Для ДЕТЕЙ школьного возраста

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ

 

ЦЕНТР ЗАЙНЯТОСТИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


Игры профориентационной тематики

Для ДЕТЕЙ школьного возраста

Симферополь -2011

Содержание

Раздел І.

 Игры профориентационной тематики для детей школьного

   возраста ………………………………………………………. стр.3

   Блок 1. ……………………………………………………….. стр.4

   Блок 2. ……………………………………………………….. стр.5

   Блок 3. ……………………………………………………….. стр.14

Раздел ІІ.

     Дополнительный материал

     Приложение 1. Программы профориентационных

                               мероприятий………………………………….. стр.22

   Приложение 2. Стихи и загадки ……………………………... стр.26

3. Используемая литература………………………………… …… стр.34

 

Раздел І.

Игры профориентационной тематики

для   ДЕТЕЙ школьного  возраста

Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздей­ствия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценно­стей и норм, присущих обществу, и конкретной социальной общности, или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка.

Для ребенка игра важна как сфера реализации себя как человека, как личности. Профориентационные игры в этом плане важны не только как сам процесс игры, а и как ее результат, или конкурентность, или возможность победы, или достиже­ние какой-либо цели. Процесс игры - пространство самореализации. Игра - уникальный полигон человеческой практики ребенка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта.

Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимальности проявлений (физические силы, интеллект, творче­ство), во-вторых, игра сама по себе особое «поле самовыражения». Именно поэтому в проведении профориентационной работы с детьми в летний оздоровительный период основной акцент сделан на подбор игр этой тематики, а сами мероприятия проводятся в виде конкурсов, турниров, веселых «путешествий». Игры могут использоваться для разных возрастных категорий (младший, средний и старший школьный возраст), дифференциация осуществляется через усложнение или упрощение заданий.

 

Все игры разделены на 3 основных блока:

Блок 1. "Мотивационный"

Цель: сплочение группы, формирование чувства команды, повышение заинтересованности подростков в выполнении заданий, создание доверительной и непринужденной обстановки, развитие рефлексии ценностных ориентаций, навыков убеждения,    средств самопрезентации

1. "Газета объявлений"  

2. «Наш герб и девиз»

3. "Визитка"  

4. "Автопортрет"  

 

 

Блок 2. "Информационно-познавательный"

Цель:    расширение информированности о мире профессий, получение обратной связи процесса профориентационного информирования учащихся, оказание помощи детям в профессиональном самоопределении

5. "Азбука профессий" («Абетка  професій»)

6. "Художественный салон"  

7. "Знатоки профессий" 

8. «Анаграммы профессий»

9. "Профессии сказочных героев"  

10."Волшебная шляпа" («Капелюх професій»)

11.«Кто потерял этот предмет?»

12.«Пойми меня» («Крокодил»)

13.«Продолжи пословицу»

14.Упражнение "Пословица"

15.Загадки о профессиях

16. «Говорящие фамилии»

17.«Где родился – там и сгодился»

18. «Детективы»

 

 

Блок З. "Профессионально-ориентировочный"

Цель: оказание помощи детям в профессиональном самоопределении, расширить представления о содержании профессии,  познакомить с элементами профессиограммы, актуализация уже имеющихся знаний о профессиях, содействовать сознательному   выбору профессии и его  мотивационных составляющих

19."Продуктовая вертикаль"  

20.«Мир профессий» (по предмету труда)

21.«Тип профессиональной деятельности»"

22.«Профессия и личность»

23.«Опиши профессию» («Ассоциации»)

24.«Рассказ по кругу»

25.«Парад профессий»

26.«Новое время - новые профессии»

     27. «Цепочка профессий»

        28. «Двигатели моего Я"  

 29. "Колесо жизни" 

 

Блок   1.

1. Упражнение "Газета объявлений"  

Ведущий предлагает участникам вообразить, что существует газета, которая принимает разные объявления от людей, которые могут прислать их в любой форме и с какими-либо намерениями. Но в этих объявлениях непременно должна быть информация о самом авторе объявления - команды, ее характерные особенности и информация о том, чем он отличается от других.

Задание: "Составить такое объявление от команды; форма и цель объявления или обращения произвольная, самое главное - указать собственные яркие особенности и отличия. Не забудьте подумать над тем, что бы вы ожидали от размещения своего объявления, письма или объявления в такой газете".

После написания объявления  представитель команды презентует объявления. Время для выполнения задания - 5 мин.

Раздаточный материал: бумага, маркеры, краски.

2.   Упражнение "Наш  герб и девиз"

Задание: нарисовать герб и к нему придумать девиз команды, которые отражали какую-либо профессиональную принадлежность и направленность на достижения успеха. Время для выполнения задания - 5 мин.

Презентация командами герба и девиза.

Раздаточный материал: бумага, маркеры, краски.

   3. Упражнение "Визитка"  

Задание:   командам необходимо придумать название, выбрать капитана и заполнить «визитную карточку». В «визитке» вы должны осветить свои наилучшие качества, показать сильные стороны. Время выполнения задания - 5 минут. После выполнения задачи капитаны представляют свои команды. Жюри выбирает победителей и выдает жетоны. Время для выполнения задания - 5 мин.

Раздаточный материал: бумага, маркеры, краски.

4. Упражнение "Автопортрет"

Задание: ведущий предлагает участникам создать на листах бумаги автопортрет команды в произвольной манере. Изображение может быть реалистическим, символическим, юмористическим. Необходимо дать рисунку название, которое бы передавало сущность того, что хотелось бы сказать о своей команде, а также назвать   качества и задачи группы. Время для выполнения задания - 5 мин.

Презентацию рисунков делают капитаны команд.

Раздаточный материал: бумага, маркеры, краски.

Блок 2.

5. Конкурс "Азбука профессий" («Абетка професій»)

 

          Перечислить все профессии и специальности невозможно.  В настоящее время насчитывается свыше 40 тыс. профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезают, и примерно столько же возникает новых. Для проверки информированности участников предлагается участие в конкурсе «Мир профессий». Ведущий показывает карточку с изображением буквы. Задача: назвать как можно больше профессий на заданную букву. Побеждает команда назвавшая наибольшее количество профессий и соответственно, набравшая наибольшее число очков.

Демонстрационный материал: карточки с изображением букв алфавита (не  менее 5-7).

          

          6. Конкурс «Художественный салон»

Ведущий раздает командам конверты с названиями профессий. Задача: нарисовать предмет труда, характеризующий ту или иную профессию. В зависимости от возраста участников усложнение: изобразить представителя профессии в процессе трудовой деятельности. Cоставить краткое описание изображенной профессии.

Время для подготовки – 5-7 минут.

Раздаточный материал: конверты с названиями профессий,  бумага, маркеры, краски, карандаши, кисточки.

 7. Конкурс "Знатоки профессий" или «Змагання інтелектуалів»

Задание 1.

Чем занимается этот человек?

Кинолог, ювелир, эколог, дизайнер, сомелье, стрингер, медиапленнер,     криэйтор

 Раздаточный материал: карточки с названиями профессий.

Задание 2.

Представитель какой профессии управляет процессами: роста, созревания, уборки урожая?

(Ответ: агроном.). Профессию можно получить в Южном филиале Национального университета биоресурсов и природопользования Украины «Крымский агротехнологический университет».

Задание 3.

Кто из русских царей знал 14 ремесел? Назовите царя, и не менее 6 занятий, которыми он владел? (Ответ: Петр I - плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, моряк, оружейный мастер).

Задание 4.

Назовите учебные заведения Вашего района, где можно получить рабочие профессии. 

(Ответ: профессиональные лицеи, училища,________________________).

Задание 5.

Вопрос-шутка:

Мы на закате
С поля возвращались.
Ядреным потом стылый воздух пах.
У каждого обветрено качалась
За плечом рубашка на граблях.

Назовите профессию человека, написавшего эти строки. (Ответ: поэт.).

Задание 6.  

“Угадай профессию”.

Моя профессия, на ваш взгляд, может показаться легкой, но от нее зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо так, как чаще встречаются с моей спиной. Назовите мою профессию.

(Ответ: дирижер).





Задание 7.

Что общего у ЭВМ с коровой?

(Ответ: Профессия человека, их обслуживающего, называется оператор (оператор ЭВМ и оператор машинного доения).

Задание 8.

Назовите самую «сладкую» профессию. (Подсказка: профессию, которую выбирают сладкоежки). 

(Ответ: кондитер.)

Задание 9.

Внимание - “Черный ящик”. В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Что в ящике?

(Ответ: ложка)

    1. Музыканты-ложечники.

    2. Врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой.

    3. Сталевары берут пробу стали специальной ложкой.

Задание 10.

Кто изучает спрос на товары на предприятиях, в организациях торговли и общественного питания, составляет проекты договоров с поставщиками, следит за поставкой товаров в нужном ассортименте? (Ответ: товаровед).

Задание 11.

Назовите самую начитанную профессию (Подсказка: профессию, которую выбирают люди, очень любящие читать).

(Ответ: Библиотекарь).

Задание 12.

Как называется профессия корреспондента, который выезжает на место событий, берет интервью, беседует с людьми, анализирует обстоятельства, выделяет самое существенное и дает по телевидению информацию?

(Ответ: телерепортер). Профессию можно получить в ___________________________.

Задание 13.

Кто готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, комплектует заказы на медикаменты?

(Ответ: фармацевт). Профессию можно получить в ___________________________.

Задание 14.

Люди этой профессии наблюдают за птицами в природе, изучают маршруты их перелетов, образ жизни в различных климатических условиях, выводят новые породы птиц. О какой профессии идет речь? 

(Ответ: орнитолог).

Задание 15.

Кто сервирует стол, встречает посетителей, знакомит их с меню, принимает заказы, которые выполняет, рассчитывает посетителей, собирает использованную посуду?

(Ответ: официант). Профессию можно получить в ___________________________.

Задание 16.

Должностное лицо, которое удостоверяет сделки, оформляет наследные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов, юридических актов. О какой профессии идет речь? (Ответ: нотариус). Профессию можно получить в ___________________________.

Задание 17.

Назовите художественные фильмы о профессиях.

Оценивается не только количество фильмов, но и количество названных профессий.

(подсказка: «Высота», «Девчата», «Скорая помощь», «Иван Васильевич меняет профессию», «Трактористы», «Праздники и будни доктора Ивановой», «Такси», «Адмирал», «Девушка без адреса», «Свинарка и пастух», «Большая перемена», «Доживем до понедельника», «Девять дней одного года», «Улицы разбитых фонарей», «Дальнобойщики», «Не родись красивой»…..

Задание 18.

Назовите, кем были по профессии эти известные писатели и поэты А.П. ЧЕХОВ, М.М. ПРИШВИН,  В.ШЕКСПИР,   А.С.ГРИН

Ответ:

А.П. ЧЕХОВ - врач

М.М. ПРИШВИН - агроном

В.ШЕКСПИР - актер

А.С.ГРИН – разнорабочий в артели.

  Подведение итогов.

 

8. Задание-игра  «Анаграммы профессий»

Анаграммой называется слово, полученное перестановкой букв другого слова или группы слов. Командам игроков предлагаются анаграммы для разгадывания. Задание – отгадать зашифрованные профессии.

Примеры анаграмм

ПЕРО + РОТА (оператор)           КОНИДРЕТ (кондитер)

ИГО + ЛОБ (биолог)                      РОТНПОЙ (портной)

АС+ТИТР (артист)                      ЛЕСРАСЬ (слесарь)

        КИТ + РОД (диктор)                    ЧАВР (врач)

         ТОН + КЛИП (плотник)               КИНОДВОРП (проводник)

        ДАЧА + КЛИН (наладчик)           ЕЛЬУЧИТ (учитель)

        ПИСК + ТЕНОР (инспектор)      ТЕЛИКЧ (летчик)

        СТОН + ПИКИ (синоптик)          КАНТЗУМЫ (музыкант)

        ИГО + ЛОБ (биолог)                      БЛИКБИОАРЕТЬ (библиотекарь)

Раздаточный материал: карточки с анаграмамми профессий

     9.  Конкурс "Профессии сказочных героев"   

                 1-й вариант

1. Назовите профессию, в которой бы мог работать в наши дни Волк из сказки “Волк и семеро козлят”?            (Ответ: актером).

Профессию можно получить в _____________________ Крымском государственном университете культуры и искусств

2. Кем бы мог работать герой мультфильма “Каникулы в Простоквашино” кот Матроскин?

(Ответ: животновод, дояр, коммерсант, швея, вышивальщица).

3. Кем могут работать двое   из ларца измультфильма «Вовка в тридевятом царстве»? (Ответ: плотник, повар, тестовод).

   Царь? (маляр, директор)

2-й вариант

Демонстрация фрагментов мультфильмов на DVD. Задание – отгадать название мультфильма, назвать профессии героев и персонажей.

10. Кроссворд "Волшебная шляпа" («Капелюх професій»)

Кравець, що пошив цього капелюха, має багато друзів різних професій. І що цікаво – всі назви цих професій закінчуються літерою «р». От і спробуй назвати друзів кравця і вписати їх у клітинки кросворда.

 

 

1. Хто готує для всіх їжу? (кухар)

2. Хто зводить з цегли споруди? (муляр)

3. Хто лікує хворих? (лікар)

4. Хто виконує ролі у театрі? (актор)

5. Хто видає за рецептом ліки? (аптекар)

6. Хто створює зразки модного одягу? (модельєр)

7. Хто видає у бібліотеці книжки? (бібліотекар)

8. Хто проектує окремі будинки і цілі міста? (архітектор)

Раздаточный материал: листы бумаги с кроссвордом (по количеству команд), маркеры или фломастеры

11. Задание-игра  «Кто потерял этот предмет?»

 

Ведущий демонстрирует картинку с изображением предмета «Кто потерял эту вещь?»

По предмету назвать профессию человека, которому она принадлежит. Объяснить, почему.

Демонстрационный материал: картинки с изображениями или сами предметы.

 

12. Игра "Пойми меня" («Крокодил»)

Команды по жребию получают карточку с названием одной профессии. Задание: за отведенное время (1-2 минуты) участники должны подготовиться и с помощью пантомимы показать заданную профессию. Отгадывают изображенную профессию болельщики. Учитывается наиболее правильное изображение профессии и количество вовлеченных в процесс участников, творчество.

Раздаточный материал: карточки с названиями профессий (шахтер, электрогазосварщик, официант, врач, пожарник, учитель (по 1-2 профессии  - в зависимости от количества команд).

Можно задания расположить в виде «цветика-семицветика», капитаны команд отрывают по лепестку и выполняют задания, указанные на обратной стороне лепестка. 

13. Конкурс- задание «Продолжи пословицу»

Вариант 1. Сколько замечательных пословиц и поговорок сложено о людях труда и о труде. Сейчас, ребята, проверим, какие поговорки и пословицы вы знаете.

Продолжи пословицу:

· Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда)

· Семь раз отмерь … (один отрежь)

· Один пашет, семеро … (руками машут)

· Терпенье и труд … (все перетрут)

· Дело мастера … (боится)

· У ленивца обе руки … (левые)

· К большому терпенью придет и … (уменье)

· Один в поле … (не воин).

Усложнение: объяснить смыслпословицы или поговорки.

 

Вариант 2. Кто больше знает пословиц о труде?

        14. Упражнение "Пословица"

Направлено на обучение подростков определять особенности труда и ее мотивации.

Участникам команд предлагается ряд пословиц, содержание которых они должны осознать и объяснить. Процесс объяснения состоит в том, что пословицу необходимо отнести в одну из четырех групп:  

1) пословицы, в которых язык речь идет о направленности труда (себе или другим);  

2) пословицы, в которых подчеркивается роль средств труда, в том числе и зависимость успеха труда от самого человека, его способностей, умений и навыков; 

3) пословицы, которые касаются дисциплины труда

4) пословицы, которые характеризуют значение труда для людей и общества.

 Группа по жеребьевке получает свою тему и начинает искать соответствующие пословицы.

После выполнения задачи каждая из групп презентует результаты и объясняет, почему она так решила, тем самым раскрывая содержание пословиц. Правильность выбора проверяется с помощью ключа. Верность толкования и выбора свидетельствует об адекватном осознании аспектов труда и сформированности представлений о трудовой деятельности.

Обсуждение результатов.

Раздаточный материал: карточки с   пословицами

1. Кто смолоду работает, тот под старость властвует.

2. Как колесо ломается - мужик ума набирается.

3. За чужой работой и мира не видит.

4. Кто не работает, того рабочий люд кормит.

5. Ремесло за плечами не носить: есть не просит, а хлеб дает.

6. Дело без венца, как кобыла без хвоста.

7. Сам себе заработаю, сам себе и съем.

8. Кто трудится, тот не сокрушается.

9. У мастера и долото рыбу ловит.

10.  Что утром не сделаешь - того вечером не догонишь.

11.  Так делает, как не себе.

12.  Чтобы не знать злой судьбы - работай в школе, дома, в поле.

13.   Как доброе плечо, то и тупица сечет.

14.   Всякое дело начинай с головы.

15.   Все господа и госпожи, а некому свиней пасти.

16.   Как делаем - так ходим, как заботимся - так имеем.

17.   Где руки и охота - там скорая работа.

18.   Сделал спешно, то и вышло смешно.

19.   Назначили осла кузнецом - он первым делом себя подковал.

15. Конкурс «Загадки о профессиях»

          О какой профессии идет речь?

Задымила наша печь,
Пироги не хочет печь.
Мастер тут пришел умелый,
Повязал он фартук белый.
Кирпичи поправил в кладке
И намазал глиной щель....
Печь у нас теперь в порядке,
Не дымит она теперь.

                                                                                  Печник

Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит;
Кто болен — он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, — разрешит погулять.

                                                                                                      Врач

С огнем бороться мы должны
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?

                                                                                                                      Пожарные

В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он...
                                                                                       
      Артист

Наведем стеклянный глаз,
Щелкнет раз — и помним вас.

                                                                                           Фотограф

Едет конь стальной, рычит,
Сзади плуги волочит.

                                                                                          Трактор - тракторист

Поднимает великан
Груды груза к облакам.
Там, где встанет он, потом
Вырастает новый дом.

                                                                                           Подъемный кран – машинист крана

Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота —
Всех отвозить по утрам на работу.

                                                                                                                        Водитель

Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.

                                                                                                                     Маляр

Топором, рубанком

Выстругал он планки,

Сделал подоконники

                                                          Без сучка – задоринки .                                   Плотник

 

Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки.

И набойки на каблук –

                                                         Тоже дело этих рук.                       Сапожник

 

Кладет кирпич за кирпичом,

Растет этаж за этажом,

И с каждым часом, с каждым днем,

                                                       Все выше, выше новый дом.                         Каменщик

На работе день–деньской

Управляет он рукой.

Поднимает та рука

                                        Сто пудов под облака.                     Крановщик

 

Кто по рельсам – по путям

                                                           Поезда приводит к нам?                   Машинист

 

Любит он цветы сажать,

                                            Их растить и поливать                         Цветовод

 

16. Игра-конкурс «Говорящие фамилии»

Игрокам команд предлагается по две фамилии. Занятие этих людей являются анаграммами их фамилий. Задание – по фамилии определить их профессии.

Раздаточный материал: карточки с анаграмамми профессий:

 

АРХИПОВА          (повариха)

ДОСАДОВ             (садовод)

ВЕРТЕРИНА         (ветеринар)

ТОЛЬДИЕВ            (водитель)

ПЕЧКИН                 (печник)

РЕЖЕНИН              (инженер)

КАТАДОВ              (адвокат)

КОЛОГИН              (кинолог)

            17. Задание-игра  «Где родился – там и сгодился»

Командам предлагается составить рассказ об известных людях своего региона (города, района), которые достигли определенных успехов в своей профессиональной деятельности, карьерного роста (по 1 примеру).

Оценивается эрудированность, полнота и яркость изложения, умение резюмировать, благодаря чему, человек достиг успеха в профессии, жизни.

           18. Упражнение «Детективы»

Команды по жребию получают карточку с названием одной профессии. Задание: участникам команд предлагается нарисовать шесть предметов, которыми пользуется представитель какой-либо профессии (указанной на карточке). Затем команды-соперницы обмениваются рисунками и группе предлагается угадать, что это за профессия. Время проведения: 5-7 минут. 

Раздаточный материал: карточки с названиями профессий, бумага, краски или фломастеры.





























Блок З.

19. Задание- конкурс "Продуктовая вертикаль"  

Команды по жребию получают по листу бумаги, на котором написано название какого-либо предмета или изображен сам предмет из любой сферы человеческой деятельности (стол, трактор, автомобиль и т.п.). За отведенное для конкурса время участники должны написать, а затем прочитать перечень всех профессий, принимающих участие в изготовлении данного предмета. Время для подготовки 3 минуты. Не отражение одной из важных сфер, начиная от процесса получения сырья до контроля готового изделия - минус 1 бонус.

Раздаточный материал: карточки с названиями (изображениями) предметов (стол, трамвай, сапоги, хлеб)

Образец:  ХЛЕБ

1. Агроном

2. Водитель

3. Тракторист

4. Комбайнер

5. Аппаратчик мукомольного производства

6. Весовщик – учетчик

7. Лаборант

8. Механик

9. Электрик

10. Слесарь

11. Контролер пищевой промышленности

12. Пекарь

13. Техник–технолог по производству мучных, кондитерских изделий и пищеконцентратов

14. Тестовод

15. Мельник

16. Оператор линии по производству пищевой продукции

17. Сортировщик хлебобулочных изделий

18. Машинист тестообрабатывающих машин

19. Формовщик хлебобулочных изделий

20. Укладчики хлебобулочных изделий

21. Дозувальник (укр.)

22. Дріжджовик (укр..)

 

20. Задание- конкурс «Мир профессий» (по предмету труда)

Команды получают карточки с перечнем различных профессий и должны за отведенное время распределить их по предмету труда (Ч-Ч; Ч-Т; Ч-3; Ч-Х; Ч-П). Время для подготовки - 3 минуты. Победитель – команда, назвавшая наибольшее количество правильных ответов.

Усложнение: описать содержание труда.

Образец:

Реставратор

Тренер

Бухгалтер 

Участковый инспектор

Механик

Водитель

Швея-мотористка

Столяр-краснодеревщик

Штурман

Композитор

Юрист

Корректор

Раздаточный материал: карточки с названиями профессий, в качестве подсказки могут быть использованы карточки-схемы по типам профессий.

 

   21. Задание «Тип профессиональной деятельности»

«ПЯТЫЙ ЛИШНИЙ»

Игрокам предлагаются карточки на которых написано пять слов (профессий). Задача – зачеркнуть лишнее слово и объяснить, по какому принципу они сгруппированы. На обдумывание ответа дается 30 сек. 

Раздаточный материал: карточки с названиями профессий

 

                (ответы)                               (ответы)                            (ответы)

УЧИТЕЛЬ                (Ч-Ч)               БУХГАЛТЕР            (Ч-З)                  ВОДИТЕЛЬ          (Ч-Т)

АДВОКАТ         (Ч-Ч)                ОПЕРАТОР              (Ч-З)                     ТОКАРЬ                (Ч-Т)

ОФИЦИАНТ           (Ч-Ч)               ПРОГРАММИСТ     (Ч-З)                 СТРОИТЕЛЬ        (Ч-Т)

ПРОДАВЕЦ            (Ч-Ч)                ЭКОНОМИСТ          (Ч-З)                    ЭЛЕКТРИК           (Ч-Т)

АГРОНОМ              (Ч-П)                КОРЕСПОНДЕНТ   (Ч-Ч)              АРХИТЕКТОР      (Ч-Х)

 

                         (ответы)                              (ответы)                                  (ответы)                                 

ДИЗАЙНЕР             (Ч-Х) ГЕОЛОГ                     (Ч-П) СТОЛЯР                        (Ч-Т)
ФОТОГРАФ            (Ч-Х) САДОВОД                 (Ч-П) ПЛОТНИК                     (Ч-Т)
ХУДОЖНИК           (Ч-Х) ЗООТЕХНИК            (Ч-П) КАМЕНЩИК                (Ч-Т)
ЮВЕЛИР                 (Ч-Х) ЛЕСНИК                    (Ч-П) БЕТОНЩИК                 (Ч-Т)
ЭКСКУРСОВОД     (Ч-Ч) КОНСТРУКТОР        (Ч-З) МАЛЯР                          (Ч-Х)

 

   22. Задание- конкурс «Профессия и личность»

     Команды по жребию получают карточки, на которых написаны названия профессий. Задача участников - за отведенное время перечислить как можно больше качеств, которыми должен обладать человек, выбравший данную специальность. Оценка жюри по количеству правильно перечисленных качеств. Время для подготовки - 2 минуты.

Раздаточный материал: карточки с названиями или изображением представителей

профессий, актуальных на рынке труда.

 

23. Игра «Опиши профессию» («Ассоциации»)

Для успешного проведения игры ведущему важно установить непринужденную атмосферу, определить темп действий, учитывающий возраст и уровень подготовки участников, тактично корректировать выступления игроков. Ведущий раздает командам карточки с названиями нескольких рабочих профессий и предлагает участникам команд составить краткую характеристику указанных профессий, с чем бы вы ее могли сравнить, какие ассоциации вызывает.

Для подготовки командам дается не более 5 минут. За это время они могут посоветоваться друг с другом, навести необходимые справки в заранее подобранной литературе. Ведущий предупреждает игроков, что характеристики названных профессий должны быть кратко сформулированы и обоснованы.

При ответе они должны осветить следующие вопросы (составить профессиограмму):

1. В чем польза данной профессии для общества?

2. Какой труд - автоматизированный, механизированный или ручной - в ней используется?

3. Назовите объект труда, конечный результат работы.

4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда.

5. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?

6. Имеет ли она медицинские противопоказания?

7. Какими личными качествами должен обладать человек, выбравший эту профессию?

8. Где ее можно получить?

Ведущий может использовать стенд для записи вопросов. Выступают команды поочередно и за каждую обоснованную характеристику получают бонус. Выигрывает команда, набравшая наибольшее их количество. Ведущий может корректировать и дополнять ответы выступающих.

Раздаточный материал: карточки с названиями или изображением представителей профессий, плакат с вопросами по составлению профессиограмм, буклеты о  актуальных на рынке труда профессиях, бумага для ответов, фломастеры.

 

 

   24. Игра " Рассказ по кругу"

Команды по жребию получают карточку с названием или рисунок с изображением представителя какой-либо одной профессии.   Ведущий обращается к участникам с предложением придумать рассказ, опираясь на рисунок,  который будет передаваться по кругу от одного участника к другому. Каждый участник придумывает одно - два предложения, связанные с изображенной профессией. Следующий продолжает рассказ.  

Оценивается групповой   рассказ,  который наиболее полно  дает представление о заданной профессии.

 

 

       25. Конкурс- задание «Парад профессий»

Домашнее задание. Накануне мероприятия по предварительной договоренности с вожатыми отряды получают домашние задания - подготовить «Парад профессий» - презентацию профессии. Перечень профессий составляется заранее по количеству команд-участниц.  Каждая команда готовит презентацию рабочей профессии, доставшейся по жребию.   

     Оценивается полнота, творчество и неодинарность подхода к представляемой профессии.

 

26. Конкурс- задание «Новое время – новые профессии»

Игрокам предлагается по два названия современных профессий. Задание – объяснить, чем занимаются люди этих профессий. За правильный ответ команда получает 3 балла. На обдумывание - 2 минуты.

Раздаточный материал: карточки с названиями профессий

 

   Примеры профессий

- супервайзер - (руководитель группы торговых представителей)

- мерчендайзер  - (продвигает продукцию в розничной торговле)

- промоутер - (работает с прохожими и посетителями магазинов и  предлагает им определенный товар)

- менеджер по рекламе - (организует рекламные кампании)

            копирайтер–   (составитель рекламных текстов)

пастижер – (занимется изготовлением париков, шиньонов, усов из натуральных волос)

аэрографист - (люди этой профессии украшают изделия из стекла. С помощью аэрографа, соответствующими красками наносят на стекло рисунки разных типов. Делают надпись по трафарету. Должен знать: устройство аэрографа и правила пользованияи им; свойства керамических красок, растворов.

хендлер - люди этой профессии готовят и демонстрируют собак на различных выставках

коммивояжер - (с французского – путешествующий в коммерческих целях – разъездной агент торговой фирмы, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам, каталогам)

27.        Игра «Цепочка профессий»

 

       Командам предлагается выстроить «цепочку профессий». Ведущий называет для каждой команды первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами.

Проводить упражнение лучше в круге. Число участников от 6 – 8 до 15 – 20. Время проведения 7 – 10 минут.

При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. Например, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине – с автотранспортом, а в конце – с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург – повар – мясник – слесарь (тоже рубит, но металл) – автослесарь – таксист – сатирик эстрадный (тоже зубы заговаривает) – артист драмтеатра – артист балета и т.д.. Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствует о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях.

  Иногда сходство между профессиями носит почти юмористический характер, например, что может быть общего между профессиями «водитель троллейбуса» и «преподаватель в вузе»? Оказывается и у того, и у другого есть возможность выступать перед аудиториями, да еще у водителя троллейбуса аудитории бывают пообширнее (сколько людей только в часы пик через салон троллейбуса проходит?..). Если школьники указывают на подобные, или даже на еще более веселые линии сходства между профессиями, то ни в коем случае нельзя их осуждать за такое творчество – это один из показателей того, что игра получается.

28. Упражнение "Двигатели моего Я"

 

Начинается с общего вопроса ко всем: "Что побуждает человека к деятельности?".  

После нескольких ответов ведущий предлагает выйти по одному представителю от команды, кто уже определился с выбором своей будущей профессии, которым дается задание:

задуматься над собственными требованиями и ожиданиями от будущей профессии или занятием и поработать с определенными мотивами собственной деятельности. В основе мотива лежат наши потребности, интересы, склонности, желания. Необходимо проранжировать для себя мотивы выбора профессии (желательные ее аспекты) и написать несколько слов, раскрывая для себя их сущность. 

 Список мотивов:

1. Социальные мотивы (стремление заниматься полезной,
 необходимой для других, актуальной деятельностью, которая была бы
 желательной и полезной в социуме).

Моя будущая профессия будет цениться другими ....

2. Моральные мотивы (стремление переживать чувство
 гармонии, развития, эстетичности, соответствия деятельности моральным установкам и традициям социума).

Если посудить, то для души моя будущая профессия дает ....

3. Познавательные мотивы (стремление расширять мировоззрение,    развивать способности, усовершенствоваться, решать новые, нестандартные проблемы и вопросы).





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: