Представления—«…это образы, запечатлевшиеся в памяти в результате предшествовавшего восприятия предметов или явлений и возникающие в мозгу при отсутствии их непосредственного воздействия на органы чувств».25
Представления—более высокая ступень отражения, нежели образы восприятия, так как в представлении, по словам И.М. Сеченова, «…совмещается всё, что человек знает о предмете».23 Будучи наглядным, чувственным образом, представление характеризуется высоким уровнем обобщённости. Эти образы памяти служат переходной ступенью к мышлению.
Поэтому, характерной чертой представлений слепых и слабовидящих является резкое сужение их круга за счёт полного или частичного выпадения или редуцирования зрительных образов. Кроме этого, представления слепых и слабовидящих имеют и качественные отличия от чувственных образов памяти зрячих. «…Фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщённости (генерализованность) и вербализм»25,—вот, по словам А.Г. Литвака, характерные особенности их представлений. Фрагментарность—в образе объекта часто отсутствуют многие существенные детали. То есть, образ лишён целостности, а иногда и неадекватен отображаемому объекту. Фрагментарность представлений у слепых и слабовидящих проявляется при художественной деятельности: лепке, рисовании, моделировании.
|
|
«В основе фрагментарности образов слепых и слабовидящих лежит сукцессивность, последовательность осязательного или дефектного зрительного…восприятия. Сукцессивность и фрагментарность восприятия…преодолеваются благодаря работе мышления, а также развитию осязательного и зрительного обследования объектов».25
Схематизм как следствие недостаточного отражения объектов, проявляется при репродуцировании образов, бедных деталями, и поэтому слабо дифференцированных.
Направляя и организовывая процесс восприятия у детей с дефектами зрения, развивая наблюдательность, формируя навыки обследования, можно преодолеть схематизм их представлений.
Выпадение большого числа значимых объектов, их деталей и признаков из сферы восприятия препятствуют образованию общих представлений, в которых отражаются наиболее существенные свойства и признаки предметов и явлений.
Вербализм представлений у слепых и слабовидящих связан с невозможностью целостного восприятия объектов и их отдельных свойств.
Вербализм представлений—это «…нарушение соотношения чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объектов».25
Несмотря на эти особенности, природа представлений у слепых и слабовидящих не изменяется. Все эти недостатки преодолеваются в процессе компенсации, и возникающие у них представления могут достаточно полно и адекватно отражать окружающий мир.
|
|
При своевременной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий нормальную ориентацию в окружающей среде.
«Влияние остроты зрения на процесс формирования представлений по мере повышения возраста ослабевает и в старших классах, особенно у слабовидящих, становится незначительным».13