Речевая деятельность слепых и слабовидящих

 

В русской и зарубежной тифлопсихологии XIX—нач. XX столетия речь рассматривалась с сенсуалистических позиций, речевое развитие считалось результатом индивидуального опыта. Поэтому отрицалось полноценное овладение и понимание слепыми речи. В основе этого отрицания лежало убеждение о том, что отсутствие зрения создаёт ничем не компенсируемый разрыв между словом, отражающим главным образом зрительные впечатления, и представлениями, которые у слепых формируются на основе принципиально отличного от зрительного осязательного восприятия. (К. Бюрклен, А. Крогиус и т.д.).

Неправомерность противопоставления зрительного и осязательного восприятия была доказана И.М. Сеченовым.24

Материалистический подход к изучению речи слепых не отрицает, а напротив, предполагает в ряде случаев неизбежность возникновения у них разрыва между словом и образом (например, представление и обозначение цвета), однако значение слов, даже обозначающих только зрительно воспринимаемые объекты, в силу их обобщённости может быть доступно слепым. Нужно помнить, что отражённые в понятии и закреплённые в слове свойства, связи и отношения предметов и явлений объективной реальности адекватно отражаются не только зрительно, но и при помощи других органов чувств. Поэтому в соотношении слова и образа у нормально видящих и слепых имеется преимущественно количественное, а не качественное различие. 

Таким образом, можно говорить об общности основных речевых функций для всех членов общества, независимо от состояния их анализаторных систем, в частности зрительного анализатора.

Помимо основных—коммуникативной, сигнификативной (обозначение), обобщения, абстрагирования и побуждения—функций, А.Г. Литвак выделяет компенсаторную функцию речи. «Выделение этой функции…указывает на новый, появляющийся в связи с сужением сферы чувственного познания и направленный на ликвидацию его последствий в психическом развитии личности, аспект речевой деятельности».25

На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными для слепых чувственными данными, лица с дефектами зрения получают представления о многих недоступных для их восприятия предметах и явлениях действительности.

Компенсаторная функция речи выступает во всех видах психической деятельности слепых: в процессе восприятия (слово направляет и уточняет его), при формировании представлений и образов воображения, в ходе усвоения понятий и т.д.

Компенсаторная функция речи имеет огромное значение для формирования личности слепого в целом. Благодаря речи слепые контактируют с окружающими людьми, ориентируются в обществе.

«Речевая деятельность при дефектах зрения принципиально не нарушается, овладение речью и её функциями при слепоте происходит так же, как у нормально видящих, однако нарушения или отсутствие зрения накладывают на этот процесс…отпечаток, вносят специфику, проявляющуюся в динамике развития и накопления языковых средств и выразительных движений, своеобразии соотношения слова и образа, содержании лексики, некотором отставании формирования речевых навыков и языкового чутья».25

Усвоение родного языка начинается с подражания. «И если развитие фонематического слуха и формирование речеслуховых представлений, основанное на слуховом восприятии, протекает у слепых и зрячих идентично, то формирование…артикуляции звуковой речи, основанное не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии, существенно страдает. Это есть следствие полного или частичного нарушения возможности визуально отражать артикуляторные движения вступающих в речевой контакт со слепым ребёнком окружающих его людей».35

Сегодня доказано наличие нарушений взаимодействия в функционировании анализаторных систем, которые участвуют в формировании фактической стороны речи—слуховой, кинестетической и зрительной. То есть, в процессе становления речи у слепых наблюдаются отклонения от нормы.

Основной дефект речи слепого—косноязычие, проявляющееся в неправильном произношении свистящих и шипящих звуков, неправильное произношение звука «Л», недостатки произношения звука «Р.» и т.д., что часто отражается на письме. По данным М.Е. Хватцева, 25% ошибок связано с неправильным произношением соответствующих звуков, а в 46% случаев неправильно произносимые звуки провоцируют неверное написание.

Дефекты речи тормозят психическое развитие слепых детей, так как нормальное развитие речи компенсирует слепоту, то есть речь не выполняет свою компенсаторную функцию.

Недостатки произношения ограничивают круг общения детей с дефектами зрения, что тормозит формирование ряда качеств личности или ведёт к появлению отрицательных свойств (замкнутость, аутизм, негативизм и др.).

Поэтому очень важна своевременная коррекционная работа логопеда со слепыми детьми, посредством воздействия на сохранные слуховой и зрительный анализаторы.

Следует отметить, что не все речевые нарушения, встречающиеся у слепых и слабовидящих школьников, вызваны заболеваниями зрительного анализатора, а только те, которые связаны с неправильной артикуляцией, формирующейся на основе зрительного восприятия, а также с недостаточным чувственным опытом, обедняющим словарный запас.

Развитие словарного запаса—это увеличение числа используемых и понимаемых слов (количественный аспект) и смысловое развитие словаря, т.е. соотношение слов и обозначаемых ими предметов, процесс всё большего и большего обобщения значения слов.

Развитие словарного запаса у слепых детей обусловлено объёмом речевого общения: непосредственное общение с взрослыми, чтение книг, слушание радио и т.д. То есть неограничение у слепых детей возможности речевого общения приводит «…уже в среднем школьном возрасте не только к достижению уровня нормы речи, но и, по данным некоторых исследователей, превышению её».35

Таким образом, несмотря на многочисленные отклонения в развитии различных компонентов речевой деятельности при глубоких нарушениях зрения, следует отметить, что в целом речь слепых при правильном формирующем воздействии со стороны родителей, педагогов и воспитателей развивается до нормального уровня и служит мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности слепых во всех видах деятельности, в том числе и в трудовой. 

    

 

§1.4. Ощущения слепых и слабовидящих.

 

«Ощущение—это психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств».11

На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. В ощущениях отражаются объективные качества явлений (цвет, запах и т.д.), их интенсивность и продолжительность. Ощущения человека также взаимосвязаны, как взаимосвязаны различные свойства действительности.

«Ощущение—превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания. Они обеспечивают чувственную основу психической деятельности, предоставляют сенсорный материал для построения психических образов».11

Нарушение или полная утрата функций зрительного анализатора разрушают частично или полностью сложившиеся межанализаторные связи. Нарушение взаимодействия между зрительными и другими анализаторами отражается на всей сенсорной организации человека, что может вызывать отклонения в сферах логического познания и практики.

Но, благодаря большой динамичности и пластичности в сенсорной организации, это не приводит к необратимым патологическим изменениям в развитии психики.

Нарушения деятельности зрительного анализатора, по данным тифлопсихологии, приводят к перестройке у слепых взаимоотношений анализаторов, к образованию внутри или межанализаторных связей, относительному или полному доминированию иных, нежели у зрячих, анализаторных систем. «В свою очередь относительное преобладание слуха или осязания над зрением…приводят не только к перестройке межанализаторных связей, но и к образованию нового…ядра сенсорной организации. В процессе деятельности у слепых складывается тактильно-кинестетически-слуховое ядро сенсорной организации,..в оптико-вестибюлярной установке происходит замена зрительного компонента двигательным».25

Компенсаторные изменения в сфере ощущений, по данным тифлопсихологических исследований, происходят преимущественно на уровне порогов чувствительности к различению. Снижение порогов различительной чувствительности, способствующее более быстрому и тонкому различению раздражителей, осуществляется в процессе активного участия в деятельности сохранных анализаторов, возмещая утраченные зрительные функции.

Важно подчеркнуть, что для компенсации дефектов зрения большое значение имеет взаимодействие ощущений. В результате под влиянием одной анализаторной системы повышается чувствительность другой. Б.Г. Ананьев в своих исследованиях наблюдал явление синестезии, когда ощущения одного вида переходили в ощущения другого вида: «…при воздействии раздражителя одной модальности возникающее ощущение вызывает ассоциативным путём ощущение в другой анализаторной системе».1

В настоящее время экспериментально доказано, что утраченные зрительные функции замещаются большей частью деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов. Это касается, однако, лишь только слепых. На это указывают тифлопсихологи Б.Г. Ананьев, А.И. Зотов, А.Г. Литвак.

У слабовидящих основным видом ощущений остаётся зрение.

При глубоких нарушениях зрения имеют место положительные изменения слуховой чувствительности как следствие более активного участия слухового анализатора в деятельности инвалида.

Слух слепых развивается нормально. При его интенсивном применении в деятельности сенсибилизируется, что позволяет успешно овладевать знаниями и реализовывать их на практике. Это подтверждает и тифлопсихология.

Предметы и явления окружающего мира слепые также воспринимают благодаря кожным ощущениям. Б.Г. Ананьев указывает на то обстоятельство, когда при восприятии окружающего мира у слепых резко повышается активность дистальных частей тела, особенно рук, в познавательной и трудовой деятельности, что даёт эффект сенсибилизации—повышение тактильной чувствительности. Также он утверждает, что наиболее отчётливо повышение кожной чувствительности проявляется на ладонной поверхности пальцев рук. Его экстезиометрические исследования показывают, что пространственный порог различения первой фаланги указательного пальца павой руки у слепых в два раза ниже (1.2 мм), а чувствительность, следовательно, выше, чем у зрячих.

У слепых исследователи наблюдали повышенную способность дифференцировать термальные и болевые раздражители. Такие ощущения развиваются и совершенствуются у них в процессе деятельности: ориентация в окружающем пространстве, в быту, в познавательной деятельности.

А.Г. Литвак среди кожных ощущений у слепых выделяет «кожно-оптическое чувство—способность кожных покровов реагировать на световые и цветовые раздражители. Феномен «кожного зрения» известен давно».23

У человека формируется двигательно-моторная координация. Это значит, что все его движения и действия протекают под зрительным контролем. Слепота же делает невозможным зрительный контроль. 

У слепых это компенсируется тем, что в процессе деятельности работа зрительного анализатора становится настолько точной и дифференцированной, что может протекать без зрительного контроля.

Ограничения функций зрения ведут к увеличению удельного веса мышечно-суставного чувства в структуре чувственного отражения. Широкое участие данного вида чувствительности в пространственной ориентации даёт эффект сенсибилизации.

При выпадении функций зрительного анализатора получает компенсаторную функцию вибрационная чувствительность, которая проявляется в сфере пространственной ориентировки слепых. Они способны на расстоянии ощущать наличие неподвижного, не издающего звуков и других сигналов предмета.

Исследования обонятельной и вкусовой чувствительности слепых показывают, по словам А.Г. Литвака, некоторое её повышение по сравнению с нормой. Вкус и обоняние слепых сенсибилизируются в процессе деятельности: при ориентировке в пространстве, в быту.

При тотальной слепоте также значительно увеличивается роль вестибулярного аппарата для сохранения равновесия и пространственной ориентировки в связи с выключением зрительного контроля за положением тела в пространстве.

Таким образом, повышение различных видов чувствительности, способность тонко дифференцировать внешние воздействия в значительной мере компенсируют отсутствие зрения в процессе пространственной ориентации и социальной адаптации, что делает возможным поиск многих специальностей для приложения сил инвалидов по зрению в сфере трудовой деятельности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: