Типы профконсультации

Профконсультация диагностического типа состоит из трех фаз:

1) изучения психических и личностных особенностей претендента на профессию (психодиагностическая фаза); 2) характеристики содержания труда, требований профессии и их описания в психологических тер­минах (профессиографическая фаза); 3) сопоставления индивидуальных особенностей че­ловека с требованиями профессии и принятия ре­шения о пригодности человека (фаза принятия ре­шения).

Сторонники воспитательной концепции кон­цепции считают, что человека можно подготовить к выполнению любой профессии. Главное — правильно подобрать эффективные методы профессионального обучения. Отсюда и содержание этого типа профкон­сультации — изучение индивидуально-психологичес­ких особенностей человека и организация оптималь­ного профессионального обучения. Основной недостаток этого типа профконсульта­ции — игнорирование психофизиологических различий людей.

Основное развивающей (активи­зирующая) консультации - активизация процесса формирования психологической готовности личности к профессиональному самоопре­делению.

ПСИХОДИАГНОСТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Психодиагностика — теория и практика поста­новки психологического диагноза, т.е. выяснения на­личия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Из этого определе­ния следует, что психодиагностика является средством информационного обеспечения профконсультирования. Объектами психодиагностики выступают знания, умения, общие и специальные способности, особенно­сти психических процессов, состояния, направлен­ность, мотивы, интересы, черты личности и др.

Результаты диагностики используются для стиму­лирования потребностей личности в самопознании, самосовершенствовании, профессиональном ста­новлении; Выявляются деструктивные тенденции професси­онального развития: кризисы, стагнации, деформа­ции, а также недостаточный уровень развития про­фессионально важных качеств, способностей с целью коррекции профессионально-психологичес­кого профиля личности; Определяются ограничения в выборе сфер профес­сиональной деятельности, предъявляющих жест­кие требования к психофизиологическим особен­ностям индивида.

Методы решения проблем профконсультирования: Объективные тесты. (интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей); Тесты-опросники; Методики субъективного шкалирования и са­мооценки; Интерактивные методики; Проективные методики (по ответам и реакциям п-к судит о мотивах поведения, жизненно и профессионально значимых событиях, личностных смыслах и т.д.) Стандартизированное аналитическое на­блюдение; Приборные психофизиологические методики (регистрируют физиологические индикатор)

 

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Выбор профессии – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

  По данным исследований профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью происходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора профессии является содержание предстоящей деятельности.

  Анализируя работы отечественных и зарубежных психологов можно выделить ряд следующих личностных характеристик, которые влияют на выбор профессии это: темперамент, характер, интересы, склонности, приспособляемость, общительность и другие.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: