Профориентационная работа

Введение.

 

В подростковом возрасте существует высокая вероятность ошибочного или неправильного самостоятельного выбора выпускниками школ будущей профессии, обусловленная спонтанно возникающей или социально-обусловленной, мотивацией выбора выпускниками школ той или иной профессии. При этом не учитываются личностные особенности, способности, возможности и истинные склонности выпускников.

Все это подтверждает актуальность профориентационной работы, ведь основной ее целью является помощь учащимся в определении наиболее подходящей им профессии.

В качестве промежуточных целей можно выделить:

· ознакомление учащихся с классификацией профессии относительно предмета труда,

· показать учащимся на примере игры, что такое работа с людьми, какие трудности их могут ожидать при этом,

· мотивация обдумывания учащимися  их предпочтений в будущей профессии

· ознакомление учащихся со специальностями «Управление персоналом» и «Психология»

 


 


План проведения профориентационной работы в школе.

1 урок:

Задачи:

· ознакомление учащихся с классификациями профессий относительно предмета труда

· заинтересовать учащихся в обдумывании выбора профессии, исходя из своих предпочтений

1. Знакомство с учащимися

2. Вступительная беседа, в которой мы объяснили ученикам, для чего нужен им тест и что он даст им в результате

3. Проведение теста по классификации предмета труда (Е.А. Климов)

 

2 урок:

Задачи:

· показать учащимся на примере игры, что такое работа с людьми, какие трудности их могут ожидать при этом

· мотивировать к обдумыванию этого аспекта при выборе профессии

1. Оглашение результатов теста

2. Проведение профориентационной игры «Успеть за 3 минуты»

 

3 урок:

Задачи:

· выявление заинтересованных в поступлении на гуманитарные специальности

· мотивация учащихся к поступлению на специальность «Управление персоналом» и «Психология»

1. Ознакомление с ЛГТУ, гуманитарно-социальным факультетом. Подробное ознакомление учащихся со специальностями «Управление персоналом» и «Психология»

2. Раздача ознакомительных буклетов с информацией о специальностях «Управление персоналом» и «Психология»

3. Беседы, призванные мотивировать учащихся к поступлению на специальности «Управление персоналом» и «Психология»


 


Профориентационная работа.

Проводилась профориентационная работа 12.02.13, 26.02.13, 05.03.13 в МОУСОШ № 30, с учениками 10 класса. На наш взгляд нами было выбрано самое оптимальное время проведения - второй урок, т.е. 9.40. Работа проводилась во время урока «Основы профессиональной деятельности», поэтому не составляла ни каких проблем учителю. На время нашей работы преподаватель оставлял класс в нашем распоряжении, и никак не вмешивался в нее.

Первое занятие мы начали со вступительной беседы, в ней мы представились, сказали, что мы студенты ЛГТУ, и хотим познакомить их с нашей специальностью. Предложили им написать тест (Тест классификации предмета труда по Е.А. Климову см. прил. 1), который поможет им узнать к какому виду специальностей у них проявляется склонность. На что они откликнулись с нескрываемым недоверием, но все, же особых недовольств по этому поводу не было. Данный тест нами был выбран, потому что ДДО Климова, может рассматриваться не только как методика определения склонностей тестируемого, но и как активизирующая методика, призванная стимулировать размышления о своем профессиональном выборе.

 Тест проводили так: на листочке школьникам были проставлены в столбик цифры от одного до тридцати, это номера утверждений. Далее мы зачитывали им по два утверждения на каждый номер, а им нужно было выбрать наиболее соответствующие их предпочтениям, и записать.

Дома мы в соответствии с методикой обработали тесты, на тех же листах, где они его и писали.

Второе занятие мы начали с обнародования результатов теста, ученики довольно оптимистично их восприняли, и несогласных с результатами не было. За тем мы предложили съиграть им в игру «Успеть за 3 минуты» (см. прил. 2), они это восприняли очень позитивно.

Целью данной игры было показать, на простом примере, что такое работа с людьми, какие могут быть трудности, и тем самым мотивировать к обдумыванию данного вида профессий.

Сюжет игры: руководителю нужно, во что бы то не встало, вовремя попасть на совещание. По дороге он встречает так называемые препятствия: начальников цехов, студента практиканта, журналиста, молодого специалиста и проч., каждый из них со своей проблемой, которая требует незамедлительного решения. Руководителю надо и успеть на совещание, и по возможности решить как можно больше проблем. Для проведения игры мы раздвинули два ряда парт, таким образом, что образовалось подобие коридора длинною во весь класс. В конце этого коридора мы поставили три стула для каждого из руководителей, имитирующие место совещания

В соответствии с сюжетом было выделено трое руководителей, и  четверо так называемых препятствий, т.е. тех кто задерживал руководителя. Руководителю нужно было за три минуты пройти из одного конца коридора в другой. От препятствий требуется как можно дольше задержать руководителя, а наблюдатели оценивают его баллами.

Ученики быстро поняли, что от них требуется, и проявили себя весьма находчиво  и креативно. Игра им понравилась, и они отметили то, что в реальной ситуации им было бы намного труднее.

Третий урок мы начали с опроса на тему: решил ли кто – то поступать на гуманитарные специальности, что их подтолкнуло к этому оказала ли наша работа какую – либо роль в этом выборе. Многие из учащихся ответили, что мы дали им повод серьезно задуматься подходит им это или нет. Затем мы рассказали о нашем вузе, о факультете, специальности, сложно ли учится, интересно ли, о перспективах и т.д. После этого мы раздали ознакомительные буклеты, и дали несколько минут, чтобы они с ними ознакомились.

Заключительная часть нашей беседы проходила в свободной форме, ученики задавали интересующие их вопросы о бюджетной форме обучения, о стипендиях, о художественной самодеятельности, о преимуществах нашего ВУЗа перед другими, и о студенческой жизни в целом.


 


Заключение.

Организация профориентационной работы в школе, является не простым, но, несомненно, важным делом.

 За время именно нашей работы, я не могу сказать, что увидел какие-то большие изменения во взглядах учащихся, скорее всего они еще не всерьез задумываются над своей будущей карьерой. Те, у кого есть склонности к гуманитарным специальностям, естественно проявляли больший интерес, некоторые из них в заключительной беседе признались, что утвердились в своих взглядах, и хотели бы через год подать документы на нашу специальность.

Соответственно те, у кого склонностей гуманитарного характера не наблюдается, или вообще пока никак не задумываются о высшем образовании, (а таких оказалось больше) не очень интересовались нашей работой. Но стоит отметить, что, несмотря на отсутствие учителя в классе, они не отвернулись и начали заниматься своими делами. А когда дошло дело до игры все без исключения были заинтересованы и проявляли себя как могли.

Я думаю, что через год они вспомнят о нашей работе, заинтерисуются поступлением в наш ВУЗ.


 


Приложение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: