Классификация религий
В связи с многообразием религиозных направлений встает проблема их классификации. В этом вопросе выделяют несколько подходов, ни один из которых не является общепризнанным.
Нормативный подход- деление религий по принципу истинности на истинные (правоверные) и ложные. Уже к V в. в христианской литературе было выделены три основные религии: христианство — истинная религия и две ложные — иудаизм и язычество (под последним термином объединялись все остальные верования). С течением времени, по мере знакомства европейцев с традиционными формами религиозности Востока, список ложных религий стал пополняться — сначала к нему был добавлен ислам, потом буддизм.
В христианской традиции также существуют понятия еретические церкви — учения, отклоняющиеся от официальной доктрины церкви (например, с точки зрения католиков, еретиками являются протестанты), и схизматические церкви — направления, образовавшиеся при расколе материнской церкви, но не отказавшиеся от главных ее догматов (например, с точки зрения католиков, схизматиками являются православные).
Подобный подход к классификации религий существует и в других религиях. Так, в индуизме все религии подразделяются на две категории: истинный и вечный закон Бога, т.е. собственно индуизм, и временные человеческие учения о Боге, не обладающие всей полнотой истины, — все остальные религии мира. В исламской литературе выделяются три группы религий: полностью истинная (ислам), частично истинные (так называемые религии книги: христианство, иудаизм и зороастризм), полностью ложные (все остальные религии, особенно политеистические).
Эволюционный подход.
С XIX в. бытует классификация религий по ступеням развития (по аналогии с взрослением человека). Г. Гегель классифицирует религии в соответствии с тем, какую роль они сыграли в самореализации Духа.
Недостатками гегелевской классификации является ее христиано- центричность, в ней также нет места исламу. Исходя из его классификации непонятно, как быть с последующим историческим развитием, так как в ней нет места появлению новых форм религии. Подобную классификацию предлагает богослов А. Мень, выдвигая тезис, что все религии - это предыстория христианства, подготовка к нему. На основе идей Г. Гегеля было создано еще несколько видов классификаций религий.
Географический подход Учитываются реальные исторические и генетические связи между религиями.
Выделяют:
Религии ближнего Востока (иудаизм, христианство и мусульманство);
Религии Индии (индуизм, джайнизм, буддизм, сикхизм);
Религии Африки или племенные культы Черной Африки;
Религии Америки (верования индейцев);
Религии Океании (религиозные системы народов островов Тихого океана, Австралии и Новой Зеландии);
Классические религии Древней Греции и Древнего Рима (эллинистические религии).
Но наличию общего ареала происхождения религии разделяются па западные (христианство, ислам, иудаизм) и восточные (буддизм, джайнизм, сикхизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм).