Тема: Психолог – консультант как субъект организации сопровождения человека в профессиональном и личностном самоопределении

Цель: рассмотреть проблему «модели специалиста» профконсультанта.

Основные понятия: идеальные качества, концептуальные установки, интеллигентность.

Темы и задания для обсуждения:

1. «Идеальные» качества профконсультанта.

2. Основные концептуальные установки профконсультанта.

3. История возникновения и сущность интеллигентности.

4. Проблема соединения профессионального и личностного в жизни подлинного интеллигента.

Основная литература:

  1. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.
  2. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. Учебное пособие. – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 352 с.

 

Дополнительная литература:

  1. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. – 108 с.
  2. Пряжников Н.С. Личность в эпоху продажности. Учебно-методическое пособие. – М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 224 с.

Вопросы и задания:

1. Как связаны профессиональное самоопределение и проблема чувства собственного достоинства?

2. Какую роль играет в профессиональном самоопределении чувство зависти от чувства справедливости?

3. Какую роль играют современные средства массовой информации в формировании профессиональных и жизненных стереотипов?

4. Каковы основные проблемы самоопределения в современном мире (в условиях распространения ценностей «массового общества»)?

5. Возможно ли профессиональное и личностное самоопределение в условиях фашизма? Почему?

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Дополнить таблицу «Уровни профессионального мастерства психолога при
разработке и использовании различных психологических методик»

 

Уровни профессионального мастерства Психолог-практик Психолог-теоретик, психолог-проектировщик
1. Психолог-лаборант (гипотетический, т.к. формально психологов с начальным или даже со средним профессиональным образованием не готовят) - может хорошо провести методику по инструкции; - может работать по составленной кем-то программе - может понять другого человека (или коллегу; - может хорошо переводить, адаптировать и даже модифицировать разные методы работы
2. Психолог с высшим образованием (хороший специалист) - самостоятельно составляет новые программы; - может придумывать новые приемы работы, но все подстраивает только под себя - может выделить что-то принципиально новое (часто «сам себе понятен», но окружающие его понимают плохо, и методиками его пользоваться трудно)
3. Ученый-проектировщик (творческий уровень) - может придумывать новые методы работы для других специалистов, хотя не всегда может внятно объяснить суть этих эффективно работающих методик - может хорошо разъяснять новые теоретические и практические моменты другим

 

 

2. Во многих науках этика, как правило, находится за пределами тех объективных истин, которые данная наука исследует. Но в гуманитарных (ориентированных на человека) науках этика часто становится важнейшим условием лучшего осознания целей и смыслов данной научно-практической деятельности. Еще Г. Мюнстенберг писал: «Об учителе, сидящем за своим столом, точно так же, как о священнике на кафедре, можно сказать, что не имея веры в сердце, он осужден… воодушевленная вера в ценность человеческих идеалов – это самое лучшее, что ребенок может приобрести, сидя у ног учителя. В высшем смысле это самая полезная вещь, которая может быть усвоена в классе». В какой мере данное высказывание относится е психологу-консультанту? Поясните.

3. Проанализировать схему «Типы и уровни профессионального, жизненного и личностного самоопределения»

 

 

 

Духовное самосовершенствование за рамками обыденных представлений

 
Уровни возможностей профессионального самоопределения     Уровни возможностей жизненного самоопределения
Приобщение к культуре   Приобщение к глобальным социо-культурным и экологическим проблемам и идеям  
Приобщение к своей профессии     Увлечение сложной и значимой идеей (за рамками конкретного хобби или занятия)  
Приобщение к специальности     Увлечение конкретной идеей в рамках своего хобби или занятия  
Приобщение к своей должности и трудовому посту       Решение отдельных жизненных вопросов
Приобщение к конкретным трудовым функциям и задачам     Реализация себя в отдельных умениях и талантах (не обязательно связанных с решением важных жизненных вопросов)  

Уровни реализации возможностей профессионального самоопределения

1 2 3 4 5 5 4 3 2 1

Уровни реализации возможностей жизненного самоопределения

   
 

Духовная деградация

 

 

Рекомендуемая литература:

1. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М., 1994.

2. Интервью с Б.С. Братусем // Влияние современной американской психологии на практическую психологию в России/Под ред. М. Котэ, А.Г. Лидерса. - М., 1988.

3. Пряжников Н.С. Психология элитарности. - М.; Воронеж, 2000.

4. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства.- М.: Изд-во «Академия», 2004 г.- 480 с.

5. Райх В. Психология масс и фашизм. - Спб., 1997.

6. Фромм Э. Человек для себя. - Минск, 1992.


Занятие № 9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: