Объекты и принципы профориентационной деятельности

Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека.

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу. Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии. Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта  и профессионального мастерства.

В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных с общепедагогическими принципами: Связь профор. с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей потребностям в квалифицированных кадрах. Связь профор. с трудовой подготовкой школьников. Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности. Воспитывающий характер профориентации состоит в экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания; Дифференцированный и индивидуальный подход  и т.д.

Таким образом, в теории профориентации существуют и общепедагогические принципы, и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.

 

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Социально-экономическая ситуация в начале XX в. в развитых странах обусловила необходимость рацио­нального распределения рабочей силы. Это способство­вало становлению профконсультационной службы в рамках профотбора. В 1920 — 30-е гг. в нашей стране, так же как в США, Англии, Германии, и других странах, развивались теория и практика профконсультационной работы.

В 1930-е гг. в Чикаго создается первая консульта­тивная служба в одной из крупнейших электрических компаний США. К этому вре­мени в России уже существовало несколько психо­технических лабораторий, занимавшихся проблемами профотбора.

Широкое распространение психотехнических тестов профессионального от­бора Г.Мюнстерберга.

Большое внимание в профконсультировании уде­лялось профдиагностике. В профконсультационной работе использовались следующие методы: тестирова­ние, бланковые и аппаратурные методики, эксперимен­ты на разных приборах, наблюдение и анализ индиви­дуальных особенностей с последующими рекоменда­циями относительно пригодности или непригодности человека к выбранной им профессии.

Разнообразие теоретических подходов к профкон­сультационной деятельности положило начало перехо­ду от диагностического подхода в профконсультировании к концепции профессионального р азвития.

Таким образом, профконсультацию следует рас­сматривать как процесс творческого взаимодействия консультанта и клиента, в результате которого человек осознанно подходит к формированию своего профес­сионального плана и определяет пути его реализации.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

На основании анализа отечественной и зарубеж­ной литературы можно условно выделить следующие направления организации профконсультационной по­мощи:

1. Справочно-информационное направление - предоставление клиентам актуальных и достоверных сведений, содержащих характеристику профессий, информацию о профессиональных учеб­ных заведениях, состоянии рынка труда и т.п.

2. Организационно-управленческий подход - координацию профконс. работы между различными образовательными учреждениями, службами занятости, общественными организациями.

3. Адаптационное профконсультирование на­правлено на оказание помощи лицам, поступившим в профессиональное учебное заведение или устроившим­ся на работу. Вхождение в незнакомый коллектив, ус­воение новой социальной роли и овладение новой деятельностью порождают психическую напряженность и трудности.

4. Стимулирующее профконсулыпирование - оказание помощи лицам, переживающим профессиональную стагнацию, депрессию.

5. Коррекционное профконсультирование направ­лено на оказание помощи лицам, переживающим кри­зис профессионального становления, трудности в про­фессиональном общении и сотрудничестве, конфлик­ты.

6. Реабилитационное консультирование - оказания помощи лицам, частично поте­рявшим трудоспособность, и инвалидам.

7. Манипулятивное профконсультирование - навязывание клиенту определенной про­фессионально ориентированной услуги.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: