Профессиональное самоопределение и актуализация человека в профессии

Если в центр системы взаимодействия профессии и человека по линии оценки «соответствия-несоответствия» поставить человека, нужно говорить о про­фессиональном подборе.

Вопрос о профессиональном самоопределении и самоактуализации возникает тогда, когда в центре взаимодействия «человек — профес­сия» безоговорочно стоит человек.

Проблема профессионального самоопределения в психолого-педа­гогической литературе тесно связана с проблемой активности моло­дого человека в процессе выбора будущей профессии. Выбор профессии — это принятие молодым че­ловеком решения относительно получения социально значимого ре­зультата: вступления во взрослую жизнь в качестве работника, участ­ника общественного труда.

Профессиональное самоопределение может совпадать с выбором про­фессии, если молодой человек выбирает профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, устремлениями и способностями. Выбор профессии не совпадает с процессом профессионального самооп­ределения в тех случаях, если молодой человек «выбирает» профессию случайно, например по фактору близости работы к месту жительства, общественной моде на данную профессию, по знакомству и проч.

ПСИХОДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

1. Объективные тесты с выбором ответа. К ним относятся интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей, а также тесты достижений, определяю­щие уровень знаний, умений и навыков. 2. Тесты-опросники, диагностирующие черты лич­ности и направленность: интересы, установки, отноше­ния, ценностные ориентации. 3. Методики субъективного шкалирования и са­мооценки, предусматривающие оценку каких-то объектов внешнего мира, людей, событий своей жиз­ни либо себя самого. 4. Интерактивные методики. психологическая беседа (интервью), сбор информации с психолого-педагогическим взаимодействием; ролевая игра. 5. Проективные методики, построенные главным образом на интерпретации ответов клиента на внешне нейтральные вопросы, его реакций на ситуации, до­пускающие множественность возможных суждений при восприятии. По этим ответам и реакциям психо­лог-консультант судит о глубинных мотивах поведения, жизненно и профессионально значимых событиях, личностных смыслах и т.д. 6. Стандартизированное аналитическое на­блюдение, характеризуемое наличием цели и пред­мета наблюдения, процедурной схемы, выделенны­ми признаками наблюдения и способами их регист­рации. На основании анализа признаков наблюдения производится интерпретация поведения и принима­ется решение. 7. Приборные психофизиологические методики, регистрируют физиологические индикаторы: дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус и т.п.

 

27. ГРУППА ПРИНЦИПОВ, ТЕСНО СВЯЗАННЫХ С ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРИНЦИПАМИ: Связь профор. с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей потребностям в квалифицированных кадрах. Связь профор. с трудовой подготовкой школьников. Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности. Воспитывающий характер профориентации состоит в экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания; Дифференцированный и индивидуальный подход и т.д.

Таким образом, в теории профориентации существуют и общепедагогические принципы, и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.

Профессиональное воспитание учащихся

В процессе профессионального становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода: 1. Период поступления в профессиональное учебное заведение;

 2. Период обучения в профессиональном учебном заведении; 3. Начало трудовой деятельности;

Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального воспитания. Все формы профессионального воспитания можно объединить в три группы:  Индивидуальные; групповые; массовые.

Методы профессионального воспитания можно также объединить в три группы: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности.

29. ОЗНАКОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ПРОФЕССИЯМИ В ПРОЦЕССЕ БЕСЕДЫ МОЖНО ПРОВОДИТЬ ПО ТАКОМУ ПЛАНУ:

1. Общие сведения о профессии: Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.

2. Производственное содержание профессии: Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и результат труда; содержание и характер функция трудовой деятельности; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии.

3. Условия работы и требования профессии к человеку: Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

4. Система подготовки к профессии: Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: