I. Национальная процедура ОВОС по проекту «Северный поток» в России

 

Следует начать с того, что для обеспечения газом трубопровода «Северный поток», надо было построить дополнительный сухопутный газопровод. Им стал магистральный газопровод «Грязовец — Выборг». В отношении него ОВОС проводилась по национальному законодательству. А трубопровод от Выборга и далее по Балтийскому морю подпадает под действие международных конвенций, поскольку выходит за пределы юрисдикции одного государства и связан с деятельностью на охраняемом международным экологическим законодательством объекте - Балтийском море. Так, проект газопровода соответствует пункту 8 (нефте- и газопроводы большого диаметра)  Приложения 1 Конвенции Эспо.

Поэтому сначала я рассмотрю процедуру ОВОС сухопутного трубопровода «Грязовец- Выборг», которая проводилась по российскому законодательству, а потом - морского участка газопровода от Выборга, проведенную в соответствии с требованиями Конвенции Эспо.

 

Магистральный газопровод «Грязовец - Выборг» предназначен для

 Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ; Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ; Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"; Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»; Приказа Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации".

Проанализировав эти НПА, схему проведения ОВОС можно представить так:

Этап 1: Предварительный этап (уведомление, предварительная ОВОС, консультации);

на рассмотрение в администрации Вологодской и Ленинградской областей. Получено одобрение на уровне региональных правительств. В конце 2003 года разработаны "Обоснования инвестиций в проект строительства СЕГ".

 

Этап 2: Исследования по ОВОС и подготовка проекта отчета по ОВОС

Геоэкологическая оценка трассы газопровода проводилась Институтом геоэкологии РАН. Она показала, что геофизическая опасность практически отсутствует, не выявлены и геохимические аномалии. Поскольку большая часть трассы проектируемого газопровода Грязовец–Выборг проходит в одном коридоре с существующими газопроводами (Грязовец–Ленинград, первая и вторая нитки) и накоплен опыт строительства, монтажа и эксплуатации подобных объектов, можно обеспечить условия рационального природопользования и экологической безопасности трубопровода «Грязовец- Выборг». Во время его строительства и эксплуатации, при соблюдении природоохранного законодательства, действующих экологических норм и правил, создании специального геоэкологического мониторинга, экологическая обстановка на территории Вологодской области существенно не изменится, пришли к выводу специалисты[14].

Часть геологических изысканий была выполнена Институтом ИнжГазПроект, в частности, разработка раздела «Горно-геологическое обоснование площадей залегания полезных ископаемых I-II нитки». Разработчик материалов оценки воздействия на окружающую среду — ЗАО «НПФ “ДИЭМ”».

Этап 3: Представление проекта отчета по ОВОС, консультации, общественные слушания и окончательный вариант отчета ОВОС

Материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) рассматривались общественностью Вологодской и Ленинградской областей в 2003- 2004 году. Ознакомиться с документацией и оставить письменные комментарии можно было в Центральной городской публичной библиотеке им. В.В. Маяковского в Санкт-Петербурге. Общественное обсуждение проекта вело ЗАО «Научно-производственная фирма "ДИЭМ"» (г. Москва).

По сообщению пресс-центра правительства Ленинградской области, экологические нормы при реализации проекта Северо-Европейского газопровода были соблюдены.

Этап 4. Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу, если таковая проводится.

Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору, рассмотрев материалы обоснования инвестиций в строительство, в 2005 г. сочла допустимым прогнозируемое в них воздействие на окружающую среду и использование их как основы для дальнейшего проектирования объекта.

К декабрю 2005 г.все необходимые согласования, государственная экологическая экспертиза были завершены. Об этом сообщил глава ЗАО «Ямалгазинвест» Леонид Чугунов на третьем международном форуме «Газ России-2005» 30.11.2005 г. Положительное заключение ГЭЭ на строительство однониточного варианта было получено «Газпромом» 09.11.05 за номером 835[15].

В июне 2006 г. ОАО «Гипроспецгаз» завершило проектирование первой нитки газопровода.  Получение заключения в Госэкоэкспертизе и согласование рабочего проекта СЕГ в надзорных органах было выполнено Институтом ИнжГазПроект.

А 9 декабря 2005 года началось строительство «Северного потока». В Вологодской области в районе городка Бабаево был сварен его первый стык, положивший начало реализации проекта. Магистральный газопровод сооружается

среду в Российской Федерации» («Положение об ОВОС»), утв. Приказом Госкомэкологии РФ № 372 от 16 мая 2000 г

- Нормативно-правовых и нормативно-методических документов по охране окружающей среды, природопользованию, промышленной и экологической безопасности

- Положениями СНиП, инструкций, стандартов, ГОСТов.

 

 

Рассмотрим процесс реализации морского участка проекта. Согласно сообщению компании «Nord Stream AG», в российских водах пройдет 123 км газопровода.

учитываются при разработке материалов ОВОС. В 2007 г. компанией Nord Stream AG были проведены встречи с неправительственными экологическими организациями, а также общественные слушания по проекту в г. Выборге.

2005-2007 гг.- ООО «ПитерГаз» проводит инженерные и инженерно-экологические изыскания вдоль трассы газопровода и публикует их результаты. (Например: «ПитерГаз», 2006, «Секции североевропейского морского газового трубопровода (Балтийское море). Экологическое исследование. Этап II. Часть 2. Книга 6. Том 3. Раздел 3. Атласы и карты. Исключительная экономическая зона России. (Полевые экологические изыскания 2006)», «ПитерГаз», Москва, Россия).

А теперь обратимся к выполнению Россией требований Конвенции Эспо.

В соответствии с данной Конвенцией, Россия в 2006-2009 гг. наряду со странами Балтийского региона участвовала в международных консультациях по обеспечению экологической безопасности проекта. Было проведено 14 международных консультаций.

В марте 2006 г. совместно с Комитетом по экологии Государственной Думы Российской Федерации в рамках Международного экологического форума «День Балтийского моря» был проведен круглый стол на тему «Обеспечение экологической безопасности при реализации проекта строительства Северо-Европейского газопровода в Балтийском море».

В ноябре 2006 г. предварительные материалы ОВОС на стадии уведомления о проекте были опубликованы на официальном сайте компании «Норд Стрим АГ». Компания «Nord Stream AG» подала на рассмотрение Информационный документ по проекту «Морской газопровод через Балтийское море (ноябрь 2006 г.)» в адрес национальных органов власти Финляндии, Швеции, Дании, Германии и России в соответствии с конвенцией Эспо.

Российские экологи подключились к обсуждению проекта трубопровода. Так, Российский региональный экологический центр (РРЭЦ) приступил к выполнению своего проекта «Экологическая ответственность компаний, воздействующих на окружающую среду», в январе 2007 года. Его цель состояла в консолидации заинтересованной общественности региона для участия в процедурах ОВОС.

До 16 февраля 2007 замечания и предложения в рамках процедуры ОВОС подавались в «Норд Стрим» всеми затрагиваемыми сторонами: от Финляндии 50, Германии и Швеции - 29, Дании - 5 и т.д. От России - 1.

состоялись общественные слушания.

На общественных слушаниях компанией «Nord Stream AG» был представлен предварительный вариант материалов по ОВОС и техническое задание на проведение ОВОС российской секции морского газопровода Nord Stream. Согласно выводам, сделанным в предварительных материалах по ОВОС, газопровод не окажет существенного воздействия на окружающую среду. Основное воздействие будет носить преимущественно локальный и кратковременный характер[16]. Также представители «Nord Stream AG» ответили на вопросы общественности Балтийского региона и приняли к сведению сделанные замечания, обещая учесть их при подготовке окончательного варианта материалов по ОВОС российской секции морского газопровода.

Однако у экологов остались следующие замечания по поводу организации и проведения слушаний. Несмотря на предложения НКО, не удалось добиться организации обсуждений также и в Петербурге, а не только в Выборге. Местные жители, участвовавшие в обсуждениях, не были близко знакомы с отчетом и были не вполне готовы к обсуждению ОВОС. Выборжан в первую очередь интересовало влияние проекта на их повседневную жизнь, на садовые участки, на состояние дорог — но эти вопросы, по утверждению специалистов компании, выходили за рамки их компетенции и ответственности.

Другим аспектом взаимного непонимания представителей НКО и «Nord Stream AG» стал вопрос об Ингермландском заповеднике. Во время общественных обсуждений национального ОВОС в 2007 году в Выборге НКО обратились к компании «Nord Stream AG» с Меморандумом о социальной ответственности компании, в котором впервые предложили поддержать создание в Финском заливе Ингерманландского заповедника. Проект заповедника к тому моменту был подготовлен соответствующими государственными органами, и проходили его неформальные обсуждения специалистами МПРЭ и Правительства Ленинградской области. Однако решение о его создании затягивалось, и, возможно, потому, что создавать заказник было нецелесообразно до тех пор, пока не завершится строительство газопровода. По мнению НКО, эти процессы нельзя увязывать между собой и Nord Stream могла бы конкретными шагами поддержать его создание[17].

Отмечу и другие замечания населения, чтобы наглядно показать, какие аспекты строительства трубопровода и реализации проекта вызывали наибольшие опасения на стадии разработки проекта ОВОС.

Например, Коалиция «Чистая Балтика» сформулировала свои  предложения по поводу необходимых исследований 25.10. 2007[18]. Так, отмечается в документе, в Финском заливе (а также в других частях Балтийского моря) есть немало отложений опасных химикатов в донных осадках, в частности, кадмия, ртути, свинца, TБT и ДДТ, и вопросы их извлечения и обезвреживания должны быть отражены в материалах ОВОС. Много опасений вызывает и наличие боеприпасов на дне. Коалиция требует в материалах ОВОС описать, проанализировать и оценить воздействия от высвобождения потенциально опасных веществ из затопленных боеприпасов, их случайных взрывов, возможного перезахоронения. Должны быть проанализированы риски от возможной детонации затопленных боеприпасов для морских млекопитающих и рыб. «Чистая Балтика» рекомендует представить до проведения ОВОС детальную Концепцию безопасного обращения с боеприпасами. Она должна содержать способы их обнаружения (а, при необходимости, корректировки маршрута трубопровода в обход опасных мест), извлечения, и минимизации последствий от взрывов в море.

Следующий блок опасений экологов связан с охраной чувствительной к воздействиям флоры и фауны Балтийского моря, в связи с чем рекомендуется

Законом РФ «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ) и Градостроительным Кодексом РФ материалы проекта должны содержать результаты оценки воздействия на окружающую среду, а проекты, реализуемые на континентальном шельфе, в территориальном и внутреннем море РФ в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об экологической экспертизе» (от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ) в обязательном порядке являются объектом государственной экологической экспертизы. То есть после завершения процедуры ОВОС материалы оценки наряду с другими документами подаются на ГЭЭ.

Положения проектной документации компании «Nord Stream AG» были утверждены Государственной экологической экспертизой (ноябрь 2008) и Главгосэкспертизой России (май 2009).

Окончательный отчет по национальной ОВОС был подан в начале 2009 г.

В национальном Отчете были представлены следующие разделы[19]:

-Материалы оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду морского и берегового участков российского сектора газопровода Nord Stream;

- Мероприятия по охране окружающей природной среды и отдельных ее компонентов;

- Мероприятия по обращению с отходами;

- Мероприятия по технической и биологической рекультивации нарушенных земель на береговом участке;

- Проект системы производственного экологического мониторинга и контроля;

- Материалы общественных слушаний по проекту.

В соответствии со статьей 4.2. Конвенции Эспо Стороны происхождения, а также Российская Федерация договорились 9 марта 2009 года начать консультации с органами власти и общественностью, а также направить документацию по 

управлением (НЛВБУ) 12 августа 2008 года. Nord Stream. 2008.

- Программа экологического мониторинга морского участка российской секции газопровода «Nord Stream» в соответствии с требованиями Минприроды России. Nord Stream. 2010в

- Отчёт по экологическому мониторингу морского участка российской секции газопровода «Nord Stream» в соответствии с требованиями Минприроды России за 2010, 2011, 2012 гг. и др. документы.

Во исполнение положений Меморандума о взаимопонимании между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством окружающей среды Финляндской Республики об обмене информацией о состоянии окружающей среды компания «Nord Stream AG» в 2010 - 2012 гг. провела экологический мониторинг состояния морского участка российской секции газопровода при строительстве газопровода «Северный поток. Результаты исследования показали, что морской газопровод является безопасным, экономичным и экологически приемлемым способом транспортировки газа.

Согласно докладу, системой мониторинга строительства в 2012 г. не обнаружено существенного влияния работ на состояние водной среды акватории Финского залива и бухты Портовая. Превышения предельно допустимых концентраций по некоторым показателям обусловлены природными факторами и общей техногенной обстановкой в восточной части Финского залива. Редкие и охраняемые виды орнитофауны воздействием строительства газопровода не затронуты.

 

Таким образом, реализуя грандиозный проект «Северный поток», РФ действовала в соответствии с Конвенцией Эспо как Сторона происхождения и в соответствии со своим национальным законодательством, проводя национальную процедуру ОВОС. Как Сторона происхождения РФ осуществляла:

- Уведомление затрагиваемых Сторон.

- Обсуждение проекта с затрагиваемыми Сторонами на ранних стадиях.

- Распространение информации и доступ к документации в РФ.

-Участие в консультациях между Сторонами (проведено 14 международных консультаций).

- Обсуждение Материалов ОВОС на всех стадиях их подготовки, консультации с ведомствами и общественностью.

- Учет комментариев от государственных органов по окончательной версии отчета ОВОС.

- Предоставление документов об окончательном решении относительно проектной деятельности.

- Послепроектный мониторинг трубопровода.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: