Начать «Урок мужества» целесообразно с прослушивания «марша энтузиастов» из кинофильма «Светлый путь» (слова А. Актиля, музыка И. Дунаевского), в котором есть такие замечательные строки:
Здравствуй, страна героев,
Страна мечтателей, страна ученых!
Или песней «С чего начинается Родина» из кинофильма «Щит и меч» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера):
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
Затем в кратком выступлении зачитать Обращение руководителей общественных объединений Героев к участникам урока «Россия всегда была и будет сильна Героями».
Напомнить слушателям о том, что теме мужества и героизма посвятили свои размышления выдающиеся политические и государственные деятели, писатели и поэты нашего Отечества (привести примеры и насколько высказываний).
|
|
Рассказать о том, что истории известны многочисленные подвиги во славу России.
Это деяния первого исторически достоверного князя Киевской Руси Олега и героев русских былин: богатыря Святогора, обладавшего сверхъестественной силой, и богатыря Ильи Муромца – главного героя русских былин.
Это подвиги народных героев – организатора национально-освободительной войны русского народа против польских интервентов нижегородского посадского Кузьмы Минина, который в боях за Москву проявил личную храбрость и героизм, и крестьянина Костромского уезда Ивана Сусанина, который зимой 1613 года завел отряд польских интервентов в непроходимое лесное болото, за что был зверски замучен.
Это подвиги наших национальных героев Александра Суворова, Михаила Кутузова, Павла Нахимова, Федора Ушакова, матроса Кошки, Дарьи Севастопольской. Грудь многих русских офицеров – Героев Отечественной войны 1812 года, обороны Севастополя в Крымскую войну 1853-1956 годов, Шипки в Русско-турецкую войну 1877-1878 годов и в Первую мировую войну 1914-1918 годов украсил самый почетный русский орден Святого Георгия, а солдат – ордена за боевые подвиги: Георгиевские кресты I, II (золотые), III, IV (серебряные) степени. Полными кавалерами Георгиевского креста за отличия в Первой мировой войне были герои Гражданской войны Василий Иванович Чапаев, будущий трижды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Семен Михайлович Буденный и генерал-полковник Кузьма Петрович Трубников.
|
|
Это, наконец, Михаил Фрунзе, Александр Пархоменко, Василий Блюхер, Григорий Котовский, имена которых золотыми буквами вписаны в историю борьбы наших дедов и прадедов против иностранной военной интервенции в 1918-1920 годах. Их героизм отмечен высшей боевой наградой Советской России – орденом Красного Знамени. Первым кавалером этого ордена стал Василий Блюхер.
Никакое войско, никакая армия не знала и не могла знать такого массового героизма, который проявили советские воины в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Прежде чем переходить к рассказу о подвигах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, целесообразно привести несколько высказываний видных политических и государственных деятелей, выдающихся писателей и поэтов о мужестве и героизме.
Рассказать участникам «Урока мужества» о подвигах, за которые было присвоено звание Героя, и о той обстановке в которой они совершались. При этом целесообразно подобрать наиболее яркие и характерные примеры, которые имели бы отношение к данному региону и освещали подвиги рядовых, офицеров, военачальников, женщин, представителей разных родов войск и видов Вооруженных Сил.
Обратить внимание участников урока на то, что в России есть высшая степень отличия за проявление воинского и гражданского (конституционного) долга – звание Героя Российской Федерации, которому предшествовало звание Героя Советского Союза. Напомнить, что мужество, как нравственная платформа героического подвига, опирается на исторические корни и глубокую идейную убежденность в справедливости защиты Отечества, за что боролись и геройски отдавали свои жизни многие соотечественники.
Представить слушателям урока приглашенных Героев, участников Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане, Чечне и других «горячих точках», предложить им рассказать о примерах проявления мужества и героизма.
Затем предоставить слушателям возможность задать вопросы участникам встречи и самим выступить по темам домашнего задания с обзором литературы по теме «Урока мужества». Можно организовать просмотр и прослушивание диафильмов, видеофильмов, кинофильмов о Героях, а также видеофильмов и аудиозаписей, сделанных во время посещения Героев.
Памятуя о том, что некоторые представители молодого поколения, особенно учащиеся старших классов, категорически не воспринимают такие назидательные слова, как «вы должны», «вы обязаны», в ходе обсуждения вопросов, выносимых на «Урок мужества», желательно построить диалог так, чтобы учащиеся сами пришли к тем выводам, которые должен был сделать руководитель урока. Общечеловеческие ценности для каждого молодого человека станут более прочувствованными, осознанными и принятыми в качестве установки к действию лишь тогда, когда они пройдут через его душу и сердце, через размышления и собственный поиск ответов, в том числе и на те вопросы, которые возникли у него на «Уроке мужества».
Подводя итоги «Урока мужества», руководитель должен обратить внимание слушателей на следующее:
- подвиги наших соотечественников достаточно раскрыты в многочисленных произведениях писателей, журналистов, художников, киносценаристов, и их надо знать подрастающему поколению;
- наши соотечественники на тему мужества и героизма всегда будут обращать пристальное внимание, так как эта тема вечна и актуальна, и человечество должно знать своих Героев, мотивы проявления мужества, любви к Родине;
- преемственность и повторяемость героических подвигов в истории нашего Отечества, мужество и героизм были, есть и будут неотъемлемой чертой нашего многонационального народа.
|
|
«Урок мужества» достигнет своей цели, если в ходе его поведения будет посеяна в сердца и души слушателей мысль о том, что они являются наследниками и продолжателями неувядаемых традиций проявления мужества и героизма своих предков.
Тематический классный час «Но гражданином быть обязан…»
Цель проведения: способствовать формированию у подростков такого фундаментального качества, как гражданственность; ознакомить учащихся с основными понятиями о гражданском долге россиянина; выяснить, в чем школьники в современных условиях видят свой гражданский долг; показать, какими основными качествами должен обладать гражданин России, раскрыть взаимосвязь понятий «гражданин» и «патриот»; способствовать формированию у подрастающего поколения гордости за свою Родину, ее народ, историю и ратную славу.
Время: 1 – 2 часа.
Метод проведения: беседа.
Основные вопросы, рекомендуемые для обсуждения:
1. Кто юридически считается гражданином Российской Федерации?
2. Что включает в себя понятие «гражданственность»?
3. «Гражданство». Что это за категория? Может ли гражданин России быть гражданином другого государства?
4. Что означает словосочетание «гражданский долг»?
5. В чем состоит гражданский долг россиянина?
6. Идентичны ли понятия «гражданин» и «патриот»?
Количество вопросов, выносимых на обсуждение, определяет организатор классного часа, исходя из конкретных условий.