Тема: Проблемы профессиографирования и профотбора

Цель: выявить значимость профессиографирования и профотбора в трудовой деятельности.

Основные понятия: профессиограмма, психограмма, «формула профессий», «модель специалиста».

Темы и задания для обсуждения:

- Содержание и структура профессиограмм.

- Виды профессиограмм.

- «Модель специалиста»: составляющие элементы.

- «Формула профессий», схема анализа профессий.

- Аналитическая профессиограмма и общая схема профотбора.

Основная литература:

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 512 с.
  2. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: «Знание», 1996. – 308 с.

3. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. Учебное пособие. – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 352 с.

Вопросы и задания:

1. Почему возникла необходимость разработки схемы анализа профессий, когда уже имелся вариант традиционной «Формула профессии»

2. Что такое «аналитическая профессиограмма»?

3. Какие проблемы и трудности могут возникнуть при использовании технологии аналитического профессиографирования в работе со школьниками?

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Проанализировать текст.

Для человека профессия - это источник существования и сред­ство личностной самореализации. Профессию человека надо отли­чать от трудового занятия, которое тоже является деятельностью человека для поддержания своего существования, но не обязатель­но связанное с самореализацией и не требующее специальной под­готовки. Специальность — это один из видов профессиональной де­ятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов.

В связи с существованием большого числа профессий (несколько тысяч) для удобства рассмотрения принято их классифицировать, т. е. делить на группы исходя из имеющихся у них общих признаков. В зави­симости от того или иного аспекта рассмотрения профессий могут быть представлены следующие виды классификаций: физиологическая, ме­дицинская, экономическая, психологическая. Психологический аспект рассмотрения профессий может включать разные основания для их де­ления, например: 1) работа с людьми, работа с материальными объек­тами; 2) профессии, связанные с материальными отношениями, с фор­мальными отношениями, с идеальными отношениями; 3) профессии, различающиеся по требуемому уровню интеллекта; Л) деление про­фессий на основе признаков, дифференцирующих людей по свойствам нервной системы; 5) наконец, профессии могут различаться объектом труда, с которым человек имеет дело.

Наиболее полной и наиболее известной классификацией профессий в отечественной психологии является классификация, разработанная Е. А. Климовым (1995). Он предложил четырехъярусную классифика­цию профессий по признакам объекта, целей, средств и условий труда.

Первый ярус — деление профессий по объекту труда. На этом осно­вании могут быть выделены пять типов профессий.

«Человек — природа» (П). Представители этого типа профессий имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования (мастер-плодоовощевод, агроном, зоотех­ник, ветеринар, микробиолог и др.).

«Человек - техника (и неживая природа)» (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда (слесарь сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик и др.).

«Человек — человек» (Ч). В центре профессионального внимания людей, имеющих профессии данною тина, находятся социальные си­стемы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (продавец, парикмахер, инженер - организатор производства, врач, учитель, психолог и др.).

«Человек - знаковая система» (3). Представители профессий этого ти­па имеют дело с естественными и искусственными языками, условными знаками, символами, цифрами, формулами (программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед и др.).

«Человек - художественный образ» (Х). Явления, факты художе­ственного отображения действительности - вот что занимает пред­ставителей этого типа профессий (художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, артист балета, актер драматического театра и др.).

Во втором ярусе располагаются профессии при делении их по при­знаку целей профессиональной деятельности, отвечающих на вопрос «что делать?». При таком делении выделяются три класса профессий: гностические профессии (Г) (от др.-греч. «гнозис» — знание), преобра­зующие профессии (П) и изыскательные профессии (И).

К профессиям такого рода относятся:

1) К классу гностических профессий: контролер - приемщик фруктов, дегустатор чая (в типе «человек — природа»); контро­лер готовой продукции в машиностроении, мастер — диагност сельскохозяйственной техники (в типе «человек — техника»); судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, со­циолог (в типе «человек — человек»); корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полигра­фии, бухгалтер-ревизор (в типе «человек — знаковая систе­ма»); искусствовед, музыковед, театровед (в типе «человек — художественный образ»).

2) К классу преобразующих профессий: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агро­ном по защите растений, зооинженер (в типе «человек — природа»); слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана (в типе «че­ловек — техника»); учитель, педагог-тренер, мастер производствен­ного обучения, инженер-педагог, экскурсовод (в типе «человек — человек»); чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер (в типе «человек — знаковая система»); цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных дета­лей (в типе «человек — художественный образ»).

 3)к классу изыскательных профессий: летчик - наблюдатель рыб­ного хозяйства, летчик - наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь (в типе «человек - природа»); раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор (в типе «человек - техника»); воспитатель, организатор производства, организатор торговли (в типе «человек - человек»); программист, математик (в типе «человек - знаковая система»); художник по проектиро­ванию интерьера, композитор (в типе «человек - художествен­ный образ»).

На третьем ярусе располагаются профессии, выделенные по при­знаку основных орудий или средств труда. Эти профессии делятся на четыре отдела: профессии ручного труда («Р»), профессии машинно-ручного труда («М»), профессии, связанные с применением автома­тизированных и автоматических систем («А»), профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда («Ф»).

Примеры профессий:

• отдел профессий ручного труда: лаборант химико-бактериоло­гического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант (в классе гностических профессий); ветеринар­ный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец (в классе преобразующих профессий);

• отдел профессий машинно-ручного труда: машинист экскавато­ра, токарь, водитель автомобиля;

• отдел профессий, связанных с применением автоматизированных и автоматических систем: оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи;

• отдел профессий, связанных с преобладанием функциональных средств труда (внешних и внутренних): певец, мастер художе­ственного слова, акробат, балерина.

К четвертому ярусу отнесены профессии, которые по условиям труда можно разделить на четыре группы: работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (Б) (лаборанты, бухгалтеры, опера­торы ЭВМ); работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О) (агроном, монтажник стальных и железобе­тонных конструкций, инспектор ДПС); работа в необычных условиях (на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных тем­пературах и т.п.) (Н) (антеннщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный); работа в условиях повышенной моральной ответ­ственности за жизнь, здоровье людей и большие материальные ценности (М) (воспитатель детского сада, учитель, следователь)

В схематическом виде описанная выше классификация профессий выглядит следующим образом.

 

 

(«Вот эта» профессия)

БОНМ

Группы профессий (по условиям труда)

РМАФ

Отделы профессий (по средствам труда)

ГПИ

Классы профессий (по целям труда)

ПТЧЗХ

Типы профессий (по предмету труда)
           

 

Определение формулы какой-либо конкретной, «вот этой», про­фессии может состоять в простейшем варианте из четырех позиций, на которых расположены литеры, обозначающие соответственно: 1) тип, 2) класс, 3) отдел и 4) группу профессий (важно не путать по­рядок позиций; так, литера П («природа») в первой позиции означает тип «человек - природа», а во второй позиции - класс преобразую­щих профессий).

Как отмечает Е. А. Климов, представленная классификация профес­сий мыслится не как средство, чтобы «раскидать» все профессии по «клеточкам». Это и невозможно, и не нужно. Типичным фактом являет­ся существование, что называется, не «чистых», а «смешанных» профес­сий, т. е. характеризующихся множеством разнотипных признаков.

Благодаря «формуле профессии» становится возможным в закоди­рованном виде представить разные профессии и специальности.

Напри­мер, профессия «повар» имеет следующую формулу: ПХ, ПИ, РФ, Н (расшифровка: тип профессии (предмет труда) - природа, художе­ственный образ; класс профессии (цели труда) - преобразовательные, изыскательные; отдел профессии (средства труда) - ручные, функцио­нальные; группа профессии (условия труда) - необычные условия).

 

2. Анализ профессии.

 

 

Схема анализа профессии по Н. С. Пряжникову

 

Характеристики профессий Кодирование профессии Кодирование профессии
Предмет труда 1 - природа (животные, растения) 2 - материалы и заготовки Взрослые, техника Дети, взрослые
3 - дети и взрослые 5 - техника 6 - знаковые системы 7 - художественный образ    
Цель труда 1 - контроль, оценка, диагноз 2 - преобразовательная 3 - изобретательная 4 - транспортирование 5 обслуживание 6 - собственное раз­витие Транспортирование, обслуживание   Контроль, оценка, диагноз, преобразовательная
 Средства труда 1 - ручные и простые приспособления 2 - механические 3 - автоматические 4 - функциональные (речь, мимика, зрение, слух) 5 - теоретические (зна­ния, способы мышления) 6 - переносные или стационарные средства Механические, функциональные Ручные и простые приспо­собления, теоретические, функциональные
Условия труда 1 - бытовой микро­климат 2 - большие помещения с людьми Экстремальные Помещения с людьми, Домашний кабинет, лаборатория
3 -  обычный производ­ственный цех 4 - необычные произ­водственные условия (особый режим влаж­ности, температуры, стерильность) 5 - экстремальные условия (риск для жизни и здоровья) 6 - работа на открытом воздухе 7 - домашний кабинет, лаборатория, мастерская    
Характер подвижности в труде 1 - преимущественно сидя 2 - преимущественно стоя 3 - множество разно­образных движений 4 - длительная ходьба 5 - вынужденные ста­тичные позы 6 - высокая избиратель­ная подвижность опреде­ленных групп мышц Сидя Преимущественно сидя  
. Характер общения в труде 1 - минимальное обще­ние (индивидуальный труд) 2 - клиенты, посетители 3 - постоянный кол­лектив 4 - работа с аудиторией 5 - выраженная дис­циплина, субординация в труде 6 - небольшой коллектив в замкнутом пространстве Клиенты     Клиенты    
Ответственность в труде 1 - материальная 2 - моральная 3 - на жизнь и здоровье люден 4 - невыраженная ответственность Жизнь и здоровье   Моральная  
Особенности труда 1 - возможностьработы по совместительству 2 - большая официальная зарплата 3 - льготы 4 - «соблазны» (возможность брать взятки, воровать, использовать оборудование организации) 5 - престижные отношения 6 - встречи со знаменитостями 7 - частые загранкомандировки 8 - командировки по стране 9 - завершенный результат труда (можно полюбоваться) 10 - высокий престиж профессии 11 - явно выраженная общественная полезность труда   «Соблазны»   Явно выраженная обще­ственная полезность труда
Типичные трудности и неприятности 1 - нервное напряжение 2 - профзаболевания 3 - распространены мат и сквернословие 4 - повышенный риск судимости 5 - невысокий престиж работы 6- маленькая зарплата 7 - общественно презираемый (осуждаемый) труд Нервное напряжение, профзаболевания, сквернословие     Нервное напряжение  
Минимальный уровень

Начальное,

профессиональное

Высшее профессиональное

образование (вуз)

образования
1 - без специального
образования
(после школы)
2 - краткосрочные
курсы
3 - начальное профессиональное образование (СПТУ)
4 - среднее профессиональное образование (техникум)
5 - высшее профессиональное образование (вуз):
• незаконченное высшее;
• бакалавриат;
• магистратура
6 - ученая степень
(аспирантура, академия)
7 - дополнительное профессиональное образование

 

 

Какие профессии закодированы в столбцах?

 

Рекомендуемая литература:

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М., 2001.

2. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. - М., 1980.

3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 1999.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 512 с.

3. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства.- М.: Изд-во «Академия», 2004 г.- 480 с.

 

 

Занятие № 7.

Тема: Методы и схемы профессиографирования.

Цель: изучить методы и схемы профессиографирования.

Основные понятия: организационные методы, методы сбора эмперических данных, интерпретационные методы.

Темы и задания для обсуждения:

  1. Существующие методы профессиографирования.
  2. Описание субъекта и объекта труда.
  3. Виды схем профессиографирования.

Основная литература:

  1. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: «Знание», 1996. – 308 с.
  2. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. Учебное пособие. – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 352 с.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: