Таким образом, на основе изученной литературы можно сделать следующие выводы.
История ОВОС началась в 1970-х гг. в США. В последующем она нашла свое применение в европейских странах. Сейчас в ЕС действует несколько документов, касающихся процедуры ОВОС: Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте и Протокол по стратегической экологической оценке к ней; Директива 85/337/ЕЭС, Директива 97/11/ЕС и конвенция Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», т.н. Орхусская конвенция. РФ при проведении ОВОС руководствуется в основном требованиями национального законодательства.
Основные отличия между российской и европейской ОВОС заключатся в том, что в международной методологии проведения ОВОС наличествуют стадии скрининга и скоппинга; в зарубежных странах процедура ОВОС имеет самостоятельное значение, не проводится государственная экологическая экспертиза; в ЕС существует такой механизм, как стратегическая экологическая оценка (СЭО).
|
|
Основными международными документами, регламентирующими процесс ОВОС в трансграничном контексте, являются: Конвенция по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном аспекте и Протокол по СЭО к ней; Конвенция о защите окружающей среды Балтийского моря; Конвенция об охране подводного культурного наследия; Конвенция ООН по морскому праву и другие акты. Среди них важнейшее место занимает Конвенция по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном аспекте (Конвенция Эспо) и Протокол по стратегической экологической оценке к ней, они регламентируют порядок проведения трансграничной процедуры ОВОС.
Процесс выполнения международной ОВОС состоит из следующих стадий:
1.Уведомление Затрагиваемой Стороны о планируемой деятельности;
2.Затрагиваемая Сторона подтверждает или не подтверждает свое участие в процедуре ОВОС.
3.В случае участия Затрагиваемой Стороны в транснациональной процедуре ОВОС происходит передача информации между Стороной происхождения и Затрагиваемой Стороной и подготовка документации по ОВОС.
4.Подготовленная документация по ОВОС передается для участия органов власти и общественности Затрагиваемой Стороны.
5.Консультации между сторонами.
6.Окончательное решение.
7.Передача документации об окончательном решении.
8.Послепроектный анализ (если он предусмотрен Сторонами).
Процедура трансграничной ОВОС сопровождается широким участием в ней общественности. Заинтересованные граждане, НКО могут участвовать в обсуждении материалов ОВОС на первых четырех стадиях.
|
|
В ходе реализации проекта «Северный поток» все эти стадии были соблюдены.
В 2009 году компания «Nord Stream AG» в качестве разработчика проекта представила странам Балтийского региона отчет по Конвенции Эспо (т.н. «Отчет Эспо») на девяти языках стран этого региона, а также на английском языке. В Отчете сформулированы основные выводы:
- Экологическое воздействие проекта является ограниченным, незначительным (умеренным) и краткосрочным.
- Предложены варианты маршрутов с учетом экологических, социальных, социально-экономических и технических критериев.
- Оценки экологического воздействия и рисков показывают, что незапланированные события не окажут значительного воздействия.
- Основной приоритет заключается в том, чтобы избежать мест захоронения боеприпасов на морском дне.
- Возможно локальное воздействие на рыболовство в ходе эксплуатации газопровода на морском дне.
В ходе национальных процедур ОВОС каждая из стран, являющихся Сторонами происхождения, осуществляла:
- Уведомление затрагиваемых Сторон.
- Обсуждение проекта с затрагиваемыми Сторонами на ранних стадиях.
- Распространение информации и доступ к документации.
-Участие в консультациях между Сторонами.
- Обсуждение Материалов ОВОС на всех стадиях их подготовки, консультации с ведомствами и общественностью.
- Учет комментариев от государственных органов по окончательной версии отчета ОВОС.
- Предоставление документов об окончательном решении относительно проектной деятельности.
- Послепроектный мониторинг трубопровода.
В качестве резюме хочу отметить, что законодательство и традиции ОВОС в странах ЕС отличаются от российских правовых норм и принятой практики. Так, европейские подходы к ОВОС отличаются от российских меньшей стандартизированностью, отсутствием жестких нормативов: большинство вопросов решается в ходе диалога с властями и общественностью. Об этом было сказано 6 октября 2006 г. на заседании проблемного научно-технического совета РОССНГС (Российского союза нефтегазостроителей). Хотелось бы, чтобы эта специфика учитывалась сторонами при дальнейшем сотрудничестве.
В настоящее время в РФ идет подготовка к ратификации Конвенции Эспо и Протокола по СЭО к ней. На мой взгляд, было бы неплохо, если бы наши законодатели подняли вопрос о ратификации и Орхусской Конвенции, поскольку именно этот документ предписывает увеличить прозрачность процедур ОВОС и принятия экологически значимых решений в целом.
Подводя итоги проделанной работы, отмечу, что, с моей точки зрения, содержащиеся в Конвенции Эспо требования достаточно высоки и приемлемы для сохранения благоприятной экологической обстановки как в конкретном географическом регионе, так и на планете Земля в целом. Надеюсь, что в будущем при реализации трансграничных проектов государства возьмут на себя задачу действовать в соответствии с ее положениями, поддерживая высокий уровень экологической безопасности.