Цель: рассмотреть проблему «модели специалиста» профконсультанта.
Основные понятия: идеальные качества, концептуальные установки, интеллигентность.
Темы и задания для обсуждения:
1. «Идеальные» качества профконсультанта.
2. Основные концептуальные установки профконсультанта.
3. История возникновения и сущность интеллигентности.
4. Проблема соединения профессионального и личностного в жизни подлинного интеллигента.
Основная литература:
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. Учебное пособие. – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 352 с.
Дополнительная литература:
- Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. – 108 с.
- Пряжников Н.С. Личность в эпоху продажности. Учебно-методическое пособие. – М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 224 с.
Вопросы и задания:
|
|
1. Как связаны профессиональное самоопределение и проблема чувства собственного достоинства?
2. Какую роль играет в профессиональном самоопределении чувство зависти от чувства справедливости?
3. Какую роль играют современные средства массовой информации в формировании профессиональных и жизненных стереотипов?
4. Каковы основные проблемы самоопределения в современном мире (в условиях распространения ценностей «массового общества»)?
5. Возможно ли профессиональное и личностное самоопределение в условиях фашизма? Почему?
Задания для самостоятельной работы:
1. Дополнить таблицу «Уровни профессионального мастерства психолога при
разработке и использовании различных психологических методик»
Уровни профессионального мастерства | Психолог-практик | Психолог-теоретик, психолог-проектировщик |
1. Психолог-лаборант (гипотетический, т.к. формально психологов с начальным или даже со средним профессиональным образованием не готовят) | - может хорошо провести методику по инструкции; - может работать по составленной кем-то программе | - может понять другого человека (или коллегу; - может хорошо переводить, адаптировать и даже модифицировать разные методы работы |
2. Психолог с высшим образованием (хороший специалист) | - самостоятельно составляет новые программы; - может придумывать новые приемы работы, но все подстраивает только под себя | - может выделить что-то принципиально новое (часто «сам себе понятен», но окружающие его понимают плохо, и методиками его пользоваться трудно) |
3. Ученый-проектировщик (творческий уровень) | - может придумывать новые методы работы для других специалистов, хотя не всегда может внятно объяснить суть этих эффективно работающих методик | - может хорошо разъяснять новые теоретические и практические моменты другим |
|
|
2. Во многих науках этика, как правило, находится за пределами тех объективных истин, которые данная наука исследует. Но в гуманитарных (ориентированных на человека) науках этика часто становится важнейшим условием лучшего осознания целей и смыслов данной научно-практической деятельности. Еще Г. Мюнстенберг писал: «Об учителе, сидящем за своим столом, точно так же, как о священнике на кафедре, можно сказать, что не имея веры в сердце, он осужден… воодушевленная вера в ценность человеческих идеалов – это самое лучшее, что ребенок может приобрести, сидя у ног учителя. В высшем смысле это самая полезная вещь, которая может быть усвоена в классе». В какой мере данное высказывание относится е психологу-консультанту? Поясните.
3. Проанализировать схему «Типы и уровни профессионального, жизненного и личностного самоопределения»
Духовное самосовершенствование за рамками обыденных представлений | |||
Уровни возможностей профессионального самоопределения | Уровни возможностей жизненного самоопределения | ||
Приобщение к культуре | Приобщение к глобальным социо-культурным и экологическим проблемам и идеям | ||
Приобщение к своей профессии | Увлечение сложной и значимой идеей (за рамками конкретного хобби или занятия) | ||
Приобщение к специальности | Увлечение конкретной идеей в рамках своего хобби или занятия | ||
Приобщение к своей должности и трудовому посту | Решение отдельных жизненных вопросов | ||
Приобщение к конкретным трудовым функциям и задачам | Реализация себя в отдельных умениях и талантах (не обязательно связанных с решением важных жизненных вопросов) | ||
Уровни реализации возможностей профессионального самоопределения | 1 2 3 4 5 | 5 4 3 2 1 | Уровни реализации возможностей жизненного самоопределения |
Духовная деградация |
Рекомендуемая литература:
1. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М., 1994.
2. Интервью с Б.С. Братусем // Влияние современной американской психологии на практическую психологию в России/Под ред. М. Котэ, А.Г. Лидерса. - М., 1988.
3. Пряжников Н.С. Психология элитарности. - М.; Воронеж, 2000.
4. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства.- М.: Изд-во «Академия», 2004 г.- 480 с.
5. Райх В. Психология масс и фашизм. - Спб., 1997.
6. Фромм Э. Человек для себя. - Минск, 1992.
Занятие № 9.