Морфологический подход

Религии разделяются по составу, внутреннему содержанию (мифологические / догматические религии), идейному содержанию, форме вероучения, характеру культа, идеалу, отношению к нравственности, искусству и т.д. Так, в зависимости от объекта поклонения религии делят на монотеизм (единобожие), политеизм (многобожие), генотеизм (однобожие, т.е. религии с иерархией и верховным Богом), атеистические религии (например, ранний ИУДАИЗМ, сатанизм, саентология), супратеизм, или «надбожие» (монистческий индуизм Шанкары, эллинистический космизм).

Родоначальником морфологических классификаций религий является английский этнограф, исследователь первобытной культуры Э. Таплор, выделивший последовательные ступени развития религии:

Генетический подход

Учитывает характер происхождения религий, при котором они подразделяются на естественные (народные) религии и религии откровения (личностные религии).

Под естественными религиями понимаются те из них, которые возникли непосредственно в той или иной социально-экономической системе. Эти религии появились не вследствие деятельности пророков, их учение не основывалось на каких-либо письменных источниках откровениях или священных писаниях. Верования передавались из поколения в поколение в рассказах, обычаях и обрядах. К естественным религиям относятся первобытные и родоплеменные религии и значительная часть религий национальных, таких как синтоизм или индуизм.

Совсем другой характер имеют религии откровения. Они связаны с личностью основателя и фактом сверхъестественного откровения, или озарения. История знает многих таких основателен. Среди религий откровения наиболее известны зороастризм, буддизм, христианство, ислам. Когда говорят об основателях религии, не подразумевают, что конкретный человек основал ту или иную религию. Считают, что он сыграл определяющую роль в консолидации уже существовавших в данной группе верований и культа. Во всех религиях откровения можно выделить этапы, схожие между собой. Сначала появляется сам вдохновленный свыше будущий основоположник. Он, путешествуя, учит, и ничего не записывает. С течением времени он собирает вокруг себя группу учеников. Жизнь такой группы связана простыми отношениями и религиозными практиками.

Следующим этапом становится смерть учителя. Никто из учеников не в состоянии заменить умершего учителя. Происходит реорганизация группы, и умерший учитель становится объектом почитания. Этот момент является новой стадией, гpyппa перестает быть группой учеников, становится первой религиозной общиной. Развитие религиозной организации выдвигает на первый план харизматичность не персональную, а уже групповую. Объединительным элементом в этот период является скорее культ, нежели учение. С момента установления организационной дисциплины первая община переходит в новую формацию — церковь. Теперь главное внимание уделяется развитию вероучения, формулируются основные положения веры и культа, устная традиция становится письменной, появляется канон Священного Писания, и с ним вырабатываются принципы правоверия, ереси, раскола. Этот процесс связан с различением священнослужителей и обычных верующих. Становление церковной организации не всегда происходит так гладко — часто процесс, довольно сложный, наталкивается на сопротивление и не лишен попыток возвращения к первичным формам.

Исторический подход

Тип религии увязан со стадией развития общества и этноса. Выделяют национальные, мировые (наднациональные), родоилеменные религии. Мировым религиям свойствен прозелитизм, пропагандистская активность, их проповедь носит межэтнический и космополитичный характер. Мировые религии широко распространены по всему земному шару и не связаны с каким-либо конкретным этносом, в то время как национальные религии имеют особую этническую окраску. национальные религии возникли из родопдеменных в период формирования классового общества и отражали процесс формирования конкретных этносов. Родоплеменные религии в виде культа предков, примитивной магии, фетишизма и др. сохранились у некоторых народов Ллин, Африки, Америки и Океании..

Историческая классификация религий

Тип религий Основное направление Время появления Краткая характеристика

Родоплеменные

Анимизм В эпоху верхнего палеолита XXXV - X тыс. до н.э. Культ на основе веры в одушевление живой и неживой природы
Тотемизм В эпоху верхнего палеолита XXXV - X тыс. до н.э. Культ на основе веры в сверхъестественные свойства растений и животных, которые считаются прародителями рода или клана
Фетишизм В эпоху верхнего палеолита XXXV- X тыс. до н.э. Культ на основе веры в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов
Магия В эпоху верхнего палеолита XXXV - X тыс. до н.э. Вера в способность сверхъестественным образом воздействовать на природу и других людей
Национальные Индуизм, иудаизм, син­тоизм, конфу­цианство, зороастризм, даосизм и др. III—I тыс. до н.э. Религии привязаны к определенному этническому ареалу, в период своего расцвета являлись государственными

Мировые

Буддизм: хинаяна, махаяна, ваджраяна, дзен-буддизм VI - V вв. до н.э. VI-V вв. до н.э. I в. н.э. VII в. н.э. VI в. н.э. Религия спасения, отрицающая мир
Христианство: католицизм, православие, протестантизм I—III вв. н.э. Разделение католической и православной церкви произошло в 1054 г., образование протестантизма в XVI в. Положительная религия спасения
Ислам: суннизм, шиизм VII в. Религия нравственности
Синкретические Кибангизм, вуду, сантерия, палерия, каоданзм, (каодаи), растафари XIX - XXI вв. Догматика и культ на основе слияния разнородных религиозных элементов, принадлежащих к разным этническим культурам

К середине XX в. ученые-религиоведы среди всех религий выделили три главные, получившие статус мировых: христианство, ислам и буддизм. Эти религии были выделены из-за большой численности их адептов, широкого распространения по всему миру, высокой степени изученности.

В наш век, век глобализации, многие ученые мира называют уже 12 мировых религий: христианство, ислам, буддизм, индуизм, иудаизм, зороастризм, сикхизм, джайнизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и бахаизм. Они выделены из множества религий мира по признакам:

-возраст не менее 100 лет;

- распространенность во многих странах мира;

- наличие центральной организации и (или) унифицированных писаний и культа;

- устойчивое название, с которым связана самоидентификация адептов;

- культовая, догматическая и организационная независимость от других религий;

- степень изученности и роль в истории человечества;

 

Число приверженцев этих 12 религий составляет более 95% всех верующих и около 80% населения Земли. Несмотря на ряд общих признаков, мировые религии сильно отличаются друг от друга. Так, самой древней из них, индуизму, более 5 тыс. лет, самой молодой, бахаизму, всего 150 лет. Самая многочисленная мировая религия, христианство, насчитывает около 2 млрд адептов, зороастрийцев — лишь 300 тыс. (имеются и другие данные).

Ни одна из мировых религий за время своего существования не смогла сохранить внутреннего единства. Они претерпевали многочисленные расколы и состоят из различных ветвей, имеющих единый исторически фундамент. Поэтому 12 мировых религий — это не единые монолитные универсальные организации, а скорее семейства церквей, связанных единством происхождения [6].

Необходимо понимать генетический и исторический подходы к классификации религий диалектически, так как одна и та же религия, взятая в разных временных отношениях, может выступать и как национальная, и как мировая или родоплеменная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: