Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека.
Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу. Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии. Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства.
В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных с общепедагогическими принципами: Связь профор. с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей потребностям в квалифицированных кадрах. Связь профор. с трудовой подготовкой школьников. Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности. Воспитывающий характер профориентации состоит в экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания; Дифференцированный и индивидуальный подход и т.д.
|
|
Таким образом, в теории профориентации существуют и общепедагогические принципы, и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Социально-экономическая ситуация в начале XX в. в развитых странах обусловила необходимость рационального распределения рабочей силы. Это способствовало становлению профконсультационной службы в рамках профотбора. В 1920 — 30-е гг. в нашей стране, так же как в США, Англии, Германии, и других странах, развивались теория и практика профконсультационной работы.
В 1930-е гг. в Чикаго создается первая консультативная служба в одной из крупнейших электрических компаний США. К этому времени в России уже существовало несколько психотехнических лабораторий, занимавшихся проблемами профотбора.
Широкое распространение психотехнических тестов профессионального отбора Г.Мюнстерберга.
Большое внимание в профконсультировании уделялось профдиагностике. В профконсультационной работе использовались следующие методы: тестирование, бланковые и аппаратурные методики, эксперименты на разных приборах, наблюдение и анализ индивидуальных особенностей с последующими рекомендациями относительно пригодности или непригодности человека к выбранной им профессии.
|
|
Разнообразие теоретических подходов к профконсультационной деятельности положило начало переходу от диагностического подхода в профконсультировании к концепции профессионального р азвития.
Таким образом, профконсультацию следует рассматривать как процесс творческого взаимодействия консультанта и клиента, в результате которого человек осознанно подходит к формированию своего профессионального плана и определяет пути его реализации.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
На основании анализа отечественной и зарубежной литературы можно условно выделить следующие направления организации профконсультационной помощи:
1. Справочно-информационное направление - предоставление клиентам актуальных и достоверных сведений, содержащих характеристику профессий, информацию о профессиональных учебных заведениях, состоянии рынка труда и т.п.
2. Организационно-управленческий подход - координацию профконс. работы между различными образовательными учреждениями, службами занятости, общественными организациями.
3. Адаптационное профконсультирование направлено на оказание помощи лицам, поступившим в профессиональное учебное заведение или устроившимся на работу. Вхождение в незнакомый коллектив, усвоение новой социальной роли и овладение новой деятельностью порождают психическую напряженность и трудности.
4. Стимулирующее профконсулыпирование - оказание помощи лицам, переживающим профессиональную стагнацию, депрессию.
5. Коррекционное профконсультирование направлено на оказание помощи лицам, переживающим кризис профессионального становления, трудности в профессиональном общении и сотрудничестве, конфликты.
6. Реабилитационное консультирование - оказания помощи лицам, частично потерявшим трудоспособность, и инвалидам.
7. Манипулятивное профконсультирование - навязывание клиенту определенной профессионально ориентированной услуги.