Методика «Исключение лишнего предмета»

Методика упоминается в работах Б. В. Зейгарник, Ю. Ф. Полякова, В. П. Перепелкина и описана С. Я. Рубинштейн в публикации «Экспериментальные методики патопсихологии» (Москва, изд-во «Медицина», 1970).

Метод предназначен для исследования аналитико-синтетической деятельности и умения строить обобщения. В отличие от «Классификации предметов» (Собчик Л. Н. Методика «Классификация предметов». СПб.: Речь, 2002) она в меньшей степени регистрирует работоспособность и устойчивость внимания и больше ориентирована на выявление логической обоснованности и правильности обобщений, строгости и четкости формулировок.

Для проведения эксперимента используется набор карточек, на каждой из которых нарисовано по 4 предмета. Всего таких карточек 19. Обычно их раскладывают по степени нарастающей трудности. В инструкции говорится: «Перед Вами на каждой карточке 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним названием, а четвертый не подходит. Нужно сказать, какой предмет не подходит, и как можно назвать остальные три». Первая карточка разбирается вместе с экспериментатором, далее испытуемый должен работать самостоятельно, а его ответы необходимо записывать в протоколе исследования: в одном столбце напротив номера ответа записать название исключенного из группы предмета, а в другом — объяснения испытуемого и название оставшихся трех предметов.

Методика являет собой типичный образец моделирования процессов синтеза и анализа в мышлении. Степень сложности задач, которые провоцируют больных со сниженным интеллектом на ошибки, соответствует уровню интеллектуального снижения. При исследовании детей—олигофренов В. И. Перепёлкин выявил, что им иногда удается правильное решение задач средней трудности, но они не могут объяснить и мотивировать свои решения, затрудняются в обозначении трех объединяемых предметов. Конкретность мышления, непонимание абстракции обнаруживается в том, что больные пытаются вместо задачи обобщения и выделения идти по пути практического использования и ситуационного связывания предметов.

Больные же шизофренией, правильно выполняя инструкцию, обобщают предметы с использованием слабых признаков.

Для повторного использования методики необходимо подобрать два или три приблизительно равных по трудности набора. Методика используется только в патопсихологии. Анализ данных сугубо качественный.

1. Методика предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельности больных, их умения строить обобщения. По своей направленности она похожа на классификацию предметов; отличие ее от классификации предметов в том, что она в меньшей мере выявляет работоспособность и устойчивость внимания, в большей мере предъявляет требования к логической обоснованности, правильности обобщений, строгости и четкости формулировок.

2. Для проведения опытов необходимы наборы карточек, на каждой из которых нарисовано по четыре предмета Такие карточки-задачи могут быть градуированы по трудности от самых легких до чрезвычайно трудных. Так же как набор «Классификация предметов», набор этих карточек копируется в лаборатории экспериментальной патопсихологии Института психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР.

3. Больному показывают карточки, заранее разложенные в порядке возрастающей трудности.

Инструкцию дают на примере одной самой легкой карточки. Больному говорят: «Вот здесь на каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним названием, а четвертый к ним не подходит. Вы должны назвать предмет, который не подходит (или который надо исключить), и сказать, как можно назвать остальные три». Далее экспериментатор разбирает с больным первую карточку, вместе с ним дает обозначение трем обобщаемым предметам и объяснение тому, почему следует исключить четвертый предмет.

В протоколе записывается против номера карточки предмет, который больной считает нужным исключить, а в соседнем столбце — объяснения больного и название остальных трех.

Если ответ больного неправилен и экспериментатор задает наводящий вопрос, то и вопрос и ответ больного, разумеется, записываются.

4. Методика представляет собой типичный образец моделирования процессов синтеза и анализа в мышлении.

Больной должен синтезировать, т. е. найти обобщающее понятие для трех предметов из четырех изображенных, и исключить, т. е. выделить один, четвертый, не соответствующий общему понятию.

Невозможность решить простые задачи встречается крайне редко: тогда, когда больной в связи с очень глубокой степенью слабоумия или расстройством сознания не понимает инструкции. Как правило, больные правильно решают первые 3—4 задачи и начинают ошибаться по мере перехода к более трудным задачам. Степень сложности задач, на которых впервые начинает ошибаться больной, дает некоторое основание для суждения о степени его интеллектуального снижения. При исследовании этим методом детей-олигофренов (В.И. Перепелкин) было выявлено, что им иногда удается правильное решение задач средней трудности, но они не могут объяснить и мотивировать свои решения, не могут сформулировать общее понятие для обозначения трех объединяемых предметов. Конкретность мышления, непонимание абстракции обнаруживаются в том, что больные пытаются вместо задачи обобщения и выделения идти по пути прак-тического использования и ситуационного увязывания предметов. Так, например, вместо того чтобы в задаче (см. рис. в приложении) выделить очки, а остальное назвать измерительными приборами, больной говорит, что ничего на этой карточке исключить не нужно, так как, надев на глаза очки, человек может лучше увидеть показатели весов, часов и термометра.

Некоторые больные шизофренией, правильно выполняя инструкцию и обобщая предметы, производят это обобщение по так называемым слабым признакам. Такой неправильный выбор посылок для обобщений вообще свойствен больным шизофренией. Так, в исследовании Ю.Ф. Полякова приводится следующий пример: больной обобщает зонтик, пистолет и барабан как предметы, издающие звук, и исключает фуражку, так как она звука не издает. В данном случае процесс обобщения не нарушен: действительно, три названных предмета издают звук и этим отличаются от фуражки. Однако признак звучания крайне необычен, странен для указанных предметов. Его можно отнести к числу латентных слабых признаков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: