разных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, торговле, сфере социально-бытовых услуг и т.д.

Экономический анализ предполагает использование комплекса цифровых (учетных) данных, а также системы методических приемов, позволяющих изучать различные стороны хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений. Хозяйственные процессы отражаются целой системой экономической информации, которая весьма динамична. При рациональной организации поток этой информации служит основой проведения экономического анализа. Последний проводится на микро- и макроуровне. Так, выделяют экономический анализ, позволяющий изучать экономические процессы на макроуровне (например, на уровне национальной экономики и отдельных отраслей), и экономический анализ на микроуровне, т. е. анализ деятельности отдельных предприятий и их внутренних структурных.

В приложении к сфере экономических отношений под анализом в широком смысле, т. е. экономическим анализом, можно понимать анализ в экономике как совокупности отношений, возникающих в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ. Этот термин дает обобщенную характеристику аналитических процедур, заключающихся в использовании некоторых моделей и методов, применяемых для оценки, осмысления и обоснования явлений или действий в экономике.

Предметом экономического анализа является производственно-сбытовая, снабженческая, финансово-хозяйственная деятельность предприятий, их структурных подразделений и ассоциаций. Эта деятельность проявляется в системе показателей, отражающихся в плановых, учетных, отчетных и прочих источниках информации. Также под предметом экономического анализа понимается исследование хозяйственных процессов, явлений, ситуаций хозяйствующих субъектов сточки зрения их результативности, т. е. конечных финансовых результатов их деятельности, складывающихся под воздействием внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов, и социально-экономической эффективности. Особенностью изучения хозяйственной деятельности субъекта является то, что экономические процессы, показатели, характеризующие деятельность хозяйствующего субъекта, изучаются не только в статике, но и в динамике.

Хозяйственные явления и процессы, их результаты, складывающиеся под воздействием различных факторов, получают соответствующее отражение в системе экономической информации, которая представляет собой совокупность данных, характеризующих хозяйственную деятельность.

Таким образом, объектом анализа хозяйственной деятельности являются хозяйствующие субъекты, экономические результаты их деятельности, финансовое состояние, платежеспособность, ликвидность, финансовые результаты (прибыль, рентабельность), объем продаж и производства, себестоимость и ресурсы.

Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности является всестороннее и глубокое изучение экономической информации о функционировании объекта анализа с целью принятия оптимальных управленческих решений, по выполнению программ выпуска и реализации продукции (работ, услуг), выявлению факторов и причин изменения и резервов роста. Это обусловлено, прежде всего, теми функциями, которые выполняет экономический анализ в системе других прикладных экономических наук.

Функции и принципы анализа хозяйственной деятельности предприятия

Анализ представляет собой исследования влияния внутренних и внешних факторов на результаты работы предприятия.

Одной из функций является изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия.

Важной функцией анализа хозяйственной деятельности является научное обоснование текущих и перспективных планов. Без глубокого экономического анализа результатов деятельности предприятия за прошлые годы и без обоснованных прогнозов на перспективу, без изучения закономерностей развития экономики предприятия, без выявления имевших место недостатков и ошибок нельзя разработать научно обоснованный план, выбрать оптимальный вариант управленческого решения.

К функциям анализа относится также контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Анализ проводится не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых результатов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы.

Одной из основных функций анализа является изучение влияния объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов на результаты хозяйственной деятельности, что позволяет объективно оценивать работу предприятия, делать правильную диагностику его состояния и прогноз развития на перспективу, выявлять основные направления поиска резервов повышения его эффективности.

Центральная функция анализа, которую он выполняет на предприятии - поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.

Следующая функция анализа - оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке товаров и услуг. Объективная диагностика деятельности предприятия способствует росту производства, повышению его эффективности, и наоборот.

Еще одна из функций анализа финансово-хозяйственной деятельности - это разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.

Аналитическое исследование, его результаты и их использование в управлении производством должны соответствовать определенным методологическим принципам, которые накладывают свой отпечаток на само аналитическое исследование и должно обязательно выполняться при организации, проведении и практическом использовании результатов анализа.

К числу основных принципов экономического анализа относятся:

1) Принцип государственности отражает государственный подход к оценке экономических явлений и состоит в том, что анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий различных форм собственности и их структурных подразделений предполагает учет экономической стратегии государства.

2) Принцип научности означает, что методология экономического анализа опирается на достижения экономической науки и учитывает действие экономических законов.

)   Принцип объективности предполагает исследование реальных экономических явлений и процессов, их причинно-следственные взаимосвязи. Он отражен в законодательных актах, предусматривающих различную степень ответственности лиц, допустивших фальсификацию данных учета и отчетности о деятельности предприятия. Тем самым, информация, используемая в процессе исследования, должна быть документально обоснованной и достоверной, отражать реальную финансово-хозяйственную деятельность данного предприятия.

4) Принцип системности и комплексности требует учета взаимосвязи отдельных факторов при изучении, измерении и обобщении их влияния на формирование экономических показателей. Все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия рассматриваются при этом не изолированно, а во взаимосвязи и динамике. Анализ проводится на всех уровнях управления, а его комплексность проявляется в системном рассмотрении всех стадий и показателей деятельности анализируемого объекта в их взаимосвязи.

5) Принцип оперативности касается быстрого и четкого выполнения предприятием заданий, реализации принятых решений. По результатам анализа намечаются мероприятия, направленные на улучшение финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

6) Принцип массовости означает привлечение к аналитической работе специалистов производственной сферы, от которой зависит повышение жизненного уровня населения. Процессы глобализации экономики, создание ровных условий для предприятий различных форм собственности способствуют повышению эффективности его деятельности, что достигается изысканием неиспользованных резервов в деятельности каждого подразделения предприятия.

)   Принцип эффективности выражается в том, что затраты на проведение анализа дают многократный эффект.

Рассмотренные принципы экономического анализа составляют основу аналитической работы на предприятиях, эффективность которой обеспечивается комплексностью их использования на любом уровне управления.

Анализ хозяйственной деятельности выступает как функция управления производством.

Функция управления - это особый вид управленческой деятельности, продукт специализации в сфере управления. Функции управления классифицируются на общие, или главные, отражающие содержание самого процесса управления, или специфические, отражающие различные объекты управления. Любая специфическая функция может быть осуществлена только с помощью общих функций, так как общие функции не могут осуществляться сами по себе, без приложения к какому либо объекту управления.

Основные функции экономической деятельности можно определить так:

1) Информационное обеспечение управления (сбор, обработка, упорядочение информации об экономических явлениях и процессах).

2) Анализ хода и результатов экономической деятельности, оценку возможности ее совершенствования на основе научно обоснованных критериев.

)   Планирование как функцию управления, предполагающее прогнозирование, перспективное и текущее планирование экономической системы хозяйствования.

)   Организацию эффективного функционирования элементов хозяйственного механизма в целях оптимизации трудовых, материальных и денежных ресурсов и управленческих решений.

)   Контроль за ходом выполнения бизнес-планов и управленческих решений.

Виды и классификация анализа хозяйственной деятельности предприятия

В основе классификации видов экономического анализа лежит классификация функций управления, так как экономический анализ является необходимым элементом выполнения каждой функции управления экономикой. Классификация анализа хозяйственной деятельности необходима для правильного понимания его содержания и определения задач (рисунок 1).

В практике аналитической работы применяется несколько классификаций, касающихся экономического анализа и различающихся по выбранным критериям:

времени проведения;

отдельным объектам управления;

функционально-взаимосвязанным объектам управления;

методике изучения объектов;

субъектам (пользователям) анализа;

уровням и масштабам управления;

охвату изучаемых объектов;

содержанию программы анализа.

Рассмотрим отдельные виды экономического анализа.

По времени проведения анализ хозяйственной деятельности подразделяется на предварительный (перспективный) и текущий (ретроспективный, исторический).

Предварительный (прогнозный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов. Раскрывая картину будущего, перспективный анализ обеспечивает управляющую систему информацией для решения предполагаемых задач стратегического управления. При разработке бизнес-планов такой анализ выступает основной формой предплановых исследований, позднее - в ходе выполнения бизнес-планов - как инструмент предвидения и оценки ожидаемых результатов.

Перспективный анализ в зависимости от длины времени горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный анализ охватывает период до одного года и используется для выработки тактической политики предприятия, а долгосрочный - свыше года и используется для выработки стратегической политики предприятия.

Текущий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятия, диагностики его состояния. Проводится, как правило, по главным отчетным периодам хозяйствования, в основном на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета. Этот вид анализа имеет и существенный недостаток, а именно, выявленные резервы свидетельствуют о навсегда потерянных возможностях роста эффективности производства, поскольку относятся только к прошлому периоду. В процессе анализа регистрируются хозяйственные ситуации, а результаты учитываются лишь в будущей работе, так как управляющая система получает информацию, как правило, поздно и исправить недостатки уже нельзя. В целом по предприятию составляется пояснительная записка к годовому отчету по итогам работы за год, где дается оценка хозяйственной деятельности, и рекомендуются пути повышения эффективности.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый (результативный). Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени. Он направлен на решение задач, стоящих перед оперативным управлением хозяйственной системой. Его главная задача - постоянный контроль рациональности функционирования хозяйственной системы, выполнения плановых заданий, производства и реализации, а также своевременное выявление и использование внутрипроизводственных резервов с целью достижения уровня показателей бизнес-плана. Оперативный анализ охватывает: оценку степени влияния различных факторов на отклонения от норм по соответствующим показателям; выяснение конкретных причин действия отдельных факторов, установление виновных; быструю разработку и осуществление мероприятий, направленных на устранение отрицательных факторов, распространение передового опыта. Отличительная черта этого анализа - исследование экономических показателей в натуральном выражении, составляющих основу первичной документации и материалов личного наблюдения. Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени. Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

Итоговый и оперативный анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности бизнеса.

Перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности развития экономики, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт, раскрыть последствия ранее принятых управленческих решений, что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу.

По объектам управления выделяют функциональный, технический, управленческий, маркетинговый, бизнес-анализ, социальный, экологический анализы.

Функциональный анализ направлен на потребительские свойства конкретных изделий. Его цель - оптимизация этих свойств для наиболее полного удовлетворения запросов потребителей с учетом последних достижений науки и техники. В процессе анализа оцениваются потребительские качества продукции и определяются основные направления их улучшения, многофункциональность использования, возможности расширения рынка сбыта продукции, рекламы, изучаются аналогичные изделия конкурентов.

Технический анализ связан с причинно-следственными связями технических процессов и их влиянием на хозяйственную деятельность предприятия, зависимую от обновления производства, оснащения его новыми высокими технологиями, более совершенной техникой. Оценивается технический уровень изделий, их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках и по результатам анализа определяются пути достижения мировых стандартов.

Управленческий анализ ставит целью предоставление руководству предприятия информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Данный анализ носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.

Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

Бизнес-анализ - это исследование хозяйственных процессов, к которым относятся производственные, научно-технические, снабженческие, сбытовые, финансовые и другие экономические процессы, протекающие на предприятиях в ходе производства продукции и оказания услуг. Объектами бизнес-анализа являются: формирование себестоимости и эффективность использования затрат на выпуск готовой продукции, ее реализацию; экономические результаты производственно-хозяйственной деятельности. Такой анализ позволяет обнаружить неиспользованные возможности и повысить эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятий.

Социальный анализ выражается в изучении социальных процессов и позволяет выявить негативные и позитивные тенденции, разрабатывать предложения по развитию социальной инфраструктуры, включать их в коллективные договоры.

Экологический анализ связан с оценкой соответствия деятельности предприятия требованиям безопасности, охраной окружающей природной среды, защитой от чрезвычайных ситуаций, формированием информации для оценки инвестиционной привлекательности объекта и его реальной значимости при обеспечении безопасности населения и территории.

По функциональному признаку, по той роли и задачам, которые выполняет анализ, выделяют технико-экономический, социально-экономический, финансово-экономический и эколого-экономический виды анализа.

Технико-экономический анализ предполагает обращение к техническим процессам, характерным для производства продукции с конкретно заданными свойствами, и соответствующим материальным, трудовым и финансовым затратам. Его предметом служат причинно-следственные связи технических и экономических параметров, обусловливающие конечные результаты деятельности предприятия.

Социально-экономический анализ проводят экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы. Он изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Цель - исследование возможностей социально-экономического развития предприятия, повышения трудовой мотивации и ее влияния на экономику предприятия.

Важное место среди всех видов анализа хозяйственной деятельности предприятия занимает финансово-экономический анализ, который может быть охарактеризован как процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования. Основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия. Главная цель анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и повышения его платежеспособности.

Эколого-экономический анализ направлен на исследование причинно-следственных связей, представляющих собой результаты взаимодействия экологических и экономических процессов по улучшению взаимодействия человека и природы. Целью анализа является изыскание возможностей сохранения экологической среды для улучшения здоровья людей, создание экологически чистых производств. Он предполагает оценку экологических аспектов деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду; соблюдения требований внутренних и внешних стандартов, правил и норм; возможности обеспечения преимуществ в конкурентоспособности за счет экологических факторов.

По методике изучения объектов различают анализ:

- сопоставительный (выражается в сравнении отчетных данных передовых предприятий о результатах их хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет);

- факторный (направлен на выявление степени влияния различных факторов на прирост и уровень результативных показателей);

- диагностический (представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данных нарушений);

- маржинальный (метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли, а также деления затрат на постоянные и переменные);

- экономико-математический (позволяет выбирать наиболее оптимальный вариант решения той или иной экономической задачи, выявить резервы повышения эффективности за счет более полного использования ресурсов);

детерминированный (применяется для исследования функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями);

стохастический (используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами деятельности предприятий);

функционально-стоимостной (направлен на исследование функций изделий и соответствующих им стоимостей. Цель анализа - это оптимизация функций изделий и затрат на их обеспечение. Предметом анализа служат причинно-следственные связи между потребительной стоимостью и стоимостью конкретных видов изделий. Основное назначение состоит в выявлении и предупреждении лишних затрат за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов);

качественный (это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов);

- количественный (основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов).

По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

По охвату изучаемых объектов выделяют внутрипроизводственный, отраслевой, региональный и народно-хозяйственный анализ.

Внутрипроизводственный анализ характеризуется особенностью, которая заключается в его детализации по отдельным подразделениям, в оценке их вклада в достижения предприятия. Анализ заключается в объективной и всесторонней оценке выполнения плановых заданий подразделениями, определении и измерении факторов и причин, обусловивших результаты производства, выявлении внутризаводских резервов, разработке мероприятий по их использованию, исследовании экономических особенностей функционирования и развития отдельного подразделения, выявлении и распространении передового опыта.

Отраслевой анализ охватывает все уровни управления отраслью. При проведении анализа используется сводная бухгалтерская, статистическая, оперативная и специальная отчетность. Помимо сводных отчетов требуется привлечение специальной отчетности о внедрении новой техники, качестве продукции с различным уровнем затрат, подготовке кадров, нормировании труда, материальных ресурсах, научной организации труда.

Региональный анализ имеет дело со сводной отчетностью. Отличительной чертой является оценка горизонтальных связей, характеризующих состояние и развитие экономики региона. В качестве объекта выступают региональные структуры.

Народно-хозяйственный анализ позволяет исследовать экономику по всей совокупности протекающих в ней процессов, так и по отдельным ее элементам. Этот вид анализа позволяет изучать три группы проблем: состояние и развитие экономики страны; хозяйственную деятельность объединения, предприятия, его структурного подразделения; хозяйственную деятельность любого участка и отдельного рабочего места.

По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на сплошной (выводы делаются после изучения всех без исключения объектов) и выборочный (выводы делаются по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа).

По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. Комплексный анализ охватывает всю взаимосвязанную совокупность показателей предприятия или его структурной единицы, отражающих полностью или частично хозяйственную, производственно-коммерческую и финансовую деятельность за определенный период, а также финансовое положение субъекта. Его результаты отражаются в объяснительной записке к периодическому отчету, а также в принятом на его основании решении. Анализ включает также изучение и оценку выполнения планов и динамики выпуска и реализации продукции, себестоимости, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансового состояния предприятия и его финансовых результатов.

Тематический (локальный) анализ направлен на изучение отдельных сторон деятельности предприятия или на исследование определенного круга функциональных вопросов в пределах одной структурной единицы предприятия или объединения. Также анализ применяется при изучении особо актуальных вопросов, связанных, в частности, с эффективностью реализации разных товаров на определенных рынках или одного товара на разных рынках. Анализ по одинаковой проблеме может производиться одновременно по ряду однотипных предприятий и объединений, а также по одному или нескольким показателям хозяйственной деятельности (например, издержки производства, отдельные статьи затрат).

Каждая из названных форм анализа хозяйственной деятельности предприятия своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения.

 

1.2 Методика анализа хозяйственной деятельности. Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности

финансовый устойчивость ликвидность платежеспособность

В финансовом анализе применяются различные методы, разработанные изначально в рамках той или иной экономической науки.

Метод показателей формируется в ходе планирования, учета и анализа, разработки систем и подсистем экономической информации. Задачей анализа является раскрытие и изучение причин (факторов) изменения показателей, входящих в систему.

Все методы экономического анализа можно разделить на качественные и количественные.

Качественные методы позволяют на основе анализа сделать качественные выводы о финансовом состоянии предприятия, уровне его ликвидности и платежеспособности, об инвестиционном потенциале и кредитоспособности организации.

Количественные методы дают возможность оценить степень влияния факторов на результативный показатель, рассчитать уравнения регрессии для их использования в планировании и прогнозном анализе, найти оптимальное решение по использованию производственных ресурсов экономического анализа - это прием, подход, способ изучения хозяйственных процессов в их динамике и статике.

Характерными особенностями методов экономического анализа являются:

использование системы показателей;

изучение причин изменения этих показателей;

выявление и измерение взаимосвязи между показателями.

При проведении аналитических расчетов финансового характера используются приемы и методы, заимствованные из различных наук и систематизированные в рамках анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Существуют различные классификации методов анализа, одна из них представлена на рисунке 2.

 


 

 

Рисунок 2 - Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности

 

Первый уровень классификации выделяет неформализованные и формализованные методы анализа. Первые основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не с помощью строгих аналитических зависимостей. К ним относятся методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические, сравнения, построения систем показателей, построения систем аналитических таблиц. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеет интуиция, опыт и знания аналитика. Общую черту - неформализуемость, объединяющую методы первой группы, нужно понимать с определенной долей условности.

Ко второй группе относятся методы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости. Известны десятки этих методов, они составляют второй уровень классификации:

1) Неформализованные методы анализа

Наименование этой группы методов достаточно условно. Смысл его заключается в том, что относимые сюда методы и приемы анализа в принципе весьма импровизационны. Тем не менее, некоторые из них, например, методы экспертных оценок, достаточно хорошо проработаны и систематизированы в научной и учебно-методической литературе, в том числе и с позиции привлекаемого математического аппарата.

- Разработка системы показателей

Этот метод особенно значим в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Дело в том, что более или менее объективное суждение о предприятии можно составить лишь на основе некоторых индикаторов. Не случайно годовой отчет любой крупной компании начинается с раздела «Основные индикаторы», в котором приводятся ключевые финансовые показатели, комплексно характеризующие финансовое положение и результаты деятельности данной компании.

Поскольку по одному индикатору, каким бы хорошим он ни был, обычно невозможно получить полное представление о предприятии, рекомендуется работать с системой показателей.

Термин «система показателей» широко распространен в экономических исследованиях. Именно комплексность анализа предполагает использование в работе некоторых наборов, совокупностей показателей. Аналитик в соответствии с определенными им критериями пытается отобрать показатели, формирует из них систему, проводит ее анализ.

Определение понятия «система показателей» дается в научной и учебной литературе - под системой показателей, характеризующей определенный экономический субъект или явление, понимается совокупность взаимосвязанных величин, всесторонне отображающих состояние и развитие данного субъекта или явления.

Такое определение носит весьма общий характер. Поэтому для практического использования в научной литературе разработан ряд требований, которым должна удовлетворять система показателей. Важнейшими из них, имеющими методологическое значение, являются: а) необходимая широта охвата показателями системы всех сторон изучаемого субъекта или явления; б) взаимосвязь этих показателей; в) верифицируемость.

Метод сравнения

Сравнение - это действие, посредством которого устанавливается сходство и различие явлений объективной действительности. С помощью этого метода решаются следующие основные задачи: выявление причинно-следственных связей между явлениями; проведение доказательств или опровержений; классификация и систематизация явлений.

Процедура сравнения в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает в себя несколько этапов: выбор сравниваемых объектов; выбор вида сравнения (динамическое, пространственное, по отношению к плановым значениям); выбор шкал сравнения и степени значимости различий; выбор числа признаков, по которым должно производиться сравнение; выбор вида признаков, а также определение критериев их существенности и не существенности; выбор базы сравнения.

Проводить сравнение можно по одному или нескольким критериям. В первом случае используются следующие методы и виды сравнения:

- сравнение факта с планом (на этом методе основан анализ отклонений);

сравнение по данному критерию в динамике, расчет среднего темпа роста (снижения) значения данного показателя за единицу времени;

сравнение с эталоном (норматив, предприятие-конкурент и т.п.);

ранжирование с использованием относительных показателей (например, ранжирование по рентабельности);

использование специальных статистических показателей вместе с их характеристическими значениями (например, оценка риска ценных бумаг осуществляется с помощью показателей вариации).

Для проведения комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия сравнения по одному критерию явно недостаточно. В развернутом анализе экономические субъекты сравниваются сразу по нескольким критериям (например, по уровню рентабельности, оборачиваемости, росту продаж и т. д.). При этом не все показатели равнозначны - многие из них несоизмеримы или могут действовать разнонаправлено. В этом случае следует использовать какой-либо способ ранжирования. Составленные с использованием этих методов рейтинги, дают комплексную оценку деятельности экономических субъектов, позволяя выявить лучшие по целому ряду показателей.

- Построение аналитических таблиц

Построение аналитических таблиц является одним из важнейших приемов проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности. Любой годовой отчет, аналитическая записка, аналитическое обоснование конкретного управленческого решения, как правило, содержат множество подобных таблиц. Недооценивать значимость таблиц не следует, поскольку, во-первых, грамотное построение аналитических таблиц является составной частью общей культуры оформления отчетной документации и, во-вторых, в процессе подготовки и оформления материала в табличной форме нередко более выпукло проявляются некоторые закономерности и характеристики в отношении описываемого субъекта, процесса или явления.

Аналитические таблицы используются на всех этапах проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности:

- на этапе подготовки в таблице систематизируются исходные данные, осуществляется предварительная их группировка, рассчитываются отдельные промежуточные итоги и анализируются показатели;

на этапе аналитической обработки данных с помощью таблиц могут осуществляться конкретные вычисления, включая факторный анализ;

- на этапе представления результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности в таблице осуществляется свод наиболее важных показателей, полученных в результате анализа.

Таким образом, основное предназначение аналитических таблиц - систематизация исходных данных, проведение аналитических расчетов и оформление результатов анализа.

Использование таблиц при проведении аналитических процедур и представлении результатов анализа обеспечивает: снижение объема исходных данных в отчетных документах; систематизацию данных и выявление закономерностей; наглядность; уменьшение объема аналитических записок.

Аналитическая таблица - это форма наиболее рационального, наглядного и систематизированного изложения исходных данных, простейших алгоритмов их обработки и полученных результатов.

Построение макетов таблиц является важным этапом в проведении анализа, поэтому прежде чем приступить к сбору данных, необходимо, по возможности, разработать все макеты аналитических и статистических таблиц, в которые будут заноситься исходные данные и результаты анализа.

Прием детализации

Детализация представляет собой один из наиболее распространенных приемов анализа во многих областях науки, в том числе и в анализе финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. При сочетании с другими приемами детализация позволяет всесторонне оценить исследуемые явления и вскрыть причины создавшегося положения. В зависимости от сложности явления, описывающие, его показатели расчленяются, по временному признаку, по месту совершения хозяйственных операций, центрам ответственности или составным частям.

Анализ показателей, детализируемых по хронологическим периодам, выявляет динамику и ритмичность протекания хозяйственных явлений. Детализация по времени позволяет установить периоды (месяцы, дни), на которые стабильно приходятся лучшие или худшие результаты, т. е. выявить определенные закономерности.

Разложение данных по месту совершения хозяйственных операций позволяет установить наиболее и наименее эффективные подразделения предприятия, а также регионы, лучшие или, наоборот, неудачные для реализации продукции.

Детализация по центрам ответственности позволяет индивидуализировать оценку работы исполнителя, определять право сотрудников на материальное поощрение. Выделение центров ответственности является одним из ключевых элементов организации системы управленческого учета на предприятии.

Одной из наиболее значимых разновидностей детализации как общеэкономического метода анализа является факторный анализ, смысл которого как раз и состоит в том, чтобы, основываясь на теоретических представлениях о причинно-следственных связях в экономике, идентифицировать, выделить из общей совокупности и оценить факторы, имеющие наибольшую значимость для данного объекта или явления.

Методы экспертных оценок

Эти методы весьма распространены как в научной, так и в практической деятельности. Один из наиболее популярных - дельфийский метод, разработанный американской корпорацией РЭНД и получивший название от города Дельфы.

Метод представляет собой обобщение оценок экспертов, касающихся перспектив развития того или иного экономического субъекта. Особенность метода состоит в последовательном, индивидуальном анонимном опросе экспертов.

Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами. Выявляются преобладающие суждения экспертов, сближаются их точки зрения. После этого все эксперты могут менять мнение, а процедура повторяется.

Еще один метод экспертной оценки - морфологический анализ - представляет собой метод систематизированного обзора всех возможных вариантов развития отдельных элементов исследуемой системы, построенный на полных и строгих классификациях объектов и явлений, их свойств и параметров. Применяется в прогнозировании сложных процессов при написании разными группами экспертов сценариев и сопоставлении их друг с другом для получения комплексной картины будущего развития.

Метод сценариев также относится к группе методов экспертной оценки и подразумевает преимущественно качественное описание возможных вариантов развития исследуемого объекта или явления при различных сочетаниях определенных условий. Он должен в развернутой форме продемонстрировать возможные варианты развития событий для их дальнейшего детального анализа и выбора наиболее реальных или благоприятных. Этот аналитический прием активно, когда необходимо выделить некоторые узловые моменты в процессе, явлении, варианте действий, не вдаваясь в подробности.

Методы чтения и анализа бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская (финансовая) отчетность в условиях рынка становится практически единственным достоверным средством коммуникации.

Любой аналитик, а в качестве его может выступать руководитель, менеджер, финансист, бухгалтер, аудитор и другие, безусловно, сталкивается, хотя бы периодически, с необходимостью воспользоваться отчетностью либо собственного предприятия, либо контрагента. Любой специалист, имеющий отношение к экономике, бизнесу, управлению, не может считать себя таковым, если он не владеет принципами чтения и анализа бухгалтерской отчетности.

Безусловно, методики чтения отчетности разнообразны и жестко не формализуемы. Тем не менее, определенная последовательность в их практической реализации может быть сформулирована.

2) Элементарные методы микроэкономического анализа

Особое место в этой группе занимают так называемые методы (приемы) факторного анализа: методы цепных подстановок, арифметических разниц, выделения изолированного влияния факторов, дифференциальный, логарифмический, интегральный.

- Балансовый метод

Анализ хозяйственной деятельности был выделен из бухгалтерского учета; поэтому не случайно из бухгалтерии пришел в анализ и один из весьма распространенных приемов - метод балансовой увязки. Этот метод применяется при изучении соотношения двух групп взаимосвязанных показателей, итоги которых должны быть равны между собой. Своим названием он обязан бухгалтерскому балансу, который был одним из первых исторических примеров увязки большого числа экономических показателей двумя равными итоговыми суммами. Особенно широко распространено использование метода при анализе правильности размещения и использования хозяйственных средств и источников их формирования. Балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены правильно.

Прием процентных чисел

Один из достаточно распространенных методов анализа финансово-хозяйственной деятельности - прием процентных чисел, представляющий собой табличную реализацию алгоритма, заложенного в индекс структурных сдвигов. С помощью приема процентных чисел оценивается влияние структурных сдвигов в некотором явлении на изменение результативного показателя.

- Приемы детерминированного факторного анализа

В эту группу относятся приемы, позволяющие оценить влияние того или иного фактора при проведении факторного анализа с помощью жестко детерминированных моделей. Суть каждого метода (приема) заключается в предложении собственного алгоритма расчета частных приращений результативного показателя. Поскольку алгоритмы распределения различны, в результате применения каждого из приемов к одной и той же модели получают (за редким исключением) различные факторные разложения.

Дифференциальный метод

Свойства данного метода: нет полного разложения; не требуется установления очередности изменения факторов в модели; носит достаточно искусственный характер, поскольку требует непрерывности функции f и бесконечно малого изменения признаков, чего в экономических исследованиях не может быть в принципе, так как многие показатели изменяются дискретно.

Прием цепных подстановок

Свойства этого метода: является универсальным, весьма простым и наглядным методом, применяемым для любых типов моделей; достигается полное факторное разложение; требуется установление очередности изменения факторов, причем изменение порядка замены приводит к иному факторному разложению (меняются лишь абсолютные значения частных приращений, но не их знаки); обоснованный способ установления такой очередности отсутствует; не аддитивен во времени.

- Прием арифметической разницы

Свойства метода: является следствием приема цепных подстановок, обладая всеми его достоинствами и недостатками; применяется, в основном, при анализе аддитивных и мультипликативных моделей.

- Метод выявления изолированного влияния факторов

Свойства: нет полного разложения; не требуется установления очередности изменения факторов; является самым простым методом.

Логарифмический метод

Свойства метода: достигается полное разложение; не требуется установления очередности изменения факторов; применяется в анализе мультипликативных и кратных моделей.

Интегральный метод

Факторное разложение находится с помощью специальных расчетных формул, которые для удобства пользования табулированы для наиболее распространенных видов моделей.

Свойства: достигается полное разложение; не требуется установления очередности изменения факторов; аддитивен во времени; значительная сложность (техническая) расчетов; определенная условность применения, вызванная причинами, изложенными при характеристике дифференциального метода.

Факторный анализ имеет смысл только в том случае, если выделенные факторы поддаются хотя бы минимальному управлению, т.е. прямому или косвенному воздействию со стороны финансового менеджера, руководителя, работника. Факторные модели строятся именно для того, чтобы понять внутренний механизм взаимосвязи тех или иных сторон деятельности предприятия, попытаться нащупать ключевые факторы, которыми можно осознанно управлять, тем самым, влияя на конечные финансовые результаты. Прежде чем решать какую-то задачу, в том числе и с применением сложного математического аппарата, нужно хорошенько подумать, что делать с полученными результатами.

- Метод средних величин

Роль средних величин заключается в обобщении, т. е. замене множества индивидуальных значений признака некоторой средней величиной, характеризующей всю совокупность явлений. Средняя величина обобщает качественно однородные значения признака и является типической характеристикой признака в данной совокупности.

Средняя величина не фиксирована раз и навсегда, поскольку значение средней зависит как от значений отдельных элементов совокупности, так и от ее состава и структуры. Таким образом, не только средние значения величин, но и тенденции их изменения можно рассматривать в качестве индикаторов положения предприятия на рынке и успешности его финансово-хозяйственной деятельности в данной отрасли.

Существует несколько видов средних величин. Наибольшее распространение в микроэкономическом анализе получили: средняя арифметическая, средняя геометрическая и средняя хронологическая.

Средняя арифметическая величина - это такое среднее значение признака, при вычислении которого общий объем признака в совокупности равномерно распределяется между всеми ее единицами. Например, предположим, что на предприятии работает и работников, причем величины заработной плата любых двух работников не совпадают.

Средняя геометрическая позволяет сохранять неизменным не сумму, как это имеет место в случае со средней арифметической.

В анализе финансово-хозяйственной деятельности широко используется средняя хронологическая. Дело в том, что одна из основных классификаций экономических показателей подразумевает их подразделение на интервальные и моментные. Для усреднения интервальных показателей чаще всего используется формула средней арифметической; что касается усреднения моментных показателей, то здесь как раз и применяется формула средней хронологической.

Метод группировки

Этот метод имеет достаточное распространение в анализе финансово-хозяйственной деятельности. Группировка - расчленение совокупности данных на группы с целью изучения ее структуры или взаимосвязей между компонентами. В процессе группировки единицы совокупности распределяются по группам в соответствии со следующим принципом: различие между единицами, отнесенными к одной группе, должно быть меньше, чем различие между единицами, отнесенными к разным группам.

В общем случае процесс группировки данных включает в себя несколько этапов: определение (тем или иным способом) количества групп; определение границ интервалов (обычно производится округление формально полученных данных).

Основное правило при проведении группировки состоит в следующем: не должно быть пустых или мало заполненных интервалов.

В анализе финансово-хозяйственной деятельности используются в основном два вида группировок: структурные и аналитические.

Структурные группировки предназначены для изучения структуры и состава совокупности, происходящих в ней сдвигов относительно выбранного варьирующего признака.

Аналитические группировки предназначены для изучения взаимосвязей между двумя и более показателями, характеризующими исследуемую совокупность. Один из показателей при этом рассматривается как результатный, а остальные - как факторные. По аналитической группировке можно рассчитать силу связи между факторами.

Элементарные методы обработки рядов динамики

Аналитику приходится постоянно сталкиваться с необходимостью оперирования с рядами динамики.

Динамический, или временной, ряд - это совокупность значений изучаемого показателя, относящихся к некоторым последовательным интервалам или моментам времени; в первом случае ряд называется интервальным, во втором моментным. Временной интервал, заложенный в основу ряда, чаще всего предполагается постоянным (год, месяц, день и т.п.). Пример интервального ряда: данные о годовом товарообороте магазина за ряд лет; пример моментного ряда: данные о стоимости основных средств данного магазина на начало года за ряд лет.

Индексный метод

Один из наиболее востребованных методов анализа индексный метод. Индекс это относительная величина, характеризующая соотношение двух значений показателя, описывающего одно и то же явление.

С помощью индексного метода в анализе решаются следующие задачи: оценка изменения уровня явления, выявление роли отдельных факторов в изменении результативного показателя, оценка влияния изменения структуры совокупности, на динамику среднего уровня анализируемого показателя, пересчет показателей для сравнения и др. Особенно широкое применение эти задачи находят в факторном анализе. Логика решения большинства из перечисленных задач достаточно очевидна. Определенную сложность представляет лишь задача оценки влияния изменения структуры совокупности, на динамику среднего уровня анализируемого показателя.

3) Математико-статистические методы изучения связей

Эти методы пришли в микроэкономический анализ из экономической статистики, которая, в свою очередь, заимствовала их из статистики математической. Как и любые методы, разработанные в рамках математических наук, методы изучения связей сопровождаются целым рядом оговорок и допущений, которые в экономических исследованиях далеко не всегда выполняются.

- Корреляционный анализ

Представляет собой метод установления связи и измерения ее тесноты между наблюдениями, которые можно считать случайными и выбранными из совокупности, распределенной по многомерному нормальному закону. Корреляционной называется такая статистическая связь, при которой различным значениям одной переменной соответствуют разные средние значения другой.

Основной особенностью корреляционного анализа следует признать то, что он устанавливает лишь факт степени тесноты связи, не показывая ее причин.

Регрессионный анализ

Регрессионный анализ - это метод установления аналитического выражения стохастической зависимости между исследуемыми признаками. Уравнение регрессии показывает, как в среднем изменяется результативный (зависимый) показатель у при изменении любого из независимых показателей (факторов) хi-, и имеет вид

=f(x1,x2,...,х),

 

где у - зависимая переменная (следствие);

xi - независимая переменная (фактор).

Если зависимая переменная одна, имеет место простой регрессионный анализ. Если же их несколько, т.е. n > 2, такой анализ называется многофакторным.

В ходе регрессионного анализа решаются две основные задачи:

построение уравнения регрессии, т. е. нахождение вида зависимости между результатным показателем и независимыми факторами;

оценка значимости полученного уравнения, т. е. определение того, насколько выбранные факторные признаки объясняют вариацию признака у.

Применяется регрессионный анализ главным образом для прогнозирования, планирования, а также для разработки нормативной базы.

Методы современного факторного анализа

В эту группу входят методы анализа многофакторных зависимостей в условиях, когда факторы существенно контактируют между собой. Дело в том, что практическое применение классических регрессионных моделей в экономическом анализе сопряжено с необходимостью преодоления ряда трудностей, основные из которых - мультиколлинеарность факторов. Особенность экономического анализа заключается в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности показателей, поэтому бездумное и необоснованное включение в регрессионную модель бессистемно отобранных показателей нередко приводит к искусственности модели, невозможности ее использования на практике. Аппарат современного факторного анализа позволяет свести десятки исходных признаков (факторов) к нескольким обобщенным, которые не наблюдаются непосредственно при исследовании, но, тем не менее, появляются в модели как линейные комбинации исходных признаков и поддаются определенной интерпретации.

Дисперсионный анализ

Дисперсионный анализ - это статистический метод, позволяющий подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что две выборки данных относятся к одной генеральной совокупности. В применении к анализу деятельности предприятия можно сказать, что дисперсионный анализ позволяет определить, относятся группы разных наблюдений к одной и той же совокупности данных или нет.

Дисперсионный анализ часто используется совместно с методами группировки. Задача его проведения в этом случае состоит в оценке существенности различий между группами.

Кластерный анализ

Кластерный анализ - один из методов многомерного анализа, предназначенный для группировки (кластеризации) совокупности, элементы которой характеризуются многими признаками. Значения каждого из признаков служат координатами каждой единицы изучаемой совокупности в многомерном пространстве признаков. Каждое наблюдение, характеризующееся значениями нескольких показателей, можно представить как точку в пространстве этих показателей, значения которых рассматриваются как координаты в этом многомерном пространстве.

Методы обработки пространственно-временных совокупностей показателей

В ходе любого экономического анализа с неизбежностью приходится сталкиваться с информационными массивами в виде совокупностей показателей. В общем виде они подразделяются на три группы:

- временная, т. е. ряд динамики (например, динамика доходности акций некоторой компании, динамика запасов товарно-материальных ценностей и др.);

пространственная, т. е. совокупность показателей по группе объектов на определенную дату или за определенный период (например, данные о товарообороте за некоторый период по ряду предприятий);

пространственно-временная, т. е. совокупность показателей по группе объектов за ряд периодов (например, данные о доходности облигаций нескольких эмитентов в динамике); очевидно, что данный тип совокупности показателей обобщает два предыдущих.

Техника аналитической обработки информационных массивов для первых двух ситуаций достаточно проработана и сводится чаще всего к корреляционно-регрессионному анализу. Что касается последней ситуации, то она более сложна как в техническом, так и в процедурном планах.

Для количественной обработки пространственно-временных структур в экономической статистике разработан ряд методов.

Метод предварительного усреднения данных заключается в следующем: усредняются исходные данные по каждому показателю и каждому объекту, т. е. если были данные, например, по годам, то после усреднения вместо к матриц значений факторных показателей и к векторов значений результативного показателя получают одну матрицу и один вектор из усредненных по периодам показателей. Иными словами, пространственно-временная совокупность сведена к пространственной, которую можно подвергнуть обычному корреляционно-регрессионному анализу.

Метод обьекто-периодов (заводо-лет) используется, когда исследуемая совокупность мала по объему: в этом случае весь массив данных рассматривается как одна совокупность, единицами наблюдения которой являются так называемые «объекто-периоды». Далее проводится корреляционно-регрессионный анализ.

Метод усреднения параметров одногодичных уравнений регрессии предусматривает построение уравнения регрессии для каждого года; далее простым усреднением параметров этих уравнений (коэффициентов регрессии) находят усредненное уравнение, которое и используется как характеристика связи пространственно-временной совокупности.

Ковариационный анализ, сочетающий свойства дисперсионного анализа, предназначенного для изучения влияния на результативный признак качественных признаков, и регрессионного анализа, предназначенного для изучения связей количественных признаков, обеспечивает построение по специальным алгоритмам, так называемой средней формы уравнения регрессии.

) Методы теории принятия решений

Аналитик, как правило, выполняет вспомогательные функции, обеспечивая аналитическими расчетами лицо, принимающее решение. Тем не менее, нередки ситуации, когда ответственность за аналитическое обоснование решения и его принятие возлагается на одно и то же лицо. Именно в этом случае и возникает необходимость в овладении методами, разработанными в рамках так называемой теории принятия решений.

- Имитационное моделирование

В основе методов имитационного моделирования и прогнозирования лежат модели различного типа, однако наибольшую распространенность на практике получил анализ с помощью моделей, описывающих функциональные, или жестко детерминированные, связи, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака.

Имитационное моделирование финансово-хозяйственной деятельности основано на сочетании формализованных (математических) методов и экспертных оценок специалистов и руководителей хозяйствующего субъекта, но с превалированием последних. Поэтому для разработки долгосрочного прогноза со стороны администрации необходимо включить двух-трех специалистов от различных служб и подразделений предприятия (коммерческой службы, планового отдела, финансового отдела и бухгалтерии).

- Метод построения дерева решений

Принятие решений экономического характера может осуществляться в одной из следующих четырех ситуаций: в условиях определенности, риска, неопределенности и конфликта. Первая ситуация имеет место в том случае, если можно с приемлемой точностью предсказать однозначно трактуемые последствия принятого решения. В условиях риска поле возможных исходов, т. е. последствий принятого решения, вариабельно, однако значения исходов и вероятности их появления поддаются количественной оценке. В условиях неопределенности подобной оценки сделать уже нельзя, т. е. не могут быть перечислены все возможные исходы и/или заданы их вероятности. В условиях конфликта принятие решения осложняется не только и не столько возможностью проявления действия некоторых случайных факторов, сколько необходимостью учета безусловного, осознанного и активного противодействия участников «конфликтной» ситуации, причем число этих участников, их информационные и другие ресурсы и возможности могут быть заранее не известны.

Линейное программирование

Метод линейного программирования, наиболее распространенный в прикладных экономических исследованиях ввиду его достаточно наглядной интерпретации, позволяет хозяйствующему субъекту дать обоснование наилучшему (по формальным признакам) решению в условиях более или менее жестких ограничений относительно доступных для предприятия ресурсов. С помощью линейного программирования в анализе финансово-хозяйственной деятельности решается ряд задач, в первую очередь относящихся к процессу планирования деятельности - он позволяет отыскивать оптимальные параметры выпуска и способы наилучшего использования имеющихся ресурсов.

Суть метода линейного программирования заключается в поиске максимума или минимума выбранной в соответствии с интересами аналитика целевой функции при имеющихся ограничениях.

На практике метод линейного программирования нашел применение в системах управленческого учета и внутреннего анализа, в частности при решении зад


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: