Роль и место науки в обществе

 

С помощью научного познания становятся достижимыми явления, связи, отношения, существующие объективно, т.е. независимо от воли и мнения людей. Например, сформулированные в физике законы термодинамики никто не может «отменить», подвергнуть сомнению, так как они объективны.

Наука – это сфера человеческой деятельности, функциями которой являются выработка и систематизация объективных знаний о действительности.

Результатом научной деятельности является система знаний, формирующая научную картину мира, которая отражает законы и закономерности, действующие в природе и обществе, дает возможность объяснить и предсказать протекающие в них процессы и явления.

Особенности науки.

1) Целью научного познания является исследование объективных законов и закономерностей, действующих в природе и обществе.

2) Научное знание не зависит от влияния познающего субъекта. В отличие от других способов отражения действительности, научное знание не может быть субъективным.

3) Научное познание рационально.

4) Научное знание имеет системный характер. Взаимосвязанные понятия и суждения образуют научные теории, которые раскрывают законы и закономерности, действующие в исследуемой области. При этом элементы научного знания не должны противоречить друг другу.

5) Научное познание доказательно, то есть истина научного знания должна быть обоснована.

6) Научные знания проверяемы (верифицируемы) и воспроизводимы.

7) Каждая наука имеет свой объект и предмет. Один и тот же объект может изучаться различными науками. Но каждая наука имеет свой собственный предмет – то относительно самостоятельную сторону объекта, которая находится в центре внимания данной науки.

8) Имеет свой специфический язык, с помощью которого обозначаются понятия и категории.

9) Наличие собственной совокупности методов исследования.

Научные методы.

Метод – это способ познания объекта изучения.

1) Философские методы определяют наиболее общие подходы и принципы научного исследования – диалектический и метафизический методы.

2) Общенаучные методы применяются во всех науках – анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия и др.

3) Частнонаучные методы применяются той или иной наукой и обусловлены природой изучаемого объекта – метод опросов (социология).

Классификация наук.

1) Естественные – науки о природе: физика, химия, биология и т.д.

2) Гуманитарные – науки об обществе: история, социология, политология и т.д.

3) Абстрактные – науки об идеальных объектах, т.е. объектах, созданных человеческим сознанием: математика, логика.

Искусство, его виды, Место искусства в жизни человека

Термин «искусство» многозначен. Чаще всего он употребляется в двух значениях:

1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, основанные на знании дела;

2) форма деятельности, отражающая окру­жающий мир в художественных образах

Именно во втором значении искусство входит в содержание духовной культуры общества.

Искусство отражает мир в художественных образах, в которых реальность переплетается с вымыслом.

Художественный образ — уникальный продукт твор­чества в искусстве. Художественный образ — это не сама действительность, а отношение к ней. С помощью художественных образов искусство не отражает (в буквальном смысле) действительность, а соз­дает новую — мир художественных образов, мир красо­ты. Искусство несет в себе и индивидуаль­ное, и всеобщее, общезначимое, родовое, т. к. художник — и человек своего времени, и индивидуальность. В искус­стве нет истинного соответствия образа его предмету, как в науке, но есть то, что называется художественной правдой. Художественная правда — правда психологи­ческая, внутренняя, и она не может не быть ценностной, нравственной. Художе­ственная правда — средство коммуникации между ху­дожником и зрителем, вот почему искусство вызывает эмоции, чувства, востребуется людьми.

 

Любое произведение искусства имеет форму и содер­жание.

Содержание — это те идеи, мысли, чувства, ко­торые автор стремится донести до читателя и зрителя.

Форма — это все то, в чем воплощается содержание: сло­во, звук и т. д. Форма — еще не произведение искусства. Она становится таковой, если несет в себе эстетическое содержание.

 

Искусство позволяет человеку раскрыть свои возможности, которые он не может реализовать в реальной жизни, помогает ему интеллектуально обогащаться, приобщаться к духовному опыту человечества.

 

Функции искусства.

1. Сущность познавательной функции состоит в том, что искусство дает человеку знания о мире и о самом человеке. Но если наука познает мир посредством достижения истины, мораль отражает мир через категории добра и зла, то искусство обогащает человека знаниями в художественно-образной форме. Оно учит видеть мир сквозь призму образности, давая человеку возможность самому перевести эти образы в рациональную форму. Искусство не имеет целью давать людям какие-либо специальные знания, как, например, наука. Оно не стремится выявлять закономерности или решать материально-практические проблемы. Как и наука, искусство стремится выявить общее, но в отличие от науки оно представляет это общее не в виде обобщенных абстракций, а в виде конкретных чувственно-наглядных образов.

2. Искусство весьма информативно. Оно служит для обобщения индивидуального опыта и выражения его через иные формы индивидуального. Эти формы принимают вид произведений литературы, кино, живописи, музыки, театра и т.п. В произведениях искусства воплощаются культурно-исторические, национальные, религиозные и другие особенности той или иной эпохи, того или иного народа, а также особенности мастерства и мировосприятия самого творца произведения. Посредством этих творений не только передается информация об отраженном в них мире, но и устанавливаются коммуникативные связи между автором и зрителем или читателем, а также между самими почитателями искусства, поскольку оно заставляет людей обмениваться мнениями, выражать свои позиции, высказывать отношение к произведениям искусства. Все это составляет содержание информационно-коммуникативной функции искусства.

3. Ценностно-ориентирующая функция искусства проявляется двояко: с одной стороны, сами произведения искусства являются культурными ценностями, приобретают для людей особую значимость; с другой стороны, то содержание, которое несет искусство, ориентирует людей в системе общественных ценностей, дает возможность выбрать для себя жизненные ориентиры.

4. Близкой по содержанию к ценностно-ориентирующей функции является функция воспитательная. Искусство всегда предполагает воздействие на мировоззрение и поведение людей. Посредством своего произведения художник стремится передать зрителю, слушателю, читателю близкие ему нормы и ценности общественной жизни. Истинное искусство несет высокий гуманистический заряд, ориентирует на достижение идеала. Но этот идеал не сводится к «положительному герою-идеалу», он является эстетическим идеалом, который призван вызывать у людей добрые чувства, желания и поступки, несмотря на то, что автор может обращаться при этом и к отрицательным образам, и к сатире.

5. Эстетической функции искусства уже древние придавали первостепенное значение. Она состоит в способности искусства формировать эстетические вкусы, способности и потребности человека, пробуждать его творческое начало, доставлять удовольствие и наслаждение от созерцания прекрасного.

Структура искусства:

В искусстве принято выделять виды (живопись, архитектура, скульптура, литература, музыка, театр, кино и другие), роды (например, эпический и лирический), жанры (например, повесть, роман, поэма в литературе; сюита, оратория, симфония в музыке; портрет, пейзаж, натюрморт в живописи; готика, барокко, классицизм в архитектуре).

Чаще всего, говоря о структурных элементах искусства, имеют в виду его виды. Деление искусства на различные виды обусловлено как многообразием сфер действительности, охватываемых художественным творчеством, так и многообразием форм выражения творцом своего эстетического видения мира. Границы между отдельными видами искусства не абсолютны, нередко они сочетаются или взаимопроникают.

Пространственные виды искусства — скульптура, живопись, архитектура, прикладное искусство. Это та­кие виды искусства, которые мы видим:

1) скульптура — вид искусства, отражающий дейст­вительность в пластических образах: монументальная — памятники, которые нужно рассматривать с большого расстояния; станковая — небольшие скульптурные изо­бражения для небольших помещений; декоративная скульптура служит для украшения зданий и помещений (например, атланты и кариатиды);

2)  живопись — вид искусства, который выражает внутренний мир художника посредством изображений, красок. Живопись бывает фигуративной (портреты, пей­зажи) и нефигуративной (декоративной: в сочетании красок и фигур, пятен, линий);

3) архитектура — вид искусства, реализующийся в построении зданий по законам красоты и гармонии, т. к. архитектура не может быть ограничена только потреб­ностью человека в удобном и качественном жилье;

4) прикладное искусство — это придание красоты предметам быта.

Временные виды искусства — музыка, литература, т. е. такие виды искусства, которые мы слышим:

1) музыка представляет собой последовательность звуков;

2) литература всегда воспринимается линейно, т. е. предполагает восприятие событий во времени. Мы даже складываем из следующих друг за другом слов предло­жения, соединяя их в текст.

Пространственно-временные виды искусства — та­нец, театр и кино, т. е. такие виды искусства, которые объединяют в себе свойства и пространственных, и вре­менных форм искусства — живописи, скульптуры, ли­тературы, музыки. По этой причине их нередко называют синтетическими формами искусства.

 

Существующая система видов искусства исторически изменчива. Расширение границ художественного творчества приводит к появлению новых видов. Например, в XX в. возникли такие виды искусства, как кино, фотография, телеискусство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: