Наряду с олигофреническим слабоумием, имеющим типичную психопатологическую структуру, наблюдаются атипичные варианты

При атипичных вариантах слабоумия наблюдаются: (1) неравномерность нарушений познавательных функций, (2) диспропорция между недостаточностью мышления и предпосылками интеллекта (в понимании К. Jaspers, 1973), (3) выраженные эмоционально-волевые нарушения, что сближает их с состояниями приобретенного слабоумия (деменции).

Атипичное олигофреническое слабоумие описано (1) при недоразвитии отдельных систем головного мозга, (2) при детских церебральных параличах, (3) зндокринопатиях, (4) гидроцефалии [Сухарева Г. Е., 1965].

Значительная атипия олигофренического слабоумия наблюдается и при ряде (5) метаболических олигофрении, в частности при фенилкетонурии.

 

СИНДРОМЫ ПАРЦИАЛЬНОЙ РЕТАРДАЦИИ (синдромы психического инфантилизма и синдромы невропатии)

 

Термин «инфантилизм» был введен французским невропатологом Е. Lasegue в 1864 г. для обозначения сохраняющихся у некоторых взрослых людей физических и психических признаков, свойственных детям.

Немецкий психиатр О. Аnton (1908) (цит. Stutte Н., 1960) применил термин «инфантилизм» по отношению к детям с задержкой развития.

Задержку развития психики на уровне, свойственном более младшему возрасту, он назвал «парциальным инфантилизмом» в отличие от «тотального инфантилизма» при олигофрении.

В современной психиатрической литературе термином «психический инфантилизм» обозначают личностную незрелость, преимущественно с отставанием эмоционально-волевых свойств.

Эти свойства сохраняют черты более младшего детского возраста [Сухарева Г. Е., 1959, 1965; Певзнер М. С., 1966, 1982; Ковалев В. В., 1973; Лебединская К. С., 1982; Соrboz R., 1967, и др.].

Эмоционально-волевая незрелость при психическом инфантилизме выражается в (1) несамостоятельности, (2) повышенной внушаемости, (3) стремлении к получению удовольствия как основной мотивации поведения, преобладании (4) игровых интересах в школьном возрасте, (5) беспечности, (6) незрелости чувства долга и ответственности, (7) слабой способности подчинять свое поведение требованиям коллектива, школы, (8) неумении сдерживать непосредственные проявления чувств, (9) неспособности к волевому напряжению, к преодолению трудностей.

Характерна также (10) незрелость психомоторики («моторный инфантилизм»)

Моторный инфантилизм проявляется в недостаточности тонких движений рук, затруднении выработки двигательных школьных (рисование, письмо) и трудовых навыков, связанных с ручной моторикой.

Отмечается избыточность лишних, сопутствующих движений.

В основе перечисленных нарушений психомоторики лежит относительное преобладание активности экстрапирамидной системы над пирамидной в связи с се незрелостью [Гурeвич М. О., 1932; Певзнер М. С., 1982].

Наряду с описанными проявлениями незрелости имеется большая или меньшая пограничная интеллектуальная недостаточность [Ковалев В. В., 1973, 1979]

Интеллектуальная недостаточность проявляется: (1) преобладанием конкретно-образного, а нередко и наглядно-действенного типа мышления над абстрактно-логическим в школьном возрасте, (2) повышенной истощаемостью и пресыщаемостью активного внимания, (3) недостаточностью словесно-смысловой памяти, (4) слабостью абстрактно-познавательных интересов (например, интереса к причинно-следственным отношениям).

Социально-педагогическими последствиями становятся недостаточная «школьная зрелость», отсутствие интереса к учебе, которые ведут к нарушениям адаптации к школе и неуспеваемости.

Дети с психическим инфантилизмом не понимают школьной ситуации, дисциплинарных требований школы

Они воспринимают обучение как игру, нередко во время урока играют с принесенными из дома игрушками, в тетрадях рисуют картинки, не имеющие отношения к теме урока, залезают под парту, играя там, и т. п.

В связи с этим психический инфантилизм, как правило, выявляется в младшем школьном возрасте.

Однако его отдельные признаки можно установить и у детей старшего дошкольного возраста [Мельникова А. Ф., 1936].

Это

1 большая пластичность и выразительность эмоциональных движений (жестов, мимики) при слабом развитии точных движений, ручной моторики (рисование, лепка, простое конструирование),
2 сочетание неистощаемости в игре с резкой истощаемостью и пресыщаемостью при интеллектуальных нагрузках (прослушивание рассказов и сказок, заучивание стихов и песен и т. п.),
3 выраженная неустойчивость активного внимания,
4 отсутствие интереса к отвлеченным понятиям,
5 бедность познавательных вопросов, не соответствующий возрастному уровню малый запас отвлеченных знаний (различия времен года, понятия сегодня, вчера, завтра),
6 недостаточный запас обобщающих слов (посуда, обувь, фрукты, животные, люди и т. п.).

 

К признакам психической незрелости у старших дошкольников можно отнести также (1) недостаточное понимание пространственных отношений между предметами, (2) ошибки в различении правого и левого [Дунаева 3. М., 1982].

Детям с психическим инфантилизмом уже во второй половине дошкольного возраста свойственно стремление (1) к обществу более младших детей (2) или детей старшего возраста и взрослых, у которых всегда можно найти покровительство и защиту.

В зависимости от особенностей психопатологической структуры выделяют различные варианты (синдромы) психического инфантилизма, прежде всего (I) простой (неосложненный) и (II) осложненный психический инфантилизм [Ковалев В. В., 1973; Власова Т. А., Певзнер М. С., 1973; Ковалев В. В., Кириченко Е. И., 1979; Певзнер М. С., 1982].

I «простой психический инфантилизм» - это состояние психической незрелости, главным образом эмоционально-волевых свойств личности, без дополнительных, осложняющих психопатологических синдромов.

Детям с этим вариантом психического инфантилизма свойственны относительная живость психики, любознательность, интерес к окружающему.

Их игровая деятельность отличается активностью и самостоятельностью, содержит творческий элемент, тесно связана с воображением, фантазией. Имеются относительно развитые и дифференцированные эмоциональные проявления.

В части случаев наблюдаются общая незрелость, задержка роста, грацильное телосложение, свойственное детям более младшего возраста.

Такое пропорциональное сочетание психической и физической незрелости Г. Е. Сухарева (1959, 1965) называет общим, или «гармоническим инфантилизмом» (инфантилизм типа Lorrain — цит. В. А. Гиляровский, 1938).

Г. Е Сухарева (1965): возрастная динамика «гармонического инфантилизма» относительно благоприятна

При правильно организованном воспитании и обучении дети со временем догоняют своих сверстников в психическом развитии.

Выраженная тенденция простого психического инфантилизма к сглаживанию позволила ряду авторов [Сухарева Г. Е., 1965; Лебединская К С., 1982] отнести его к временным задержкам психического развития.

Вместе с тем благоприятная динамика, по-видимому, больше касается пограничной интеллектуальной недостаточности.

Незрелость эмоционально-волевых свойств личности в младшем школьном возрасте в форме гармоничной детскости в дальнейшем, особенно в пубертатном и постпубертатном возрасте, нередко сменяется личностной дисгармонией.

Личностная дисгармония завершается формированием акцентуации характера или психопатии преимущественно неустойчивого или истероидного типа [Ковалев В. В., 1973; Corbor К., 1967].

Случаи простого психического инфантилизма в практике относительно редки.

Значительно чаще встречается осложненный психический инфантилизм


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: