Тема: Сущность активизации самоопределяющейся личности

Цель:  Дать представление об активности и о методах активизации профессионального и личностного самоопределения.

Основные понятия: активизация, методы активизации, самоактивизация, активизирующие методики.

Темы и задания для обсуждения:

1. Общее представление об активности. Проблема активности в философии и психологии.

2. Проблема активизации, активности и самоактивизации.

3. Методики активизации профессионального и личностного самоопределения.

4. Место активизирующей методики в профконсультационном процессе.

5. Основные модели (схемы) активизации самоопределяющихся клиентов.

 

Основная литература:

  1. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.
  2. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. Учебное пособие. – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 352 с.

 

Дополнительная литература:

  1. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. – 108 с.
  2. Пряжников Н.С. Личность в эпоху продажности. Учебно-методическое пособие. – М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 224 с.

 

Вопросы и задания:

1. Как связаны профессиональное самоопределение и проблема чувства собственного достоинства?

2. Какую роль играет в профессиональном самоопределении чувство зависти от чувства справедливости? В чем принципиальное отличие зависти от чувства справедливости?

3. Какую роль играют современные средства массовой информации в формировании профессиональных и жизненных стереотипов?

4. Каковы основные проблемы самоопределения в современном мире (в условиях распространения ценностей «массового общества»)?

5. Возможно ли профессиональное и личностное самоопределение в условиях фашизма? Почему?

Задания для самостоятельной работы:

1. Проанализировать текст (приводится по Пряжникова Е.Ю., Юрченко Л.Г. Нетрадиционные размышления о профессии психолог: Учеб. пособие. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2006. – 164 с.)

 

 

Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей трудовой жизни психолога, и, соответственно, психолог постоянно уточняет для себя смыслы своего профессионального труда, соотнося их со смыслами всей своей жизни. Чтобы хоть как-то помочь сориентироваться самоопределяющемуся студенту или молодому специалисту, можно попытаться выделить основные типы и уровни профессионального самоопределения, которые могут рассматриваться как возможные ориентиры профессионального развития и саморазвития психолога.

Сама идея этих типов и уровней была подсказана одним интересным наблюдением за дискуссией в Институте профессионального самоопределения РАО, где серьезные профессора и академики никак не могли разобраться, кем же является укладчица зефира: профессионалом или специалистом – и, соответственно, чем является ее трудовая деятельность: профессией или специальностью. А может, в силу своей простоты и незамысловатости, она не является и ни тем, и ни другим? Применительно к проблеме профессионального самоопределения психолога можно поставить и такой вопрос: нет ли в реальной психологической деятельности (практической или даже теоретической) профессиональных задач, реально решаемых на уровне, аналогичном уровню укладчицы зефира? Быть может, некоторые психологи, ставящие перед собой упрощенные задачи, реально не могут претендовать в своей работе не только на то, чтобы называться профессионалами, но и на то, чтобы считать себя даже специалистами? Но тогда кем они могли бы себя считать и как это соотносится с проблемой профессионального и личностного самоопределения и самореализации в профессиональном труде?

Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. Возникает вопрос, как эти типы между собой соотносятся? На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга. Например, профессионал, который обнаружил в работе главный смысл всей своей жизни, несомненно, реализует себя и как личность. В другом случае человек в своем хобби (например, в сочинении песен и стихов) достигает таких высот, которым мог бы позавидовать иной профессионал, да и окружающие говорят о таком человеке как о настоящем поэте.

Основными отличиями (отличительными, специфическими признаками) этих типов самоопределения могут быть следующие: 1) большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.); 2) для профессионального самоопределения требуются подходящие, благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.). Для жизненного самоопределения характерны: 1) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; 2) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; 3) зависимость от экономических, социальных, экологических и других объективных факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.

Для личностного самоопределения характерны: 1) невозможность формализации полноценного развития личности (как уже отмечалось, трудно представить себе на уровне здорового воображения, чтобы у человека был диплом или сертификат с записью о том, что обладатель данного документа является… Личностью); 2) для полноценного личностного самоопределения лучше подходят не благоприятные в обывательском представлении условия, а наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться лучшим личностным качествам человека, но часто способствуют развитию таких качеств. Недаром большинство героев появляется именно в трудные, переходные общественно-исторические периоды. Правда, в благополучные эпохи у человека также есть возможность все-таки найти для себя достойную проблему и постараться решить ее, а не просто наслаждаться жизнью, как это делает большинство окружающих обывателей. Такое самоопределение (в благополучные эпохи, полные соблазнов и пошлости) может быть даже более значительным, чем геройство во время войны и других очевидных бедствий, когда человеку иногда просто приходится быть личностью.

В современном мире, где основную часть времени взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением (с главным делом жизни). Хотя в перспективе возможны ситуации, когда у человека будет появляться все больше свободного (от работы) времени для личного развития. К. Маркс в свое время именно в этом видел сущность культурно-исторического прогресса, все больше и больше высвобождающего (благодаря развитию производственных сил и производственных отношений) свободного времени для развития творческих способностей индивидуумов. И тогда, возможно, именно жизненное самоопределение (за рамками многих рутинных видов профессиональной деятельности) станет для многих людей основой их личностного самоопределения. Но в какой степени все это относится к профессии психолог? Скорее всего, для психолога (как и для представителей других гуманитарных и творческих профессий) личностное самоопределение все-таки будет связано, прежде всего, с основным делом жизни. Например, трудно себе представить, чтобы какой-нибудь мусорщик связывал с работой главный смысл своей жизни: скорее всего, он выполняет эту деятельность по необходимости и не рассматривает ее как главное средство реализации своих потребностей в творчестве. Но в творческих профессиях (в психолого-педагогических, например) у специалиста имеется счастливая возможность реализовать лучшие свои творческие устремления. Вопрос: все ли психологи готовы к такой самореализации и самотрансценденции, т.е. к постоянному расширению имеющихся устремлений и возможностей.

По каждому из основных типов самоопределения (профессиональному, жизненному и личностному) можно условно выделить подтипы, отличающиеся по критерию широты диапазона, по самим возможностям самоопределения. Поскольку вводится критерий «больше-меньше» (возможностей), то правомерно назвать эти подтипы уровнями возможностей самоопределения. Можно условно выделить по пять таких уровней отдельно для профессионального и отдельно для жизненного самоопределения.

2. Ознакомиться и провести методику активизации самоопределяющейся личности.

Поработать со списком ценностей.

«1. Возьмите список. Если вы что-нибудь придумали после окончания занятия, то допишите.

2. Прочтите список. Вычеркните то, что кажется глупым или мелким.

3. Перечитайте список. Думайте при этом о смысле вашей жиз­ни. Вычеркните то, что ему противоречит. Если вы еще не откры­ли для себя смысл жизни, переходите к следующему пункту.

4. Распределите все желания на три категории: А — очень, очень важные, Б -9 очень важные, В — важные. Если желание не вошло даже в категорию В, то вычеркните его.

5. Перепишите все А-желания на чистый лист бумаги. Если их меньше 10, допишите к ним Б-желания. Если и сейчас оказа­лось меньше 10, то надо либо начинать все снова, либо пересмот­реть классификацию.

6. Из нового списка выберите одну вещь, которую вам хочет­ся больше всего. Напишите ее на новом листе бумаги. Из остав­шегося выберите наиболее желаемое и перепишите под № 2. Та­ким же способом доведите список на третьем листе бумаги до 10.

Вот то, что вы хотите. На остальных желаниях не стоит сей­час концентрироваться. Посмотрите на вашу десятку. Представьте, какое удовольствие вы получите от каждого пункта. Что вы по­чувствуете, когда все это станет вашим? Можете представить и почувствовать это сейчас».

Попросите членов группы выполнять задания именно в ука­занном порядке, хотя это может показаться делом долгим. Но эффективной проработки целей можно добиться только при тща­тельном следовании инструкции.

Рекомендуемая литература:

1. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. – 108 с.

2. Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения. - М., 2001.

3. Фромм Э. Человек для себя. - Минск, 1992.

 

 

Занятие № 10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: