· Поняття легітимності політичної влади
· Типи легітимної влади
· Проблема легітимації сучасних політичних режимів
Важное значение в политической теории имеет проблема легитимности власти.
Легитимность власти – добровольное признание населения правомочности власти и согласия выполнять вот эти властные распоряжения добровольно. Легитимность власти означает убежденность в том, что власть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения, их готовность следовать этим решениям. Власти при этом не приходится прибегать к принуждению. Более того, население допускает применение силы если другие средства для осуществления принятых решений не дают эффекта.
Существует 3 типа легитимности по Веберу.
1)Традиционная когда власти доверяет по традиции. Это авторитет обычаев, освященных многовековыми традициями, и привычка подчинятся власти.
2)Харизматическое господство – основанное на вере населения в исключительные способности, а отсюда в право данного политика занимать власные позиции.В этом случаи политик наделяется своими последователями набором исключительных черт. Харизматический тип власти характеризуется абсолютной легитимностью, он преобладает в переходное время, в периоды революций, реформ, когда необходимость глубоких преобразований вызывает на авансцену политики решительных и мужественных лидеров. В современных условиях харизматическая легитимность власти сохраняется преимущественно в странах Африки, где харизма является формой организованного политического поклонения, то есть своеобразной политической религией. Однако и в других странах легкая вуаль харизмы придает дополнительный вес политическим лидерам.
|
|
3)Рационально-правовая легитимность – основана на вере в законность и справедливость законов по которым власть формируется.
На практике в чистом виде идеальные типы легитимности не существуют. Они взаимодополняют друг друга.
Хотя ни в одном режиме легитимность власти не бывает абсолютной, она тем полнее, чем меньше соц.дистанция между различными группами населения. Легитимность власти сочетается с противоположным ей процессом делегитимации – утраты доверия, лишения политики и власти общественного кредита. Разочарования в идеалах. В целях, в методах их достижения,в людях. Которые представляют власть и политику, - неотъемлемая часть политического процесса. Власть утрачивает легитимность, если оказывается не в состоянии выполнить свои программные обещания. Поэтому легитимность власти нуждается в постоянном подтверждении.
Легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки власти (и ее институтов), поэтому можно говорить о кризисах легитимности. Под кризисами понимается такое падение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественное изменение их ролей и функций.
|
|
В настоящее время не существует однозначного ответа на вопрос: есть ли абсолютные показатели кризиса легитимности или это сугубо ситуативная характеристика политических процессов? Так, ученые, связывающие кризис легитимности режима с дестабилизацией политической власти и правления, называют в качестве таких критериев следующие факторы:
— невозможность органов власти осуществлять свои функции или присутствие в политическом пространстве нелегитимного насилия (Ф. Били);
— наличие военных конфликтов и гражданских войн (Д. Яворски);
— невозможность правительства адаптироваться к изменяющимся условиям (Э. Циммерман);
— разрушение конституционного порядка (С. Хантингтон);
— отсутствие серьезных структурных изменений или снижение эффективности выполнения правительством своих главных задач — составления бюджета и распределения политических функций среди элиты. Американский ученый Д. Сиринг считает: чем выше уровень политического участия в стране, тем сильнее поддержка политических структур и лидеров обществом; указывает он и на поддержание социально-экономического статус-кво. Широко распространены и расчеты социально-экономических показателей, достижение которых свидетельствует о выходе системы власти за рамки ее критических значений.
В качестве основных путей и средств выхода из кризисных ситуаций для государства, где ценится мнение общественности, можно назвать следующие:
— поддержание постоянных контактов с населением;
— проведение разъяснительной работы относительно своих целей;
— усиление роли правовых методов достижения целей и постоянного обновления законодательства;
— уравновешенность ветвей власти;
— соблюдение правил политической игры без ущемления интересов участвующих в ней сил;
— организация контроля со стороны организованной общественности за различными уровнями государственной власти;
— укрепление демократических ценностей в обществе;
— преодоление правового нигилизма населения и т.д
Чітке визначення поняття «Політична еліта»
Политическая элита - внутренне сплоченная социальная общность, выступающая субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений в сфере политики и обладающая необходимым для этого ресурсным потенциалом. Политическую элиту характеризует:
- близость установок, стереотипов и норм поведения;
- (относительное) единство разделяемых ценностей;
- причастность к власти.
Чітке визначення поняття «Правляча еліта»
Особый тип социальной элиты, особая группа лиц, сосредоточившая в своих руках высшую власть, высшие функции управления, направленные на интеграцию общества.
Она - носитель формы самосознания общества, необходимого для решения медиационной задачи.