Рисунок «Личный герб»

Для любого творца важна способность к самовыражению. Порой творения бывают сложными для понимания, но от этого не менее ценными. Участники сейчас попробуют раскрыть свою способность к самовыражению в творческой мастерской. Каждый создаст свой личный герб. Это не требует умения рисовать. Можно использовать символы, различные цвета, главное — чтобы был понятен смысл. Герб может быть любой формы, но должен состоять из 4 частей: что я хорошо умею делать; что для меня важно в жизни; мои мечты; четыре слова, которые я хочу, чтобы мне сказали. Процесс создания герба: участникам дается 5 минут, чтобы договориться с товарищами по мини-группе о том, как организовать работу. Работа по созданию герба проходит в молчании. Если возникают вопросы, можно задать их только ведущим, которые подходят к участникам и помогают справиться с ситуацией. Время проведения — от 30 минут до 1 часа. Обсуждение рисунков

1. В пятерках — один участник рассказывает о гербе, другие задают вопросы (необходима помощь соведущих для стимулирования обсуждения в группах).

2. Презентация одной из частей герба в группах.

3. Игры на движение, выражение себя: «Скульптура», «Море волнуется раз...».

4. Пантомима «Герб команды».

5. Выставка гербов в общем зале.

Города мастеров

Молчаливое строительство архитектурных сооружений

Ребят просят надеть удобную одежду и обувь, чтобы можно было пойти в лес. Если погода сырая, то тренинг проводится в помещении.

1. Инструкция: из подручных материалов (картона, веревок, природных материалов, скотча и т.д.) в командах по 6 человек построить: жилой дом, театр, храм, административное здание, кафе. Условия строительства: деревья не ломаем, используется только то, что лежит на земле. Время на обсуждение — 20 минут. Во время обсуждения необходимо придумать идею сооружения и договориться, как будут работать в группе, так как само строительство будет проходить в полном молчании. За нарушение правила молчания — штраф (ведущий забирает одну из нужных в строительстве вещей). Время на строительство — около 1 часа.

2. Обсуждение в командах. Затем ведущий просит всех замолчать, и по сигналу начинается строительство. Тренеру и его помощникам необходимо отслеживать выполнение правил и особенности работы команд для последующего анализа.

3. После окончания строительства проводится экскурсия по городу, презентация каждого архитектурного сооружения, фото на память.

Дипломаты

Цель. Для нас важно в общении, чтобы нас понимали, поддерживали, слушали. Нужно научиться отстаивать свою точку зрения, быть уверенным в своей позиции, знать и уметь выражать свои эмоции.

Задачи. Актуализировать особенности коммуникаций в группе, посмотреть, как группа принимает решение, какие навыки общения необходимы в жизни. Формирование навыков уверенного поведения в общении. Выработка умений выражать свои чувства и понимать чувства других людей.

Материалы. Игрушечное солнышко, маркеры, листочки для участников, ручки, музыка, ватман, листы А3, мелки, фломастеры, символы: «Остров», «Корабль пиратов», «Пещера», «Катер», песочные часы, веревка, карточки «Уверенный ответ», «Неуверенный ответ», «Агрессивный ответ», карточки с утверждениями для «холодного супа», карточки с вопросами для интервью; по количеству участников — список чувств, карточки с названием чувств, ладошки; нарисованное большое солнце, ватман с написанными во время открытия мастерской вопросами.

Информация для ведущих. «Мастерская дипломата» была посвящена рассмотрению различных сторон общения между людьми и выработке навыков, помогающих эффективно взаимодействовать, принимать совместные решения, уверенно отстаивать свое мнение, узнавать и адекватно реагировать на различные эмоции, возникающие в общении.

Первая половина была направлена на актуализацию темы общения, ответу на вопросы: что для нас общение? Какие навыки общения для нас важны? Какие навыки общения у нас есть и какие мы хотели бы развить? Затем прошла игра «Необитаемый остров», основная задача которой проиграть ситуации принятия решения, общения в группе. Во второй половине дня работа велась в двух группах. Было проведено два тренинга — «Тренинг уверенного поведения в общении» и «Тренинг умений выражать свои чувства и понимать чувства других людей». Данные темы были выбраны как актуальные для подростков.

Конец дня планировался спонтанно, исходя из запроса группы на неформальное общение между собой, на которое не хватает времени в течение дня, поэтому было решено сделать вечер общения.

Тема этого дня очень значима для подростков, которые, находясь в постоянной ситуации общения с разными людьми, порой не знают, как сделать общение более эффективным, или испытывают сложности в отстаивании своего мнения.


Разминка «Ассоциации». Ведущий предлагает участникам, передавая по кругу игрушечное солнышко, придумать ассоциацию к слову общение.

Интеллектуальная разминка. «Вопрос по цепочке»: общение — оно какое? Общение — что это такое? Упражнение «Прием на работу»

Работа в 2–3 мини-группах.

1. Инструкция: «Представьте себе, что вы — группа психологов, разрабатывающая текст интервью для людей, которые устраиваются на работу в качестве специалистов по общению. Предположим, что все они будут отвечать очень честно (такова их профессиональная этика). Вам нужно составить вопросы, из ответов на которые можно было бы судить, умеет ли претендент хорошо общаться. Итак, вы должны для себя определить, из каких навыков и умений состоит «эффективное общение», и представить их в виде вопросов претенденту. Вопросов должно быть минимум 5, максимум — 15. Времени у вас — 15 минут».

2. Обсуждение. Группы составляют списки вопросов, затем зачитывают их вслух. На основе отдельных списков ведущий составляет общий список.

3. Этап самоанализа. Ведущий предлагает участникам переписать на свой листок список вопросов (или просто поставить номера вопросов) и ответить на них за себя самого (сформированность того или иного навыка оценивается по 7-балльной шкале). К своим ответам ведущий предлагает вернуться через некоторое время.

Как понять, умеешь ты общаться или нет? Лучше всего наблюдать за собой в разных ситуациях, желательно необычных (или попросить других понаблюдать и потом сказать). Ведущий предлагает участникам погрузиться на несколько часов в экстремальную ситуацию, чтобы понять, как же мы действительно общаемся, что мы умеем и чему нам нужно учиться. Игровая разминка

Упражнения «Молекулы», «Ладушки».

Игра «Необитаемый остров»2

Участники рассаживаются как им удобно. Звучит музыка. Все закрывают глаза и представляют себя в роли путешественников, оказавшихся на корабле. Корабль попадает в шторм, но есть три шлюпки для эвакуации.

1. Ведущий определяет трех лидеров (кто быстрее встанет). Их задача — разбить участников на три группы, назвав имена тех, кого он хотел бы взять в свою шлюпку. Группа разделена на три экипажа, которые «уносит» в разные стороны.

2. Группы оказываются на островах. У них есть только то, что в карманах. Дается 15 минут на то, чтобы нарисовать карту острова, обозначить наиболее важные его точки и место своей ночевки. Один участник представляет карту.

3. Ведущий говорит о том, что группы оказались отрезанными на островах, их пребывание там затягивается. Дается 15 минут на обсуждение того, что они предпримут. Дополнительные вопросы: как вы выстроите отношения друг с другом? Есть ли у вас вожак, лидер? Кто он? Каким образом вы решаете наиболее сложные вопросы вашей жизни? Как происходит разделение труда, обязанностей? Кто за что отвечает? На карте обозначьте место своего лагеря и место каждого в нем. Есть ли теперь у вашего острова название? Группы представляют результаты обсуждения.

4. На островах наладился быт. Волны вынесли на берег пустую бутылку — можно отправить письмо. Участники получают настоящие бутылки, пишут письма, зачитывают их и запечатывают в бутылку.

5. К острову прибило одноместный катер с полным баком бензина. Появился шанс. Воспользуетесь ли вы им? Участники делают свой выбор. Тот, кто отправляется в плаванье, делится своими чувствами и временно выходит из игры.

6. К острову подошло судно. Ура! Спасение! Но оказывается, что это судно пиратов. Существует угроза стать рабами, но есть шанс спастись, если отдать двоих по выбору команды. Есть три варианта: найдены добровольцы, они говорят о своих чувствах и выходят на время из игры; все идут в рабство; группа решает защищаться и остается «на острове». Участники принимают решение.

7. Разыгрывание ситуации: надо выбраться по очереди из горящего трюма, при этом первые выберутся точно, а последние — вопрос. Группы решают, как будут действовать.

8. Возвращение домой. Найти способ вернуть домой вышедших из игры участников.

Общее обсуждение

Довольны ли вы приключениями? В каких ситуациях вам было труднее принять решение? Как вы чувствовали себя в ситуациях выбора добровольцев? Кто был лидером? Было ли ему дано это право группой, или он сам взял инициативу в свои руки? Высказывались ли вы во время групповых обсуждений? Легко ли было это делать? Слушали ли члены группы друг друга? Поддерживали ли друг друга? Какие навыки общения могли пригодиться в этой игре? Удалось ли продемонстрировать их каждому из вас? Что мешало и что помогало в поведении других членов группы?


Тренинг уверенного поведения в общении

Разминка «Поздороваться как...»

Организуется «карусель». В паре выполняется задание, затем по команде ведущего внешний круг сдвигается на одного участника вправо. Задания: здороваться, как хорошие знакомые; большие начальники; люди, которые сердятся друг на друга; очень стеснительные люди; при первой встрече — очень уверенные в себе люди; хорошие друзья.

Упражнение-дискуссия «Холодный суп»

Это упражнение проводится после краткой теоретической части, во время которой тренер объясняет значение терминов «уверенный ответ», «неуверенный ответ», «агрессивный ответ». Участники располагаются в виде подковы. На полу треугольником растягивается шнур, по его углам раскладываются карточки со словами «уверенный», «неуверенный», «агрессивный». Линии, соединяющие различные типы поведения, являются континуумом, на котором располагаются переходные формы поведения.

Тренер предлагает для обсуждения следующую ситуацию: «Вы пригласили хорошего человека, который вам дорог и перед которым вы бы не хотели ударить в грязь лицом, в кафе. И вы, и ваш друг заказали первое блюдо. Вскоре вам его приносит. Вы пробуете и убеждаетесь, что суп совершенно холодный — и у вас, и у вашего гостя. Вы — хозяин ситуации. Как вы поступите?»

Каждый участник получает карточку, на которой написана возможная реакция на создавшееся положение. Участникам предлагается расположить доставшиеся им карточки в пространстве треугольника (на линиях или на самих карточках) и обосновать свое решение. Группа может задавать вопросы каждому участнику и обсуждать его выбор. Если участник хочет, он может передвинуть свою карточку.


Содержание карточек

Спросите официанта: «Этот суп подается холодным?» Отставьте тарелку в сторону Встаньте и покиньте заведение Громко, так, чтобы это услышали и официант, и другие посетители, произнесите: «Это последний раз, когда я сюда кого-то привожу!» Скажите официанту: «Суп отвратителен. Унесите его и немедленно подайте нам что-нибудь более съедобное» Сделайте вид, что все в порядке, и ешьте суп Скажите официанту: «Этот суп холодный. Пожалуйста, замените его» Скажите официанту, что вы хотели бы вычесть стоимость супа из счета


Во время общего обсуждения анализируются варианты уверенного поведения и примеры из собственной жизни, когда участники смогли использовать данный вариант.

Упражнение «Интервью»

Каждый участник получает карточку с вопросом, который он должен задать минимум четырем участникам и запомнить их ответ. При этом необходимо поздороваться с человеком, установить с ним доброжелательные отношения, получить ответ на вопрос, содержащийся на карточке, и поблагодарить человека.

Некоторое время ведущий обсуждает с участниками в кругу варианты: как лучше поздороваться, какие слова помогут установить контакт, как задавать вопрос, как расставаться. Затем участники выполняют упражнение. При обсуждении участники говорят о том, какие результаты опроса они получили и, главное, чей вариант интервью им понравился больше всего.


Возможные вопросы

Твоим собеседникам снились когда-нибудь дикие животные? Какие? Твои собеседники видели когда-нибудь радугу зимой? Где? Твои собеседники любили в детстве купаться в ванной с игрушками? С какими? Твои собеседники когда-нибудь хотели забраться на Спасскую башню Кремля? Зачем?


Памятки: «Черты поведения уверенного человека», «Черты поведения неуверенного человека». Тренинг умений выражать свои чувства и понимать чувства других людей

Разминка. Упражнение «Цвет моего настроения»

Каждый по кругу называет цвет, которому соответствует его актуальное настроение. Знакомство со списком чувств (без обозначения, какие они — позитивные, негативные или нейтральные). Маркировка тех чувств, которые знакомы по личному опыту.

Упражнение «Чувство на спине»

Упражнение выполняется молча. Тренер прикрепляет к спине каждого участника карточку с названием чувства (из списка). С помощью мимики и жестов, без слов, участники должны помочь друг другу понять, какое чувство написано у них на карточке. Если участник решил, что он знает название своего чувства, он садится на стул или помогает другим понять, что написано у них. Затем каждый по кругу называет предполагаемое чувство, говорит, чья пантомима помогла ему больше всего. Можно попросить этого человека показать это чувство еще раз, всему кругу. Обсуждение. Легко ли понять, какое чувство выражает другой человек? Что при этом в его поведении помогает, что мешает? Легко ли самому выражать чувство? Есть ли разница в выражении позитивных и негативных чувств?

Упражнения на выражение позитивных и негативных чувств: «Шурум-бурум» и «Мур-мур» Участники передают друг другу по кругу мячик, а вместе с ним — заданное в настоящий момент чувство. Выражать его надо с помощью мимики, жестов, интонации и специальных междометий. Например, ведущий передает по кругу чувство удивления с помощью слова «О-го-го!». Участникам дается несколько попыток. После того как круг пройден, ведущий задает другие чувства (начинает кто-то их участников) с помощью слов: «шурум-бурум» (злость), «мур-мур» (нежность), «э-э-эх» (разочарование), «ну-ну» (недовольство) и т.д.

Работа в двух группах. Первая группа готовит ответы на вопросы: что такое позитивные чувства, почему они так называются? Какие чувства относятся к позитивным? Зачем нужно в общении выражать позитивные чувства? Вторая группа отвечает на вопросы: что такое негативные чувства, почему они так называются? Какие чувства относятся к негативным? Зачем нужно в общении выражать негативные чувства?

Подведение итогов. Возвращение к списку чувств. Распределение чувств на позитивные, нейтральные и негативные.


Напоминание содержания дня. Общая оценка дня: ведущий просит каждого участника оценить день одним из способов: понравилось — поднять руку вверх; понравилось средне — вытянуть руку вперед; не понравилось — опустить руку вниз. Возвращение к списку утренних вопросов: как бы сейчас участники ответили на них?

Упражнение «Ладошки»

Каждый участник получает «ладошку» из белой бумаги. Ведущий просит взять ручку и на самой ладони написать те качества человека, умеющего общаться, которые уже есть, а на пальцах — те качества, которые нужно в себе развивать. Если есть качества, от которых хотелось бы избавиться, то написать их на пальцах с обратной стороны. Ладони приклеиваются на два скрепленных вместе листа ватмана, на которых нарисовано солнышко








Спасатели

Цель. Поиски выхода из неприятной ситуации.

Задачи. Проанализировать конструктивные и неконструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Создать предпосылки для формирования конструктивных способов, развитие навыков помощи себе и другим в сложной ситуации.

Материалы. Маршрутные листы, карточки с заданиями, цветные листочки, призы, коврики, плакаты по теме «Наркомания».

Информация для ведущих. День был построен на идее — актуализировать конструктивные формы выхода из сложных, кризисных, конфликтных ситуаций и понять, какие формы являются неконструктивными, ложными и даже опасными. Ребята сделали общий список возможных способов разрешения ситуации и разделили их на конструктивные и неконструктивные. Затем обсуждали такие темы:

— «Психоактивные вещества: способ решения проблемы или болото, из которого не выбраться?». Рассматривали «правду и мифы» о действии наркотиков и последствия их употребления. Неточная информация может стать пусковым механизмом для первой пробы наркотиков. Рассматривали также причины употребления наркотиков, обсуждали возможности получения удовольствия от жизни без ПАВ. Один из акцентов обсуждения: показать, что прием психоактивных веществ — это пассивный способ решения проблемы, пассивная позиция и, следовательно, проблема не разрешается, а лишь на время забывается, а потом возвращается с новой силой и с новыми проблемами.

— «Тренинг разрешения проблемных ситуаций». Лейтмотив — как быть человеку, который хочет разрешить проблему, как ему действовать? Ставилась задача: актуализировать активную позицию участников в решении проблем и дать некий алгоритм, который может помочь в построении стратегии разрешения проблемной ситуации.

«Тренинг саморегуляции» и «Тренинг поддержки» — две мастерские, которые ставили перед собой задачу — показать способы самоподдержки и саморегуляции, а также взаимоподдержки, варианты просьбы о помощи в сложной ситуации.


Игры — настрой на работу «Ремонт автомобиля спасателя (танец на стуле)», «Ралли спасателей (ипподром)».

Кто такой спасатель? Спасатель — человек, который помогает другим людям и себе самому в сложных, кризисных ситуациях. Под такими ситуациями мы понимаем не природные катаклизмы, стихийные бедствия, а проблемные, сложные моменты в жизни, трудности, случаи, когда есть определенный риск для здоровья, эмоционального состояния человека. Способов поведения в кризисных ситуациях существует много. Спасатели тоже не сразу могут понять, насколько эффективен тот или иной способ поведения. Чтобы сориентироваться и выбрать наиболее эффективный способ поведения, они проходят подготовку в «полевых условиях». Мы также пройдем подготовительный курс «Встреча с жизненными трудностями».

Эстафета «Встреча с жизненными трудностями»

Эстафета проводится на улице или в большом помещении. Командам выдается маршрутный лист или назначается сопровождающий.

Задания эстафеты:

1. «Лес со злобными кузнечиками-мутантами». Командам необходимо образовать оцепление участка леса и продержаться 1 минуту. Сложность в том, что людей меньше, чем необходимо для оцепления пространства.

2. «Конфликтные ситуации». Работа с ситуативными карточками — выбрать 1 вариант и обосновать.


Ситуация 1. Ваш знакомый достал два билета на концерт, на который вы три месяца мечтали пойти с лучшим другом (подругой), однако не могли достать денег на билеты. Ваш знакомый хочет пойти именно с вами, третьего билета нет. Ваш друг может обидеться на вас, если вы пойдете, а он — нет. Вы: а) не пойдете и предложите знакомому взять с собой кого-то другого; б) пойдете, не сказав другу, а если он и узнает — постараетесь что-то придумать для «отмазки»; в) честно расскажете все другу, объясните ему, чтобы он понял, как вам важно пойти.

Ситуация 2. Вы уходите со дня рождения, на который вас очень не хотели отпускать родители, и понимаете, что точно не успеете вернуться в то время, когда обещали. Вы: а) позвоните домой и предупредите, что задерживаетесь, несмотря на то что родители могут за это отругать; б) поймаете машину, несмотря на то что вечер, темно и вы в незнакомом районе, и постараетесь доехать вовремя; в) спокойно поедете домой, вернувшись, станете убеждать родителей, что пришли вовремя, и это они сами перепутали время, когда велели вам вернуться; г) придете домой и спокойно поговорите с родителями.

Ситуация 3. Вы не сделали работу, последний срок сдачи которой сегодня. Вы: а) не пойдете на занятия; б) честно расскажете преподавателю о сложившейся ситуации, пообещаете принести задание в ближайшее время; в) постараетесь быстренько придумать историю для «отмазки».


3. Упражнение «Спасение коралловых полей» Команде необходимо передать бутылки с водой в парах плечами.

4. «Вызов — Наркотики» Командам дается по 3 предложения. Участники после обсуждения должны сказать, согласны или нет с данным утверждением.


Курение марихуаны абсолютно безопасно для здоровья, так как она — природное вещество; наркотики не вызывают зависимости, человек всегда может остановиться; если при задержании милиция обнаружит у человека наркотики, ему за это ничего не грозит.


5. «Команда спасателей» Командам надо придумать песню спасателей и построить автомобиль. Анализ выполнения заданий эстафеты Конфликтные ситуации — обсуждение возможных последствий каждого варианта. Какой выход влечет за собой меньше негативных последствий. Наркотики — обсуждение вопроса об уголовной ответственности при обнаружении наркотика у человека.

Мозговой штурм

Какие жизненные трудности, проблемные, критические ситуации могут произойти в жизни молодежи, людей нашего возраста? Типичные способы поведения людей в данных ситуациях. Как я обычно веду себя в критической ситуации (личный выбор и запись в дневнике). Распределение всех названных способов на конструктивные и неконструктивные. Последствия неконструктивных способов: при использовании неконструктивных способов сохраняется и накапливается напряжение; есть уход от проблемы, но нет решения, могут возникнуть и негативные последствия. Один из неконструктивных способов — употребление психоактивных веществ.


Психоактивные вещества: способ решения проблемы или болото, из которого не выбраться? Моделирование ситуации «Проблема» Ведущий приглашает одного участника (А), просит придумать себе имя и представить проблемную ситуацию — эта ситуация обозначается стулом, который ставится перед А. Далее разыгрывается эта ситуация: некий знакомый Б (второй участник) предлагает А наркотик как способ забыть проблему. Тот соглашается — проблема немного отдаляется. Далее ведущий говорит о том, что у А могут возникнуть другие проблемы — с милицией, с родителями, в школе. Эти проблемы обозначаются стульями, которые окружают А. В конце ведущий говорит, что ситуация первая также усугубилась (стул придвигается).

Обсуждение. Какие чувства возникали по ходу ситуации, ее усугубления (вопрос А)? Вопросы группе о ситуации, которая возникла. Итог: ситуация с помощью наркотика не разрешается, а лишь может отодвинуться на время, но потом к ней могут присоединиться и другие проблемы. Игра-дискуссия «Любопытство, воля, разум»

Человек знает, что наркотики — это плохо, что наркотики не решают проблемы. В то же время в человеке всегда живут две противоположности: «любопытство» и «разум», а «воля» человека должна сделать выбор между их аргументами.

Ведущий делит группу на три команды: «любопытство», «воля» и «разум». Задачи: «любопытство» дает аргументы в пользу употребления наркотиков, «разум» — против употребления наркотиков, а «воля», выслушав аргументы, должна сделать выбор.

Обсуждение. Почему «воля» присоединилось к той или иной команде? Какой аргумент был самым весомым? Хотел бы кто-то из одной команды перейти в другую? Аргументы «любопытства» дают пищу для мифов о наркотиках.


Миф первый — «Наркотики не приносят вреда». Иногда люди, пытаясь убедить человека попробовать наркотик, говорят о том, что наркотики не принесут ему вреда, либо говорят так: «Я же не заставляю тебя пробовать героин, просто покури». Но так ли это? Какие вещества относятся к наркотикам? А алкоголь, табак можно отнести к наркотическим веществам? Определение наркотиков как психоактивных веществ.


Упражнение «Человек». Плакат со схематично изображенным человеком и обозначением всех внутренних органов и тканей. Участникам предлагается проанализировать влияние героина, экстази, ЛСД и марихуаны на организм человека и с помощью цветных листочков отметить органы, на которые эти наркотики влияют.

Упражнение «Шум». Участнику предлагается запомнить 10 слов. Ведущий зачитывает их и просит повторить (итог — 5–7 слов). Затем предлагается запомнить другие 10 слов, но при этом группа моделирует с помощью шума состояние после употребления марихуаны. Тренер читает слова, участник повторяет (итог — 3–4 слова, неправильно услышанные). Сколько слов запомнил в первый раз? Сколько во второй раз? Информация о влиянии марихуаны. Обобщение и вывод.


Миф второй — «Наркотики не всегда вызывают зависимость. Ты всегда сможешь остановиться». Как вы думаете, что такое зависимость? Определение понятий «зависимость» и «наркомания».


Работа с плакатом «Развитие наркомании».

I этап. Первый прием, снятие психологического барьера перед употреблением наркотиков и упрощение отношения к дальнейшему употреблению. Человек либо останавливается (очень редко), либо идет дальше, говоря «я остановлюсь вовремя». Когда наступит это «вовремя»? Демонстрация «Стул». На расстоянии от участника ставится стул. Он символизирует наступление зависимости. До стула 4–6 шагов. Предложение проверить. Ведущий придвигает стул. Вопрос о чувствах. На что похожа эта ситуация? Вывод: человек, начавший употреблять наркотик, предполагает, что до развития зависимости от наркотика должно пройти столько-то времени, и он остановится. Но наркотик «думает» по-другому: зависимость может наступить в любой момент.

II этап. Социальная зависимость — человек попадает в среду потребителей наркотиков, провоцирование на пробу и следование нормам. Психологическая зависимость — может сформироваться от одной пробы, не контролируется, проявляется в постоянной тяге к наркотику, сохраняется на всех этапах.

III этап. «Глухой период» — психологическая зависимость сформировалась, но физической еще нет. Человек не ощущает, не «слышит» своего организма, но окружающие замечают изменения и говорят об этом. Начинают рваться социальные связи.

IV этап. Осознание проблемы наркомании, физическая зависимость — неодолимое стремление к употреблению наркотика; абстиненция («ломка»); изменение способности организма переносить воздействие определенных доз наркотика. Зачем все это нужно человеку, если приводит к таким последствиям? Информация о психофизиологическом механизме зависимости.

Миф третий — «Наркотик помогает решить проблемы».


Иллюстрация «Гора жизни». Рис 1: человек стоит на горе, его удерживают множество жизненных связей («канатики», идущие от человека к горе). Что может удерживать человека в жизни, какие связи есть у каждого из нас? (Записываются на «канатиках».) Рис 2–3: человек стоит на той же горе, но один из держащих его канатов-связей рвется, — возникает проблема. Предложение наркотика как решение проблемы — человек берет его (одна рука перемещается вверх). Человек сохраняет достаточно устойчивое положение, но первый шаг сделан. Человек может сказать «нет» или сделать следующий шаг. Рис. 4: с другой стороны появляется еще один канат-наркотик — человек протягивает к нему руку и теряет устойчивость.

Ролевая иллюстрация «Марионетка». Участник сидит на стуле, тренер встает у него за спиной. Тренер берет руку участника и поднимает ее вверх, символизируя предложение наркотика. Тренер берет вторую руку — полное подчинение человека наркотику, который управляет им. Тренер манипулирует руками участника. На кого похож человек, которым управляет наркотик? На марионетку. Вывод: человек достаточно быстро может стать марионеткой, а вот перестать быть такой куклой намного сложнее. При этом возникает вопрос: а решил ли человек свои проблемы? Нет, лишь забыл на время, но нерешенные проблемы начинают напоминать запутанный клубок, и наркотики его не распутают.

Индивидуальное упражнение «Аргументы, которые помогут мне отказаться пробовать наркотики». В течение 5 минут каждый на листе попытается написать 6 собственных аргументов, которые могут помочь отказаться от пробы наркотиков.

Обсуждение. Легко ли вам было написать аргументы? Кто хотел бы поделиться с другими своими аргументами? У кого возникли сложности? Какого рода?

Безусловно, окружающий мир может подкидывать нам новые провокационные аргументы о наркотиках, но наша личная позиция, четкое личное отношение к этой проблеме должны стать для нас точкой опоры при принятии собственного решения.


Миф четвертый — «С помощью наркотиков можно получить необычные ощущения».


Да, с этим сложно спорить, действительно эти ощущения есть, но они сиюминутны, к ним привыкаешь. Впервые возникшие приятные ощущения не возвращаются, но человек ищет их, становясь зависимым от них. При этом вновь он никогда их не получит; кроме того — они никогда не доставят радости. Радость можно найти в жизни, в себе, в других людях, в окружающем мире, вещах — надо только ее увидеть.

Упражнение «Ватман радости»

На полу кладется «ватман радости», он разделен на три части: тело, разум, чувства (эмоции, ощущения). Участникам предлагается написать все радости жизни для тела, разума и души. Затем ведущий, попросив участников закрыть глаза и сконцентрироваться на себе, под музыку зачитывает список «радостей».

Тренинг разрешения проблемных ситуаций

Работа идет параллельно в группах по 15 человек.

Упражнение «Проблема»

Разбивка на две группы. Каждая команда выбирает актуальную для нее проблему (можно использовать список, сделанный в начале дня). За 3 минуты надо придумать сценку. В сценке необходимо отразить суть влияния проблемной ситуации на жизнь человека. Команды показывают сценки.

Рассмотрение путей решения проблем

Пассивная позиция: «меня заставили; так получилось; все пошли, и я пошел; он сказал, и я сделал; меня все достали». Активная позиция, принятие ответственности по отношению к проблеме способствуют ее решению. Важна оценка собственных ресурсов, принятие ответственности на себя, переформулирование причины случившегося в контексте ответа на вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ситуация разрешилась?»


Алгоритм разрешения проблемы (на примере)

Ориентация в проблеме Точное знание того, что проблема возникла Понимание, что проблемы в жизни — нормальное неизбежное явление Формирование уверенности в том, что существуют эффективные способы решения проблемы Понимание проблемы не как угрожающей, а как нормальной ситуации, несущей в себе изменение Определение и формулирование проблемы Поиск всей доступной информации о проблеме, разделение информации на объективную и субъективную / непроверенную Определение факторов и обстоятельств, которые делают ситуацию проблемной, то есть препятствуют достижению целей Постановка реалистичной цели решения проблемы с описанием деталей желательного исхода Формулирование различных вариантов решения проблемы — важно сформулировать как можно больше альтернативных вариантов (мозговой штурм по способам разрешения выбранной проблемы) Принятие решения — анализ имеющихся возможностей разрешения проблемы, выбрать из них наиболее эффективные, приводящие к полному разрешению проблемы и к положительным последствиям (кратковременным — долговременным, направленным на себя — направленным на окружающих), выбор способов решения из предложенных, анализ предполагаемых последствий Выполнение решения и проверка — изучение последствий решения, оценка эффективности решения, самопоощрение


Упражнение «Поиск решения»

Возвращение к упражнению «Проблема» — группы обмениваются выбранными ими проблемами и разрабатывают путь их решения в соответствии с алгоритмом, тренер помогает. Подготовка пятиминутной сценки, показывающей путь решения проблемы. Показ сценок. Обратная связь.


Тренинг саморегуляции

Введение

В любой проблемной ситуации возникают негативные чувства, эмоции, напряжение. Важно их не отодвигать, а определенным образом прорабатывать, выражать, давать им выход, используя конструктивные способы, позволяющие не нанести вред себе и другому человеку. Какие могут быть способы? (Мозговой штурм.) Варианты записываются.

Упражнение «Рисуем злость»

Вспоминаем напряженную конфликтную ситуацию, человека, на которого злимся; рисуем злобу; отходим друг от друга на безопасное расстояние; мнем, рвем рисунок, пытаемся направить в этот процесс все негативные эмоции; бросаем остатки листа в мусорный мешок со словами: «Я выбрасываю сюда всю свою злобу на человека (ситуацию)». Анализ: мои ощущения сейчас. Вывод: вы можете использовать этот способ безопасного выхода негативных эмоций, либо другие, названные группой, самостоятельно, когда того потребуют обстоятельства.

Находясь в проблемной ситуации, человек испытывает стресс. Даже если негативные эмоции выплеснулись, все равно он может чувствовать себя не вполне комфортно. Не до конца удовлетворена потребность в безопасности, сложно достичь успокоения и гармонии. В таком случае можно использовать определенные техники, открывающие каждому человеку его внутренний ресурс устойчивости к стрессу и напряженной ситуации, позволяющий найти силы для решения проблемы. Ведущий проводит несколько медитативных упражнений, например «Покой», «Убежище». Обратная связь: мимикой, жестами показываем свое эмоциональное состояние сейчас, группа отражает.

Тренинг поддержки

Разогрев. Что такое «поддержка»? Невербальная демонстрация участниками по кругу содержания слова «поддержка» — 5 минут.

Определение понятия «поддержка» и форм поддержки. Групповая дискуссия, формулирование определения «поддержки». Обсуждение форм поддержки — 10 минут

Актуализация личного опыта принятия эффективной и неэффективной поддержки. Работа в парах. Вспомнить: ситуацию, когда оказывали поддержку, но это было неэффективно; ситуацию, когда оказывали поддержку, и это оказалось эффективно, — 10 минут.

Групповая дискуссия «Эффективная и неэффективная поддержка». Определение особенностей эффективной поддержки. Обсуждение причин эффективности и неэффективности поддержки. Выявление особенностей эффективной поддержки — 20 минут.

Упражнение «Поддержка». Применение на практике навыков оказания эффективной поддержки. Участникам группы задается вопрос о том, кому из них нужна поддержка, какую поддержку они хотят получить в данный момент. Группа оказывает участнику поддержку — 15 минут.

















Мудрецы

Цель. Выработка умения найти ценное в любой ситуации, в своем опыте переживания, взаимодействия и взять из этого опыта лучшее для развития.

Задачи. Развитие навыков перспективного видения, моделирования своего будущего через постановку жизненных целей, оценку возможностей, препятствий и ресурсов для их достижения. Расширение взгляда на собственную жизнь. Подведение эмоционального итога лагеря, оценка опыта, приобретенного за время работы.

Материалы. Ватман, маркеры, фломастеры, ручки, большие листы для коллажей, краски, кисточки, листы А3 и А4, свечка, материалы для костра.

Информация для ведущих. Искусство мудреца — искусство ставить для себя жизненные цели, намечать путь движения вперед, оценивать препятствия и искать ресурсы для их преодоления. Этот день можно считать последним днем программы, потому одна из главных задач — подведение итогов, обобщение результатов. Вечерний костер с общением, гитарой и танцами. По насыщенности — хороший и важный день. Работа в первой половине дня помогла ребятам оценить свой жизненный опыт, подумать о тех препятствиях, которые необходимо преодолеть для достижения поставленных жизненных целей, и о том, что или кто может помочь в достижении этих целей, что необходимо приобрести и от чего стоит отказаться. Был сделан первый шаг, что важно как база для дальнейшей работы над собой.

Участники в основном работали парами, поэтому у них была возможность помочь друг другу. Тем, кому было особенно трудно, помогали соведущие, задавая вопросы, вместе анализируя, оценивая. В нескольких группах сделали общую для команды линию жизни: цели, препятствия и возможности. Заключительным аккордом стало психодраматическое разыгрывание одной из «линий жизни».

Анализируя результаты работы по созданию «линий жизни», хочется обратить внимание на то, что было важно для нас. Все участники группы ставили перед собой позитивные жизненные цели: успешность в самоопределение — профессиональное, личностное, семейное; здоровье и хорошее физическое развитие. Выделяемые средства и ресурсы, которые помогают в достижении целей, можно объединить в две группы: социального уровня (друзья, семья, поддержка с их стороны; поддержка специалистов) и личностного уровня (личные качества, характер, вера в себя, свои силы, старание, желание, целеустремленность, искренность, здоровье, коммуникативные навыки).

А препятствия к достижению целей были связаны с личностными качествами или поведением (лень, вредные привычки, риск, потеря веры в себя и в свои силы, страх, безответственность) и с окружающим миром, социумом (финансовая нестабильность, непонимание со стороны социума, в т.ч. родителей). Мы не станем утверждать, что все подростки (даже в нашей группе) следуют этим целям в жизни и используют «по назначению» все свои ресурсы, но для нас на этом этапе была важна актуализация и даже осознание всей этих моментов. Особенно это было важно для ребят со сложностями социальной адаптации, поскольку может стать базой для дальнейшего развития и применения всего полученного в жизни.

Актуализация темы Упражнение «Контакт». Работа в парах. Посмотреть друг на друга в течение 3 минут. Описать внешность друг друга без оценки. Обратная связь. Описать характер друг друга. Представить и описать партнера в возрасте 5 лет, в возрасте 50 лет.

Упражнение «Список жизненных целей». Тренер предлагает участникам список жизненных целей. Дополнение с помощью участников. Работа индивидуально — выбрать те жизненные цели, которых участники хотят достичь, а потом презентация результатов в парах.

Упражнение «Линия жизни».

1. Участники рисуют «линию жизни», отмечая на ней возрастные вехи пятилетками, начиная с нуля; отмечают свой настоящий возраст.

2. Работа в парах — посмотреть на жизненные цели и попробовать распределить их на «линии жизни», в соответствии с тем, когда хотелось бы их достичь.

3. Самостоятельная работа (возможно обсуждение в парах) по вопросам: Каким образом вы будете достигать этих целей? Что можно сделать для этого? Какие препятствия могут встретиться, что может помешать в достижении ваших целей? Какие ресурсы у вас есть, что может помочь в достижении целей? Что можно взять из настоящего, прошлого и будущего для достижения целей? Чего сейчас не хватает для достижения целей, что нужно привлечь как ресурс?

4. Работа в мини-группах. Участники делятся своими жизненными целями, а затем совместно делает групповую «линию жизни» (усредненный вариант «линий жизни» участников). Затем «линии жизни» презентуются на общей группе. Обратная связь участников от работы и подведение итогов.


Упражнение «Возраст»

Цель — подготовка группы к драматизации линий жизни: походить, поиграть, в соответствии с заданным тренером возрастом.

Психодрама «Линия жизни»

Из участников выстраивается «линия жизни» протагониста, где каждый играет роль какого-то достижения, препятствия, ресурса. Протагонист двигается и взаимодействует с различными этапами на своей «линии жизни». Действие завершается обменом чувствами и эмоциями, которые возникали у участников во время драматизации. Снятие ролей. Можно разыграть 2–3 «линии жизни». Итоги работы. Медитации «Антикварный магазин» или «Встреча с мудрецом»

Коллаж мастерских

В аудитории развешиваются различные материалы, которые использовались и создавались на протяжении программы. Участники с помощью тренера вспоминают весь пройденный путь. Работа в 6 командах. Инструкция о создании коллажей, раздача материалов. 15 минут на распределение функций в группах. Создание коллажей (мастерские и первый день), в которых необходимо отразить суть дня. Презентация командами коллажей.

Упражнения на доверие «Слепой и поводырь». Работа в тройках — общение на тему «Что во мне изменилось за время работы в лагере». Упражнение «Паровозик доверия» — тренер доводит группу до места свечки.


Живые волосы

Миниатюра "живые волосы" является одним из тех намеров вожатых, который готовится за 5 минут. Суть этого номера очень проста - Вам необходимо изобразить волосы. Вот несколько примеров того, как можно это сделать.

1. Лысина - все становятся полукругом.

2. Крутая лысина - все также стоят полукругом, но посерелине танцует один человек.

3. Шерсть животного - все стоят в шахматном порядке, изоборажая волосы, а два человека мегают между ними, изображая блох.

4. Волосы под феном - все изображают будто их сносит.

5. Волосы панка - все становятся в виде эрокезы и выставляют вверх руки.

6. Корона - все становятся в круг и соединяют руки наверху таким образом, чтобы получилась корона.

7. Волосы утром - т.е. полный бордак.

8. Грязные волосы - все наваливаются друг на друга.


Это только лишь несколько примеров того, что можно сделать. Пофантазируйте, повспоминайте известных персонажей и жизненные ситуации. Удачи!


Слон

Ведущий спрашивает у детей: - Вы знаете как чихает слон? А хотите узнать? Зал делится на три равные части и каждая группа разучивает свое слово:

Первая группа - ящики.

Вторая группа - хрящики.

Третья группа - потащили.

И затем, по взмаху руки ведущего, все дети кричат одновременно, но каждая группа кричит свое слово.- Вот так чихает слон!

 


Весь отряд должен за ограниченное время (1-2 минуты) выложить на полу из веток изображение слона. Задание необходимо выполнить в полной тишине.

 

 

Игра для парней. Присутствующие делятся на две команды (4-7 человек в каждой). Одна команда становится на позицию "Слона", нагнувшись и обхватив впереди стоящего руками. До этого на земле прочерчивается линия, до которой "Слон" должен дойти. Другая команда выстраивается с учетом - кто дальше прыгнет, и начинается...

Цель - всей команде оседлать "Слона", а "Слону" устоять и пройти до нужной линии. Команда не вся влезла, а "Слон" устоял - меняются местами. Команда упала со "Слона", так и не собравшись на нем ("Слон" устоял) - меняются местами. "Слон" не устоял - повторяется попытка забраться.

Если состязание проводится между разновозрастными командами (например старшеклассники с младшими), по договоренности можно уменьшить на одного человека команду старших.

 

играют две команды: "слоны" встают цепочкой, держась друг за друга в согнутом состоянии, наездники запрыгивают на них и "слон" пытается идти с этой ношей (на мой взгляд, не совсем безобидная игра)

 


Игроки делятся на две команды. Участники первой команды становятся "слоном". Для этого они нагибаются так, чтобы верхняя часть туловища была параллельна земле, и встают друг за другом, причем каждый игрок придерживает за пояс человека, стоящего впереди него. Игроки второй команды запрыгивают на "слона" верхом. Задача "слона" - сделать как можно больше шагов, прежде чем вся конструкция развалится. После этого команды меняются ролями, и замеряется расстояние, которое пройдет другой "слон". В команде должно быть 3-6 игроков. При общем числе участников, превышающем 12 человек, можно составлять одновременно 2-3 слонов и проводить соревнования между ними. Физические данные команд должны быть примерно одинаковыми.

 

 


В этой игре участвуют две команды мальчиков по 6-8 человек. Одна из команд должна выстроится в колонну. Каждый играющий нагибается и прижимает голову к поясу впередистоя-щего и при этом держаться за него руками. Эта команда- слон. Вторая команда должна взо-браться на слона: первый играющий встаёт со стороны слоновьего хвоста, разбегается и, от-толкнувшись о спину последнего игрока, делает как можно больший прыжок на слоновью спи-ну. Он должен приземлиться так, чтобы не упасть со спины и даже не коснуться земли ногами. Затем прыжки совершают остальные игроки из второй команды. Если кто-то из них не удержал-ся и свалился со слона, то игра прекращается и команды меняются местами. Если же все прыг-нули удачно и никто не упал, то слон должен пройти с наездниками 8-10 метров. Если это слону удалось, то игра также прекращается и команды меняются местами.

 


В этой игре участвуют две команды мальчиков по 6-8 человек. Одна из команд должна выстроиться в колонну. Каждый играющий нагибается, прижимает голову к поясу впередистоящего и при этом держится за него руками. Эта команда - «слон». Вторая команда должна «взобраться» на слона. Это делается так. Первый играющий встает со стороны «слоновьего хвоста», разбегается и, оттолкнувшись о спину последнего игрока - «слона», делает как можно больший прыжок на слоновью спину». Он должен «приземлиться» так, чтобы не упасть со «спины» и даже не коснуться земли ногами. Затем прыжки совершают все остальные игроки из команды «наездников». Если кто-то из них не удержался и свалился со «слона», то игра прекращается, и команды меняются местами. Если же все прыгнули удачно, и никто не упал, то «слон» должен пройти с наездниками 8-10 метров. Если это «слону» удалось, то игра также прекращается, и команды меняются местами. Игра требует не только ловкости, но и мужества, ведь прыжки порой причиняют боль игрокам как той, так и другой команды.

 


Одна команда (5 челов, например) становится друг за другом, потом все дружно нагибаются и хватают друг друга крепко за талии - получался "слон". А вторая команда (столько же челов) запрыгивает на "слона". Задача первого была прыгать как можно дальше, а остальных - трамбоваться как можно плотнее, чтобы все члены команды помещались на спинах коллег. Если не помещались, команда проигрывала. Если же утрамбовывались, как надо, то "слону" ещё необходимо было дойти до заранее прочерченной отметки (или.,там, до дерева), и пронести на своих спинах противников. Если операция удается и никто не заваливается, то команды меняются местами. Если не удается и "слон" заваливается, то игра повторяется с теми же раскладами.

Вообще это довольно жёсткое игрище, в основном для пацанов.






Вавилонская башня

Для начала необходимо разбить группу на две команды. Делать это рекомендуется следующим образом. Вы сами выбираете двух человек, у которых, на Ваш взгляд, неплохо с коммуникативными способностями и просите их вслух на время игры побыть Капитанами команд. После этого они идут по тренинговой комнате и набирают в команды нужных им людей. Сделать это нужно так, чтобы членов команд было поровну.

Попросим команды занять свои места (в противоположных углах тренинговой команды стоят по столику и нужное количество стульев). Команды расходятся, усаживаются, и Вы сообщаете, что с этой минуты они не должны говорить по-русски или на каком-нибудь другом известном языке. Но не возбраняется говорить при помощи жестов, придумывать новый язык, еще какую-либо сигнальную систему. Но Вашу речь участники обязаны понимать по-прежнему. Затем подзовите капитанов команд и вручите им заранее составленные и отпечатанные (или написанные от руки) инструкции. Пусть капитаны прочтут их и сообщат своим командам. Никто из членов команд не должен видеть инструкции, за этим тщательно должен следить Ведущий и помощник. Можно через какое-то время вообще отобрать инструкции у лидеров, убедившись, что лидеры запомнили их. Но, главное, сделайте так, чтобы лидеры не видели при вручении инструкций друг друга, потому что вся прелесть игры заключается в том, что инструкции разные. Каждой команде предлагается выполнить достаточно сложное действие, причем вовлечь в выполнение членов команды соперников. Лидер, прочитавший инструкцию, должен объяснить своей команде, чего же от нее хочет тренер, но на пути встает языковой барьер, поэтому Ведущий должен позаботиться о том, чтобы лидерами на этом этапе игры были выбраны артистичные и сообразительные участники с богатой фантазией и хорошо развитым воображением. Когда участники каждой команды поймут, что должны делать, они будут вынуждены вступить в контакт между собой, чтобы вовлечь участников из другой команды в общее действие. Но наличие различающихся заданий создает сложности, на пути к разрешению которых встает тот же языковой барьер.

Лидеры получают следующие задания для своих команд:

Команда А:

  1. Придумать не менее 6 различных воинских званий, присвоить одно из этих званий каждому из присутствующих, исключая Ведущего и помощника, придумать для всех отличающуюся от современной военную форму и ввести знаки отличия.
  2. Подготовить тренинговую комнату к отражению агрессора.
  3. Организовать банкет по поводу ненападения противника с произнесением двух речей (по 1 мин. каждая), поздравлением участников обороны и вручением медалей. С речами должны выступить по одному человеку от каждой команды.

Команда Б:

  1. Придумать не менее шести моделей модной одежды, превратить одежду каждого в одну из этих моделей.
  2. Организовать демонстрацию этих моделей для воображаемых зрителей.
  3. Организовать банкет по поводу успешно проведенной демонстрации с произнесением не менее двух речей, одну из которых должен произнести представитель команды соперника, с поздравлениями участников демонстрации и вручением подарков. Длительность выступления также не более 1 минуты.

Задания составлены так, чтобы первая их часть была похожа у обеих команд, и участники не сразу догадались бы, что задания у них разные. Однако к концу выполнения первой части заданий участники начинают подозревать, что их дурачат. После выполнения второй части задания это подозрение перейдет почти в уверенность, и от третьей части задания они будут ждать подвоха, но третьи задания очень похожи между собой, что вновь вводит участников в мучительные размышления.

После того, как все задания будут выполнены, предложите командам вновь разойтись по углам, по своим игровым местам, если они к тому времени сохранились (а надо сказать, что после всех действий тренинговый зал иной раз начинает выглядеть более чем странно, и пулеметное гнездо из двух стульев на шкафу еще не самое удивительное!). Вы раздаете им листы бумаги и просите написать русским языком, что же именно выполнял каждый участник, как он понял своего лидера. Затем Вы собираете листки, возвращаете участникам дар речи и предлагаете каждой команде обсудить, какое задание выполняли соперники. За пять минут каждая команда должна прийти к единому мнению в этом вопросе, и сообщить об этом другой команде. На этом игра заканчивается, начинается обсуждение. Обсуждение проводится с использованием видеозаписи (но можно и без нее!). Темой обсуждения является вопрос понимания и взаимопонимания. Что этому мешает и что помогает? В какой момент каждый участник почувствовал, что он понял кого-то? В какой момент участник почувствовал, что его поняли? Вопросы, вопросы... На этом игра и заканчивается.

Игра эта довольно сложная для участников, поэтому проводить ее следует только в сильных группах, способных к импровизации и творчеству. Для облегчения задания можно, например, позволить лидерам сказать по три слова, если Вы видите, что все его попытки объяснить задание ни к чему не приводят.

Обратите внимание на то, чтобы лидеры не догадались сразу о различности заданий. И, наконец, совершенно необязательно давать именно эти задания. Можно придумать другие, простые или сложные, короткие или длинные, исходя из собственного понимания Ведущего, что же именно нужно группе в данный момент.

Все управление игрой ведите через лидеров команд. Если Вы будете часто вмешиваться в игру, участники могут перестать воспринимать лидеров как таковых, что еще более затруднит процесс нахождения общего языка.

Чтобы игра закончилась весело и хорошо, попросите участников, произносящих речь на заключительном банкете, объяснить, что же именно они хотели сказать, какими наградами и за что был премирован каждый лауреат.

 

 

Цель: выявление лидеров, приобретение навыков работы в микро группах, сплочение коллектива.

Оборудование: Три набора предметов по одинаковому количеству предметов в каждом. Секундомер.

Содержание: Произвольно отряд делится на 3 микро группы. Каждой группе дается набор предметов, из которых нужно построить башню. Командам дается минута на обсуждении проекта и три мин. на постройку. Оценивается высота строения.

Воспитатель занимает позицию наблюдателя. После первого построения выделяются самые активные ребята, которые зачисляются в жюри. Командам дается еще 2 мин., за которые нужно вновь построить башню. Теперь оценивается оригинальность. Группам предлагается объединиться по две, включая команду жюри. Вновь строится башня. Вновь выявляются лидеры. Итогом игры будет построение общей башни

Теперь вроде все знакомы, и можно уже непосредственно сплачиваться. Приступаем:

Нужный цвет

Предложите команде сыграть в следующую игру: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра “на вылет”, то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно. Довольно забавное зрелище, особенно когда остается несколько человек, и они стоят буквально на низком старте, азартно пытаясь успеть дотронуться до нужного цвета раньше соседа.

Атомы

Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего оно должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по пять). Игра “на вылет”.

 

ведуший постоянно говорит цифры а дети становятся в групп (точнея хватаются друг за друга например ведуший с казал 5 и дети сбегаются по 5 человек кто не успел собратся по 5 человек тот выходит из игры

 


Ведущий предлагает всем участникам представить себя атомами, задача которых, перемещаясь по комнате, собраться в различные молекулы, соблюдая разные условия, например, собраться в молекулу из 5 атомов и т.д.

!!!!!! Совет: Разбивка на группы может также осуществляться по знаку зодиака, по месту жительства, по увлечению и т.д. Интересен вариант, когда разбивка происходит следующим образом: всем участникам в случайном порядке раздаются заранее заготовленные треугольники, квадратики, кружочки (разнообразие форм зависит от количества групп, которые вы хотите создать). И у вас готовы мини-группы: те, кто получили квадратики – одна группа, треугольники – другая и т.д. Возможен другой вариант – разрежьте 5 открыток на столько частей, сколько участников предполагается в каждой из 5 групп и раздайте их ребятам – у вас готовы пять мини-групп.


Гусеница

Цель: игра учит доверию.

Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. "Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту". Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".

Группа становится в линию. Каждый из группы подает свою руку заднему. Для этого играющие расставляют ноги на ширину плеч и подают руку назад между своих ног. При этом каждый также берет руку стоящего впереди. Группа начинает двигаться назад. При этом задний начинает ложиться на пол. Группа двигается назад до тех пор, пока все не лягут на пол. Затем группе предлагается вернуться в исходное положение в обратном порядке.

 

команда становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда – это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову. Выглядит просто отпадно. Поделюсь наблюдениями – одна команда (а на слете их было пять) очень интересно “ела”, все по очереди подпрыгивали и делали вращательные движение туловищем (а теперь представьте, что это взрослые дяди и тети – смешно). Другая команда, изображая спящую гусеницу, свернулась в калачик, это было очень трогательно. Еще одна команда во время гусеничного сна положила головы друг другу на плечи – вот оно настоящее сплочение.


В этом варианте гусеница показывала полностью процесс поедания, переваривания пищи и, в конечном итоге, откладывала свои экскременты:)))


Грязные танцы

пять таки необходимо встать в колонну, держа соседа впереди за талию. Под музыку (можно в личном исполнении – получается еще смешнее) все дружно начинают танцевать, к примеру, ламбаду (можно любой другой танец). Через некоторое время музыка прекращается и необходимо обнять за талию соседа, который стоит перед твоим соседом впереди, музыка снова играет и все снова танцуют, но уже в более неудобном (или удобном – кому как) положении. Потом все повторяется, только надо дотянуться до того, кто на два, потом на три и так далее человека впереди тебя.

Эти две игры сплачивают команду не просто на словах.


Достаточно интересны игры в кругу:

Предложите играющим по очереди назвать, что они любят у соседа справа и не любят у соседа слева. Потом кто, что любит, должен поцеловать, а уж если не любит – укусить. Особенно смешно кусать лоб и глазки.

Можно в кругу брать своих соседей за определенные ведущим части тела и пытаться передвигаться (например, возьмемся за коленочки, потом за пяточка – тут уж, у кого какая фантазия).

После стольких командных игр уже можно разбиться на пары (причем, необязательно “мальчик-девочка” можно и по-другому).

Попробуйте, обнявшись (так чтобы у каждого была свободна только одна рука) завязать шнурки или застегнуть пуговицы (пуговицы лучше застегивать еще и в варежках – смешнее будет).

Можно одному партнеру завязать глаза, а на другого нацеплять прищепок – и пусть тот, кто с завязанными глазами, отыщет все прищепки. Картина, достойная кисти Репина была в лагере ЛМЗ, когда Макс Кондрашов снимал прищепки в Сани Канаева.

Апофеозом (или апофигеем) игр на сплочение является игра в путалки.

 


Путалки

Вся команда берется за руку, только один очень умный и ответственный товарищ в этот момент стоит к ним спиной. Команда, не расцепляя рук, старается, как можно больше запутаться, а Умница будет потом мучится и все это дело распутывать. Помню, команда Коли Шмырева, запутываясь, стояла лицом в круг, а когда КоляДа их распутал, они стояли уже лицом наружу. Это чудесное превращение я до сих пор объяснить не могу.

Клоун

Для проведения этой игры необходимо разделиться на 2-3 команды и приготовить 2-3 коробки спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону.

Для того чтобы начать игру, все команды выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробок себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново.

Соответственно выигравшей считается та команда, которая закончит передачу коробка быстрее.

Недостатка смеха в этой игре не будет!

Для проведения этой игры необходимо разделиться на 2 - 3 команды и приготовить 2 - 3 коробки спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону. Для того, чтобы начать игру, все команды выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробку себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново. Соответственно выигравшей считается та команда, которая закончит передачу коробка быстрее.

 

Для проведения этой игры необходимо разделиться на 2-3 команды и приготовить 2-3 коробки спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону. Для того чтобы начать игру, все команды выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробок себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново. Соответственно выигравшей считается та команда, которая закончит передачу коробка быстрее. Недостатка смеха в этой игре не будет!

Цель: развлечение.

Время: 10-15 минут.

Место проведение: любое.

Условие игры: для проведения этой игры необходимо разде-литься на 2-3 команды и приготовить 2-3 коробки спичек. Нужен не весь коробок, а его верхняя его часть. До начала игры, все команды вы-страиваются в колонну, первый человек надевает коробок себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начина-ет процедуру заново. Соответственно выигравшей считается та коман-да, которая закончит передачу коробка быстрее.

Яблочко

эта игра связана с передачей предмета двумя или несколькими командами. Этим предметом будет яблоко, и держать его нужно будет, зажав между подбородком и шеей, спрятав руки за спину. Начали! Команда, через которую яблоко прошло первым, выигрывает.

Эта игра опять же связана с передачей предмета двумя или несколькими командами. Этим предметом теперь будет яблоко, и держать его нужно будет, зажав между подбородком и шеей. Руки за спину, итак... Начали! Если у вас не оказалось под рукой яблока, то с таким же успехом можно воспользоваться апельсином или теннисным мячом.

 


Эта игра опять же связана с передачей предмета двумя или


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: