| 1а | Выращивать и дрессировать служебных собак для поиска наркотиков | 1б | Разрабатывать новые модели электронной бытовой техники |
| 2а | Спасать людей после аварий землетрясений | 2б | Заверять документы, оформлять доверенности и договора |
| 3а | Петь в музыкальной группе | 3б | Интенсивно тренироваться, совершенствоваться и добиваться новых спортивных результатов |
| 4а | Налаживать работу компьютеров, оборудования | 4б | Рассказывать о товаре, убеждать людей приобретать его |
| 5а | Переводить научные тексты | 5б | Писать рассказы, сценарии, фельетоны |
| 6а | Тренировать свой организм, чтобы он выдерживал воздействие больших физических нагрузок | 6б | Разрабатывать мероприятия по охране редких растений |
| 7а | Ремонтировать оргтехнику, компьютеры, телефоны | 7б | Исправлять смысловые и стилистические ошибки в готовящихся к печати текстах |
| 8а | Заниматься флористикой, оформлять помещения цветами | 8б | Анализировать состояние растений и животных в загрязненных условиях среды |
| 9а | Управлять автомобилем, автобусом, трейлером, локомотивом поезда | 9б | Микшировать музыку или корректировать фотоснимки с помощью компьютера |
| 10а | Ежедневно тренировать свои атлетические навыки в спортивном зале, в бассейне, на стадионе, корте и т.д. | 10б | Отлаживать работу спортивного автомобиля и заменять механизмы в случае неисправности |
| 11а | Давать людям консультации по туристическим маршрутам других городов, стран | 11б | Оформлять витрины универмагов; заниматься оформлением концертов и шоу |
| 12а | Разводить декоративных рыб и ухаживать за аквариумами в офисах | 12б | Оказывать людям медицинскую помощь |
| 13а | Упорядочивать документацию фирмы и подготавливать новую (договора, счета, ведомости, доверенности и т.д.) | 13б | Вырабатывать навыки красивой походки и пластичных движений для профессионального выступления на подиуме |
| 14а | Изучать генетику, выводить новые сорта растений | 14б | Работать в фондах архивов, находить необходимые документы |
| 15а | Сопровождать людей в сложных туристических походах в роли инструктора | 15б | Придумывать и отрабатывать сложные акробатические трюки, спортивные номера |
| 16а | Лечить кошек, собак, лошадей и пр. | 16б | Осуществлять сборку компьютеров |
| 17а | Искать нужных людей, проводить подбор персонала в различные фирмы | 17б | Проводить финансовый анализ рынка ценных бумаг |
| 18а | Играть на сцене, сниматься в кино, ставить трюки | 18б | Тренировать и репетировать красивые и точные движения перед спортивным выступлением |
| 19а | Налаживать работу медицинского лазера, ультразвуковой аппаратуры | 19б | Преподавать различные предметы в школе, техникуме, институте и т.д. |
| 20а | Рассчитывать экономный путь транспортировки товара до потребителя | 20б | Оформлять иллюстрациями сайты, книги, журналы |
| 21а | Осуществлять постоянную психологическую и физическую подготовку к соревнованиям, турнирам, выступлениям | 21б | Участвовать в экспедициях, посвященных изучению природных явлений |
| 22а | Строить дома по планам, делать разводку электричества соответственно с проектом | 22б | Работать с финансовыми законами и кодексами |
| 23а | Проектировать садово-парковые зоны, оформлять участки с помощью растений | 23б | Анализировать молекулярный состав крови |
| 24а | Проектировать новое производственное оборудование, дома | 24б | Производить архитектурно-восстановительные работы исторических мест |
| 25а | Оттачивать мастерство выполнения спортивного упражнения, превозмогая усталость и страх | 25б | Разрабатывать новые модели спортивных тренажеров, велосипедов и другое спортивное оборудование |
| 26а | Организовывать праздники, выступать в роли тамады | 26б | Вести концертные программы, объявлять зрителям имена выступающих и названия номеров программы |
| 27а | Изучать жизнь организмов с помощью электронного микроскопа | 27б | Оказывать людям психологическую помощь, работать на телефоне доверия |
| 28а | Обрабатывать, анализировать и обобщать социологические данные | 28б | Профессионально работать над красотой своей фигуры и внешности |
| 29а | Разрабатывать средства защиты растений от вредителей и вирусов | 29б | Писать компьютерные программы |
| 30а | Консультировать людей в фитнес- зале, в бассейне, на спортивной площадке | 30б | Тренировать общую выносливость и совершенствовать отдельные спортивные или артистические навыки |
Методика обработки данных ДДО Климова Е.А.
Найдите в этой таблице свои варианты ответов и выделите их. Каждое совпадение будем считать за один балл.
| Природа | Техника | Человек | Знаковые системы | Художественные образы |
| 1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
| 4а | 4б | 5а | 5б | |
| 6б | 7а | 7б | 8а | |
| 8б | 9а | 9б | ||
| 10б | 11а | 11б | ||
| 12а | 12б | 13а | ||
| 14а | 14б | |||
| 15а | ||||
| 16а | 16б | 17а | 17б | 18а |
| 19а | 19б | 20а | 20б | |
| 21б | 22а | 22б | 23а | |
| 23б | 24а | 24б | ||
| 25б | 26а | 26б | ||
| 27а | 27б | 28а | ||
| 29а | 29б | |||
| 30а |
Подсчитайте, сколько баллов получилось в каждом столбце:
- 9-10 баллов: ярко выраженная склонность;
- 7-8 баллов: выраженная склонность;
- 4-6 баллов: склонность на среднем уровне;
- 2-3 балла: склонность не выражена;
- 0 баллов: работа с таким предметом труда активно отвергается – «что угодно, но только не это».
Приложение 2. Профориентационная игра «Успеть за 3 минуты».
Сюжет игры.
Руководитель (Начальник цеха) спешит на совещание к генеральному директору, все участники которого уже собрались и ждут его. По пути к кабинету директора Начальника цеха постоянно останавливают сотрудники или "просители", обращаясь с различными "сверхнеотложными" делами, которые ему приходится решать буквально "на бегу". Руководитель может оперативно решить вопрос либо "отмахнуться" от просьбы. Время, отпущенное на всю дистанцию, 3 минуты.
Роли.
Студент-практикант – играет роль первого "препятствия" в предстоящем слаломе, интересуется, на каком рабочем месте ему проходить производственную практику и кто будет его курировать из специалистов - "производственников".
Сотрудник планово-диспетчерского отдела цеха просит подписать бумагу (например, отчет о выполнении плана). Долго ищет необходимые листы в папке для бумаг, постоянно извиняется за свою несобранность и настаивает на подписи начальника цеха.
Молодой мастер участка обращается к начальнику цеха с конкретными вопросами (например, по поводу прогула одного из рабочих; простоя оборудования и нехватки рабочих-ремонтников; возврата с последующего участка бракованных деталей) и ожидает помощи в выборе наиболее правильного варианта решения этих проблем.
Рабочий цеха просит предоставить ему отгул за свой счет на несколько дней, ссылаясь на семейные проблемы, представляет заявление на подпись.
Кладовщик цеха, также как и мастер участка, обращается к начальнику цеха с проблемами и ждет немедленного их решения (например, кладовщик может поинтересоваться сроками предстоящей инвентаризации на складе; обсудить проблему обеспечения рабочих цеха специальным инструментом и т.д.).
Сотрудник отдела МТО завода. Целью его разговора с начальником цеха является получение необходимой информации о потенциальном поставщике какого-либо сырья, топлива, материального ресурса, полуфабриката, узла и т.д. Беседа носит неформальный характер.
Журналист из местной газеты получил задание подготовить репортаж об одном из старейших работников предприятия- Ветеране Труда Иванове П.А.,который много лет работает в этом цехе (возможный вариант-журналист хочет взять интервью у начальника цеха, сделать его фотографию и т.д.). Журналист очень энергичный, словоохотлив, немного навязчив.
Порядок проведения деловой игры.
Распределить роли между учащимися, ознакомить их с заданием.
Игроки, выполняющие роль "препятствий", должны, во-первых, добиться того, чтобы их вопрос (просьба) был полностью выслушан и оперативно решен начальником цеха; во-вторых, чтобы диалог между ними и начальником цеха продолжался как можно дольше.






