Систематическая стратегия – восходящая стратегия анализа информации, эвристическая – нисходящая. Выбор происходит в соответствии с принципами экономии усилий и достаточности. Чем сильнее мотивация человека, чем выше его способность к анализу информации, чем слабее и негативнее его эмоции и чем выше самооценка, тем чаще человек использует систематическую стратегию анализа и тем реже — эвристическую.
Основные виды мотивации:
· мотивация осмыслить информацию и вынести точное решение гарантирует объективный, непредвзятый анализ аргументов. Она приводит к формированию более полного представления о проблеме или человеке.
· необъективный анализ сообщения; реципиент придает большее значение тем аргументам, согласие с которыми позволяет ему произвести задуманное впечатление на окружающих.
· аргументация, соответствующая представлению человека о себе, анализируется более тщательно, ей придается большее значение, чем противоречащей.
Условия выбора эвристической и систематической стратегии:
|
|
Сильная мотивация | Слабая мотивация |
Способность к анализу Высокий уровень интеллекта и наличие специальных знаний. Слабая доступность и ненадежность эвристик. Отсутствие когнитивной нагрузки и лимита времени | Способность к анализу Низкий уровень интеллекта и отсутствие специальных знаний. Высокая доступность и ненадежность эвристик. Наличие когнитивной нагрузки и лимита времени |
Эмоции Слабое эмоциональное возбуждение. Негативные эмоции | Эмоции Сильное эмоциональное возбуждение. Позитивные эмоции |
Я-концепция Высокая самооценка. Высокая самоэффективность в области принятия решений | Я-концепция Низкая самооценка. Высокая самоэффективность в области принятия решений |
Систематическая стратегия | Эвристическая стратегия |
Защитная мотивация часто возникает в том случае, когда тема сообщения затрагивает важные для реципиента оценки и представления. В этом случае он активно генерирует контраргументы и испытывает эмоции, противоречащие сообщению, т.е. проводит тщательный, но предубежденный анализ.
Если сообщение запугивающее, низкая оценка угрозы и высокая — возможности предотвращения провоцируют эвристический анализ сообщения. Одинаково высокие или низкие оценки усиливают мотивацию вынести точное решение, и как следствие, провоцируют систематический анализ. И наконец, высокая оценка угрозы и низкая — предотвращения вызывают систематический анализ за счет роста защитной мотивации. В первом случае реципиент отказывается от серьезного анализа, во втором и третьем — проводит тщательный непредубежденный, а в четвертом — предубежденный анализ, позволяющий ему преуменьшить полезность сообщения. Таким образом, авторы стадиальной модели связывают эффективность запугивания со стратегиями обработки информации.
|
|
Роль коммуникатора в убеждении.
Систематическая стратегия | Эвристическая стратегия |
Характеристики коммуникатора как дополнительны аргумент | Периферический стимул, на основе которого строят суждения |
Менее важно | Более важно |
Доверие к коммуникатору: компетентность, искренность, надежность коммуникатора: статус и влияние.
· Компетентность: коммуникатор оказывает большее влияние, если реципиенты считают его специалистом в тех вопросах, которые он затрагивает в своем сообщении.
o Указание на статус (врач со стажем, редактор газеты и тд)
o Использование терминов
o Стиль речи
· Искренность: коммуникатор оказывает большее влияние, когда аудитория думает, что он говорит честно, не собирается убеждать ее в правильности своей точки зрения и решать за счет нее свои проблемы.
o Указание на правдивость и незаинтересованность
o Предупреждение о нечестности
· Надежность: коммуникатор оказывает большее воздействие, когда его высказывания не противоречат друг другу, а сделанные им прогнозы уже сбывались ранее.
o Стиль речи
· Количество: убеждающая коммуникация допускает, что одну и ту же позицию защищают сразу несколько человек.
o Разные аргументы
o Распространённость точки зрения
o Независимость от коммуникатора
Власть коммуникатора.
· Статус: люди, имеющие высокий статус в обществе, оказывают большее влияние, чем те, кто имеет относительно низкий статус.
o Блогеры, актёры и тд
· Влиятельность: влиятельный коммуникатор оказывает большее влияние на оценки и представления реципиента, чем обладающий меньшим влиянием.
o Влиятельность -- способность реализовать свои идеи, например, политический деятель, добившийся внесения поправок
Привлекательность коммуникатора: внешность и психологические особенности.
· Внешняя привлекательность: внешность коммуникатора играет при убеждении достаточно важную роль.
o эвристика «красивый — значит, хороший»
o иногда люди контролируют этот фактор, и он срабатывает в обратную сторону
· Личностная привлекательность: под личностной привлекательностью понимается наличие у коммуникатора тех психологических особенностей, которые нравятся реципиенту, — доброты, общительности, трудолюбия, интеллекта, надежности и т.д.
o более приятный -- больше влияния
Спящий эффект: отсрочка повышает эффективность сообщений, сделанных коммуникатором, получившим негативную оценку, и понижает эффективность сообщений, автор которых вызывает положительное отношение, из-за разрушения ассоциативной связи между его содержанием и коммуникатором.
Коммуникатор и аудитория: сходство и отношения.
Давление со стороны «сильного» коммуникатора актуализирует защитную мотивацию и вызывает сопротивление со стороны реципиентов. Как следствие, они отдают предпочтение тем выступающим, кто кажется «ровней» и поэтому не представляет угрозы. Например, они больше прислушиваются к коммуникатору, в речи которого встречаются индикаторы неуверенности и лингвистические заикания. Таким образом, участники коммуникации отстаивают свою свободу и самостоятельность.