Тема: Психолого-педагогическая характеристика готовности к профессиональному самоопределению в младшем школьном возрасте

Цель: рассмотреть особенности формирования у младших школьников интереса к области трудовой и профессиональной деятельности.

Основные понятия: когнитивный, мотивационно-потребностный, деятельностно-практический критерий, готовность к самоопределению, профессиограмма.

Темы и задания для обсуждения:

- Содержание процесса формирования профессионального самоопределения младших школьников.

- Ведущая деятельность младших школьников и ее влияние на готовность к профессиональному самоопределению.

- Задачи по формированию самосознания детей младшего школьного возраста.

Основная литература:

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 512 с.
  2. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 400 с.
  3. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: «Знание», 1996. – 308 с.
  4. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. Учебное пособие. – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 352 с.

5. Управление персоналом: Учебник для вузов (под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Ереминой). – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 423 с.

 

Вопросы и задания:

1. Что означает в психолого-педагогической литературе понятие «готовность» к выполнению определенной деятельности?

2. В чем состоит специфика  профконсультационной помощи младшим школьникам?

3. Определите принципиально значимые для данного возраста показатели интеллектуального компонента самоопределения.

4. Определите принципиально значимые для данного возраста показатели деятельностного компонента самоопределения.

Задания для самостоятельной работы:

1. Заполнить таблицу:

Характеристика проявлений критериев сформированности у младших школьников готовности к профессиональному самоопределению

 

Критерии

Показатели

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Когнитивный          
Мотивационно-потребностный,        
 Деятельностно-практический        

 

 

2. Ознакомиться со средствами измерения уровня сформированности готовности к профессиональному самоопределению младших школьников.

 

1 – 2 класс: Показатели сформированности готовности младшего школьника к профессиональному самоопределению выявляются с помощью наблюдения учителя, соотнесения поведения, знаний уче­ника с проявлениями этих качеств. Показатели дисциплинированности выявляются также при помощи методики на выявление особенностей деятельности у младшего школьника.

3 класс: Показатели когнитивного критерия измеряются при по­мощи упражнений: «Придуманный город мастеров». «Пословицы», «Загадай профессию», «Путешествие в самого себя», исследования самооценки и «Карты успеха». Потребностно-мотивационная сфера выявляется средствами анкеты «Мои желания», сочинения «Может ли труд сделать человека счастливым?», методики «Мое любимое дело», а также при помощи наблюдения и оценки учителя в соот­ветствии с указанными в таблице показателями.

4 класс: Показатели когнитивного критерия измеряются при помощи наблюдения учителя и исследования самооценки в соот­ветствии с указанными в таблице проявлениями. Потребностно-мо­тивационная сфера выявляется средствами сочинения «Я хочу стать…»

Учащимся также предлагается объяснить, как они понимают смысл известных пословиц о труде:

1. Дело мастера боится.

2. Всякий мастер на свой лад.

3. На все руки мастер.

4. Каков уход, таков и плод.

5. Больше дела—меньше слов,

6. Всякий человек у дела познается.

7. Заработанный хлеб сладок.

8. Глаза боятся — руки делают.

9. Терпение и труд все перетрут. 10. Где ученье — там уменье.

Оценивается точность понимания смысла пословиц, широта знаний учеников о мире труда и профессий.

2) Задание «КТО ИСПОЛЬЗУЕТ В РАБОТЕ...?»

Учитель предлагает перечислить все профессии, представители которых в своей работе используют:

- ножницы (портной, парикмахер, хирург, садовод и т. д.)

- иглу

- зеркало

- кисть

- молоток

Оценивается количество правильных ответов, оригинальность (чем реже упоминается определенная профессия в ответах, тем ориги­нальнее ответ).

3) Задание «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ».

Учитель называет какой-либо материал и инструмент, которые однозначно зашифровывают определенную профессию. Например, ес­ли задумана профессия столяр, учитель называет «дерево» и «руба­нок». В число угадываемых профессий можно включить следующие: маляр, сапожник, лесоруб, хирург, продавец, скульптор.

Учитель оценивает количество и качество ответов учеников.

Затем перед учениками ставится обратная задача: загадать три профессии с помощью материала и инструмента, в случае затруд­нения, только с помощью инструмента. После самостоятельного письменного выполнения задания ученики предлагают друг другу угадать профессии. Учитель оценивает качество (правильность, ори­гинальность) и количество задуманных профессий, а также актив­ность и успешность каждого ученика при отгадывании профессий.

4) Задание «ПРОФЕССИОГРАММА». Ученики получают следую­щее задание. Составить описание любимого литературного героя по следующему плану: какими знаниями и качествами он облада­ет, какие у него любимые занятия, что он умеет делать, кем он мог бы работать и какие качества ему пригодились бы в его профессии.

Учитель оценивает полноту профессиограммы, обоснованность выбранной профессии для героя (насколько выделенные качества соответствуют объективным требованиям профессии), наличие уме­ний анализировать содержание профессий, оригинальность и общую эрудицию.

5) Задание «ПУТЕШЕСТВИЕ В САМОГО СЕБЯ». Учащимся предлагается в свободной форме ответить на вопросы: «Какой я? Какой у меня характер? Как он влияет на поведение? Каким я хочу быть? Анализируется обоснованность, дифференцированность самооценки, ее зависимость от оценок окружающих.

 

Рекомендуемая литература:

1. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.; Воронеж, 1996.

2. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. - Калуга, 1994.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

4. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. - Спб., 1999.

5. Эрисксон Э. Детство и общество. - Спб., 2000.

 

Занятие № 4.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: