Профконсультация диагностического типа состоит из трех фаз:
1) изучения психических и личностных особенностей претендента на профессию (психодиагностическая фаза); 2) характеристики содержания труда, требований профессии и их описания в психологических терминах (профессиографическая фаза); 3) сопоставления индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии и принятия решения о пригодности человека (фаза принятия решения).
Сторонники воспитательной концепции концепции считают, что человека можно подготовить к выполнению любой профессии. Главное — правильно подобрать эффективные методы профессионального обучения. Отсюда и содержание этого типа профконсультации — изучение индивидуально-психологических особенностей человека и организация оптимального профессионального обучения. Основной недостаток этого типа профконсультации — игнорирование психофизиологических различий людей.
Основное развивающей (активизирующая) консультации - активизация процесса формирования психологической готовности личности к профессиональному самоопределению.
|
|
ПСИХОДИАГНОСТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Психодиагностика — теория и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Из этого определения следует, что психодиагностика является средством информационного обеспечения профконсультирования. Объектами психодиагностики выступают знания, умения, общие и специальные способности, особенности психических процессов, состояния, направленность, мотивы, интересы, черты личности и др.
Результаты диагностики используются для стимулирования потребностей личности в самопознании, самосовершенствовании, профессиональном становлении; Выявляются деструктивные тенденции профессионального развития: кризисы, стагнации, деформации, а также недостаточный уровень развития профессионально важных качеств, способностей с целью коррекции профессионально-психологического профиля личности; Определяются ограничения в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющих жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида.
Методы решения проблем профконсультирования: Объективные тесты. (интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей); Тесты-опросники; Методики субъективного шкалирования и самооценки; Интерактивные методики; Проективные методики (по ответам и реакциям п-к судит о мотивах поведения, жизненно и профессионально значимых событиях, личностных смыслах и т.д.) Стандартизированное аналитическое наблюдение; Приборные психофизиологические методики (регистрируют физиологические индикатор)
|
|
ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Выбор профессии – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.
По данным исследований профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью происходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора профессии является содержание предстоящей деятельности.
Анализируя работы отечественных и зарубежных психологов можно выделить ряд следующих личностных характеристик, которые влияют на выбор профессии это: темперамент, характер, интересы, склонности, приспособляемость, общительность и другие.