Психологическое сопровождение на стадии профессиональной адаптации

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Предистория: История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испыта­ния выпускников школ, готовивших писцов. Во время испытаний проверяли его умения раз­бираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех че­тырех арифметических действий.

В III тысячелетии до н.э. в Китае появились первые элементы профотбора на должность правительственного чинов­ника. Можно сказать, что профориентация возникла давно.

История: началась в период коренной ломки общественного под напором развития крупной машинной индустрии, т.е. в период развитого капитализма с его неизбежными спутниками – повышением интенсивности производственных процессов, возрастанием роли специализации и профессионализации труда, а также с вынужденной необходимостью осуществления профессиональной подготовки огромных масс рабочих. Именно в это время определилась потребность в привлечении рабочей силы, различные трудовые операции в соответствии с индивидуальными различиями и способностями людей.

В 1908 году в г. Бостоне, первое бюро профориентации молодежи для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации.

Первая мировая война (1914—1918 гг.) вызвала дальнейшее расширение потребности в определении профессиональной пригод­ности: она требовала ускоренной подготовки лиц, обладающих нужными для военного дела интеллектуальными и физическими качествами. Как видно из истории, сама жизнь привела к появлению профориентации.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НА СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Под профессиональной адаптацией понимают вза­имное приспособление специалиста и коллектива пред­приятия, в результате чего работник осваивается на предприятии, а именно: учится жить в относительно новых для него соци­ально-профессиональных и организационно -эко­номических условиях; находит свое место в структуре предприятия как специалист, способный решать задачи определен­ного класса; осваивает профессиональную культуру;

Виды адаптации: первичную — приспособление молодых специали­стов, не имеющих опыта профессиональной дея­тельности (выпускники); вторичную -приспособление специалистов, име­ющих опыт профессиональной деятельности (в ситуации вынужденной смены работы).

Адаптация является многогранным процессом, поэтому различают ее основные виды: психофизиоло­гическую, социально-психологическую и профессио­нальную адаптацию. Каждый из перечисленных видов может вызвать у вновь пришедшего в организацию специалиста свои сложности, затруднения, проблемы.

3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ — это привы­кание к новым для организма физическим и психофи­зиологическим нагрузкам, режиму, темпу и ритму тру­да, санитарно-гигиеническим факторам производствен­ной среды, особенностям организации режима питания и отдыха.

Адаптационные реакции на неблагоприятные пси­хофизиологические состояния работника вызывают психическое напряжение (стресс). Психологическая поддержка и по­мощь состоят в снятии состояния тревоги, формирова­нии позитивной установки на преодоление трудностей, развитии чувства востребованности и социальной за­щищенности, актуализации резервных возможностей специалиста.

Критериями успешного преодоления психофизио­логического адаптационного синдрома являются ком­фортное эмоциональное состояние специалиста, при­выкание к рабочему ритму и режиму труда, установле­ние оптимальной работоспособности.

 

4. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ — при­способление к новой социальной среде, включение в систему профессиональных межличностных связей и отношений, освоение новых социальных ролей, норм поведения, групповых норм и ценностей, идентифика­ция себя с профессиональной группой.

Наибольшую сложность у новых специалистов вызывает усвоение групповых норм и включение в уже сложившуюся систему межличностных связей. Наиболь­шую важность для нового сотрудника представляет информация относительно групповых норм, соблюде­ние которых является обязательным.

Психологическое сопровождение заключается в том, что новому работнику помогают освоить нормы профессионального поведения, предупредив о возмож­ных последствиях их нарушения. В некоторых случаях могут возникнуть конфликтные ситуации, обусловлен­ные несоблюдением групповых норм поведения. Тогда необходима оперативная помощь психолога в разре­шении конфликта.

 

5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ — это приспособ­ление уже имеющегося профессионального опыта и стиля профессиональной деятельности к требованиям нового рабочего места, освоение сотрудником новых для него профессиональных функций и обязанностей, доработка требуемых навыков и умений, включение в профессиональное сотрудничество и партнерство, по­степенное развитие конкурентоспособности.

Критерием успешности в этом виде адап­тации является соответствие реальной, и требуемой компетентности. Успешная профессиональная адаптация делает работу привлекательной, повышает шанс на более высокую оплату труда и профессиональный рост, создает предпосылки для самоактуализации специалиста.

Психологическое сопровождение сводится к оцен­ке реальной компетентности специалиста, оказанию помощи в повышении квалификации, преодолении появившегося чувства профессиональной неполноцен­ности, формировании адекватной профессиональной самооценки.

Таким образом, психологическое сопровождение на стадии адаптации помогает успешному продвижению специалиста в области профессии, а также на пред­приятии, в учреждении, организации в направлении профессионального самосовершенствования.

 

6. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ — это метод психологической помощи людям в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, а также преодолении трудностей професси­ональной жизни. Профессиональная консультация проводится с учетом физических и психологических индивидуальных особенностей клиента, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способ­ностей, общего и специального образования и подго­товки. При проведении консультации учитывают так­же потребности рынка труда, возможности трудоуст­ройства, профессионального роста, условия труда и т.п. Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшие проблемы.

 

7. КАКИЕ ЖЕ ПРОБЛЕМЫ ВСТАЮТ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЧЕЛОВЕКА С МИРОМ ПРОФЕССИЙ, В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

1. Определение своего места в мире профессий, нахождение личностью смысла в выполнении конкретной профессиональной деятельно­сти. Помощь в профессиональном самоопределении является одной из задач профконсультации.

2. При выборе профессии, выполнении професси­ональной деятельности возникает проблема пригодно­сти профессии для человека.  Помочь клиентам соот­нести свои психофизиологические и индивидуально-психологические особенности с требованиями профес­сии. Профессиональная пригодность — не врожденное качество; она зависит от направленности субъекта труда, мотивации, ценностных ориентации, отношения к труду.

3. При вхождении в профессию, выполнении про­фессиональной деятельности, освоении новой профес­сиональной роли и новой системы профессиональных отношений возникают проблемы профессиональной адаптации работника. Сво­евременная помощь профконсультанта снимет пси­хологический дискомфорт, предотвратит развитие профессиональной дезадаптации, которая может при­вести к деструктивному поведению работника, неудов­летворенности трудом.

4. Реализация про­фессионально-психологического потенциала в сфе­ре труда. Важно дать человеку шанс быть тем, кем бы он хотел быть.

5. Проблемы повышения квалификации, профес­сионального роста, карьеры. При составлении  прогноза профессионального успеха необходимо со­отнести цель личности, ее ценности с квалификацион­ными уровнями, профессиональными категориями и ступенями карьеры.

6. Любая профессиональная деятельность характеризуется стагнацией, кризисами, конфликтами. В эти   периоды нарушается психологическое благополучие лич­ности. Помочь лично­сти осознать суть трудностей, выработать стратегию оп­тимального профессионального поведения, преодолеть деструктивные моменты в профессиональной жизни.

7. Частичная потеря трудоспособности вследствие перенесенных заболе­ваний, травм, приведших к инвалидности. Профес­сиональная реабилитация.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow