Система управления персоналом: сущность и основные понятия

Оглавление

Введение

1. Теоретические основы совершенствования системы управления персоналом предприятия

Система управления персоналом: сущность и основные понятия

Цели и функции системы управления персоналом

Направления совершенствования системы управления персоналом предприятия

. Анализ системы управления персоналом ТФ ОАО «ЦентрТелеком»

Организационно-экономическая характеристика ТФ ОАО «ЦентрТелеком» за период 2007-2009 гг.

Анализ количественного и качественного состава персонала организации

Анализ целей, функций и структуры системы управления персоналом предприятия

. Предложения по совершенствованию системы управления персоналом ТФ ОАО «ЦентрТелеком»

Предложения по улучшению кадрового состава организации

Предложения по совершенствованию целей, функций и структуры системы управления персоналом

Оценка экономического эффекта от предлагаемых мероприятий

Заключение

Список литературы

Приложения



Введение

Опыт последних лет показал, что с переходом на новые условия хозяйствования в России человеческие ресурсы приобретают особую значимость.

В данный момент, человеческий фактор выходит на определяющие позиции в сфере управления. Известная фраза «Кадры решают все» стала лидирующей для руководителей любого уровня.

Работа с людьми всегда сопровождается множеством проблем, что требует постоянного совершенствования управления персоналом.

Основной задачей управления человеческими ресурсами является наиболее эффективное использование способностей сотрудников в соответствии с целями предприятия и общества. При этом должно быть обеспечено сохранение здоровья каждого человека и установлены отношения конструктивного сотрудничества между членами коллектива и различными социальными группами.

Управление персоналом - это ведущая часть менеджмента связанная с людьми и их отношениями внутри организации, представляющая собой совокупность принципов и методов, средств и форм взаимодействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования интеллектуальных и физических способностей при выполнении трудовых функций.

Основная цель управления персоналом - обеспечить эффективную организацию людских ресурсов в пределах организации и формирование личности, обладающей высокой ответственностью, коллективной психологией, высокой квалификацией, развитым чувством сохозяина предприятия.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности данной темы.

Персонал является наиболее сложным объектом управления в организации, так как имеет возможность решать самостоятельно любые вопросы, имеет субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию и критически относится к предъявляемым к нему требованиям.

В управлении компанией у руководства на данном этапе развития экономики одной из важных проблем является проблема в области работы с персоналом. Следует отметить наиболее общие тенденции в возникновении спорных вопросов в управлении персоналом:

организация методов и процедур отбора персонала;

разработка научных критериев их оценки;

научный подход к анализу потребностей в персонале;

продвижение молодых и перспективных работников.

Управление человеческими ресурсами организации включает комплекс взаимосвязанных видов деятельности:

1. Определение потребности в рабочих, инженерах, менеджерах различной квалификации, исходя из стратегии деятельности организации.

2. Анализ рынка труда и управление занятостью.

.   Отбор и адаптация персонала.

.   Планирование карьеры сотрудников и их профессионального роста.

.   Обеспечение рациональных условий труда, в том числе благоприятной для каждого человека социально-психологической атмосферы.

6. Организация производственных процессов, анализ затрат и результатов труда, установление оптимальных соотношений между количеством единиц оборудования и численностью персона различных групп.

.   Управление производительностью труда.

.   Разработка систем мотивации эффективной деятельности.

.   Обоснование структуры доходов, степени их дифференциации.

.   Разработка и осуществление социальной политики организации.

.   Профилактика и ликвидация конфликтов.

Объем работ по каждой из этих функций зависит от размеров организации, квалификации персонала, социально-психологической обстановки в организации и за ее пределами.

Актуальность совершенствования системы управления персоналом возникает во многих организациях и обусловлена развитием инфраструктуры рынка, изменением характера выполняемых работ и содержанием труда.

Целью данной работы является изучение системы управления персоналом и разработка предложений по ее совершенствованию.

Для реализации данной цели решены следующие задачи:

рассмотрены теоретические основы совершенствования системы управления персоналом предприятия;

проанализирована система управления персоналом в ТФ ОАО «ЦентрТелеком»;

разработаны предложения по совершенствованию системы управления персоналом в ТФ ОАО «ЦентрТелеком».

Объектом исследования является ТФ ОАО «ЦентрТелеком».

Предметом исследования является система управления персоналом.

Данная работа написана на основании отчетности Тверского филиала ОАО «ЦентрТелеком», руководящих документов организации, учредительных документов организации.

Основные методы, которые использовались при написании работы: описательный, аналитический, статистический, обобщения. В исследовании применен комплексный подход к изучению данной темы.

В рамках исследования был проведен анализ документов, публикаций, статистических материалов, учебной и научной литературы, на основе которых рассматривались конкретные аспекты исследуемой работы.

 



Глава 1. Теоретические основы совершенствования системы управления персоналом предприятия

Система управления персоналом: сущность и основные понятия

Персонал является неотъемлемой частью любой организации, т.к. любая организация представляет собой взаимодействие людей, объединенных общими целями. Управление персоналом, впрочем, как и организацией в целом, является необходимым элементом этого взаимодействия, т.к. «всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения отдельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».

В отечественной литературе нет единого мнения по поводу определения управления персоналом, но можно выделить несколько подходов:

Институциональный подход. С позиций этого подхода управление персоналом рассматривается как «разнообразная деятельность различных субъектов (среди которых чаще всего выделяют специализированные службы управления персоналом, линейных и высших руководителей, выполняющих функцию управления по отношению к своим подчиненным), направленная на реализацию целей стратегического развития организации и выполнение тактических задач по наиболее эффективному использованию занятых на предприятии работников».

Содержательный (функциональный) подход. Данный подход «основывается на выделении функций управления персоналом, его целей и задач функционирования в рамках организации», он показывает «какие действия, процессы должны быть осуществлены для того, чтобы достичь этих целей», в отличие от институционального подхода, который акцентирует внимание на «том, что должно дать управление персоналом для организации.…Это позволяет говорить об управлении персоналом как об особом виде деятельности, как о целостной системе, имеющей свое специфическое содержание».

Организационный подход. С точки зрения этого подхода управление персоналом можно определить как «комплекс взаимосвязанных экономических, организационных и социально-психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности и конкурентоспособность предприятий. Здесь речь идет о взаимодействии объекта и субъекта, рассматриваются механизмы, технологии, инструменты и процедуры реализации функций управления персоналом.

Интересен подход, полагающий объектом системы управления персоналом процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния в совместной продуктивной деятельности управленцев и персонала. Данный подход определяет систему управления как единство субъекта и объекта управления, которое достигается в результате не только саморегулирования в сложных социальных системах, но и целенаправленного воздействия объекта управления на субъект. При этом объектом управления выступают социальные отношения, процессы, группы, а также социальные ресурсы и сам человек, неизбежно вступающий в социальные отношения, участвующий в социальных процессах и группах, в реализации ресурсов.

Исходя из этого, можно говорить об управлении персоналом как системе, которая имеет объект и субъект управления, между которыми существуют организационные и управленческие отношения, а также функции управления, которые реализуются через систему определенных методов.

Управление персоналом <http://www.uprperson.ru/keywords/personal> - многогранный и исключительно сложный процесс, который характеризуется своими специфическими особенностями и закономерностями. Управлению персонала <http://www.uprperson.ru/keywords/personal> свойственная системность и завершенность на основе комплексного решения проблем, их воссоздания. Системный подход предусматривает учет взаимосвязей между отдельными аспектами проблемы для достижения конечных целей, определения путей их решения, создания соответствующего механизма управления <http://www.uprperson.ru/keywords/upravlenie>, которое обеспечивает комплексное планирование и организацию системы.

Система управления <http://www.uprperson.ru/keywords/upravlenie> - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, которые отличаются функциональными целями, действуют автономно, но направленные на достижение общей цели.

Система организационно закрепляет определенные функции за структурными единицами, работниками, а также регламентирует потоки информации в системе управления <http://www.uprperson.ru/keywords/upravlenie>.

Система управления <http://www.uprperson.ru/keywords/upravlenie> человеческими ресурсами постоянно развивается и совершенствуется. На каждом этапе развития общества она должна приводиться в соответствии с требованиями развития производительных сил, внося коррективы в отдельные ее элементы.

Управление персоналом <http://www.uprperson.ru/keywords/personal> обеспечивается взаимодействием управляющей и управляемой системы.

Управляющая система (субъект) - это совокупность органов управления <http://www.uprperson.ru/keywords/upravlenie> и управленческих работников с определенными масштабами своей деятельности, компетенцией и спецификой исполняющих функций. Она может изменяться под воздействием организующих и дезорганизующих факторов.

Управляющая система представлена линейными руководителями, которые разрабатывают комплекс экономических и организационных мероприятий по воссозданию и использованию персонала <http://www.uprperson.ru/keywords/personal>.

Управляемая система (объект) - это система социально-экономических отношений по поводу процесса воссоздания и использования персонала <http://www.uprperson.ru/keywords/personal>.

Управление персоналом <http://www.uprperson.ru/keywords/personal> являет собой комплексную систему, элементами которой являются направления, этапы, принципы, виды и формы кадровой работы. Основными направлениями является набор и сохранение персонала <http://www.uprperson.ru/keywords/personal>, его профессиональная учеба и развитие, оценка деятельности каждого работника с точки зрения реализации целей организации, которая дает возможность скорректировать его поведение.

При всем разнообразии организаций, которые есть в современном обществе и видов деятельности, которыми они занимаются, в работе с человеческими ресурсами решают одни и те же задания, независимо от их специфики.

Во-первых, каждая организация <http://www.uprperson.ru/keywords/organizaciya> привлекает нужное количество работников. Способы подбора зависят от характера и условий работы организации.

Во-вторых, все без исключения проводят учебу своих работников, чтобы объяснить задание и привести их навыки и умения в соответствии с требованиями задания.

В-третьих, организации осуществляют оценку результатов деятельности каждого работника. Формы оценки являются разнообразными, как и типы организаций.

И наконец, каждая организация <http://www.uprperson.ru/keywords/organizaciya> в той или другой степени вознаграждает своих работников, то есть компенсирует затраты времени, энергии, интеллекта, какие они тратят для достижения поставленных целей.

Названные функции существуют в любой организации, но они могут выражаться в разных формах и разной мере развития.

Следовательно, чтобы успешно развиваться, организация <http://www.uprperson.ru/keywords/organizaciya> должна управлять набором, учебой, оценкой, вознаграждениями персонала <http://www.uprperson.ru/keywords/personal>, то есть создавать, совершенствовать методы, процедуры, программы организации этих процессов. В совокупности и единстве методы, процедуры, программы являют собой систему управление <http://www.uprperson.ru/keywords/upravlenie> персоналом <http://www.uprperson.ru/keywords/personal>.

Главными элементами системы управления <http://www.uprperson.ru/keywords/upravlenie> являются люди <http://www.uprperson.ru/keywords/chelovek>, которые одновременно выступают объектом и субъектом управления <http://www.uprperson.ru/keywords/upravlenie>. Способность человеческих ресурсов одновременно выступать как объектом, так и субъектом управления <http://www.uprperson.ru/keywords/upravlenie> - основная специфическая особенность управления <http://www.uprperson.ru/keywords/upravlenie>.

Следовательно, социально экономическая система являет собой единство управляющей и управляемой систем, а механизм управления <http://www.uprperson.ru/keywords/upravlenie> - это совокупность отношений, форм и методов влияния на формирование, распределение и использование трудовых ресурсов в государстве.

Система управления персоналом, то есть систематизированное и сознательное объединение людей, действующих для достижения определенных целей включает в себя субъект управления и объект управления.

Субъект управления - совокупность элементов системы, осуществляющих управление как целевое воздействие на объект управления, аппарат управления, организующий труд исполнителей. Его деятельность заключается в том, чтобы определить, какие действия, в каком порядке, кем и в какие сроки следует выполнить, как их следует выполнять. Субъект управления контролирует и оценивает результаты действий исполнителей. Объект управления - множество исполнителей, обеспечивающих достижение цели. Субъект управления, используя управляющее воздействие, направляет, корректирует действия объект управления, получая информацию о результатах труда исполнителей посредством обратной связи. Управляющее воздействие может возникнуть только в том случае, если между субъектом и объект управления установлены отношения управления, то есть, налажены взаимодействие и отношения подчинения, распределены власть, права и ответственность, которые позволяют одним вырабатывать управленческие команды, а другим - эти команды выполнять.

Система управления <http://www.uprperson.ru/keywords/upravlenie> персоналом <http://www.uprperson.ru/keywords/personal> в организации состоит с комплекса взаимоувязываемых подсистем (элементов).

Подсистема - это выделенные за функциональными элементами или организационными признаками части системы, каждая из которых выполняет определенные задания, работает автономно, но направлена на решение общей цели.

Система подсистем имеет многостепенную структуру, с большим количеством направлений деятельности.

В отечественной системе управления основным структурным подразделением по работе с персоналом по-прежнему является отдел кадров, занимающийся вопросами приема и увольнения работников, а также организацией их обучения, повышения квалификации и переподготовки. В последнем случае при необходимости создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.

В реальной жизни отделы кадров не являются ни методическим, ни информационным, ни координирующим центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, охраны труда и техники безопасности, с юридическими отделами и другими подразделениями, которые также выполняют функции управления кадрами. Для решения социальных проблем в организациях создаются отделы социального обслуживания.

Система управления персоналом включает следующие основные элементы:

группу специалистов аппарата управления;

комплекс технических средств системы управления;

информационную базу для управления персоналом;

комплекс методов и методик организации труда и управления персоналом;

правовую базу;

совокупность программ управления информационными процессами решения задач управления персоналом.

Общая характеристика основных элементов системы управления персоналом дана в таблице 1.

 

Таблица 1

Общая характеристика основных элементов системы управления персоналом

Тип Состав Назначение
Группа специалистов аппарата управления и обслуживающий персонал Руководители, специалисты по подбору кадров и организации труда, плановики, экономисты по труду и заработной плате, эксперты, программисты и др. Реализация функций управления персоналом
Комплекс технических средств Средства вычислительной техники, вычислительные комплексы и сети, устройства сбора и передачи информации, оргтехника, средства связи Техническое обеспечение функций управления
Информационная база Классификаторы информации, система организации введения и хранения информации, порядок внесения изменений, базы данных и знаний Информационное обеспечение функций управления
Методы и методики организации труда и управления персоналом Методы и методики решения кадровых вопросов (отбор, продвижение, набор, увольнение и т. п.). Методы и методики организации труда и заработной платы Организационное и методическое обеспечение функций управления
Правовая база Устав, учредительный договор, приказы, распоряжения, инструкции и др. документы, регламентирующие подчиненность, коллективные и индивидуальные договоры, кодекс законов о труде, решения совета директоров, нормативно-справочные документы, нормы, стандарты и т.д Правовое и нормативное обеспечение функций управления
Методы и программы управления информационными процессами и решение задач управления персоналом Руководящие и методические материалы и документы, методики сборов и обработки материалов, методы управления и принятия управленческих решений и программные средства, используемые в процессе управления. Методическое и программное обеспечение процесса управления

 

Работа службы персонала имеет два направления: стратегическое и тактическое. В рамках первого она призвана способствовать обеспечению условий конкурентоспособности и долгосрочного развития организации на основе регулирования отношений между организацией и работниками в рамках стратегии бизнеса. В рамках второго осуществляется текущая кадровая работа: состояние и планирование потребности в кадрах, разработка штатных расписаний; оценка и отбор персонала, планирование ближайших кадровых перемещений, увольнений; повышение квалификации и переподготовка и др.

В самом общем виде управление персоналом предполагает обеспечение организации необходимым числом работников, заинтересованно выполняющих требуемые производственные функции, вернее, обеспечивающих необходимое производственное поведение.

Состав функциональных подсистем системы управления персоналом организации выглядит следующим образом:

подсистема условий труда;

подсистема трудовых отношений;

подсистема оформления и учета кадров;

подсистема планирования, прогнозирования и маркетинга стимулирования персонала;

подсистема развития средств стимулирования персонала;

подсистема анализа и развития кадров;

подсистема юридических услуг;

подсистема развития социальной инфраструктуры;

подсистема разработки организационных структур управления.

В зависимости от размера организации, состав подсистемы изменяется: в малых организациях в одну подсистему включают функции нескольких подсистем, а в больших - функции каждой подсистемы выполняют отдельные подразделы. Комбинация этих подсистем уникальна для каждой организации и определяет ее специфику.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: