Память слепых и слабовидящих

 

«Память—психическое отражение результатов прошлого взаимодействия человека с действительностью и использованием их в последующей деятельности; это совокупность психических моделей действительности, построенных в результате опыта данного индивидуума».11

Память как совокупность процессов запоминания, сохранения и забывания, узнавания и воспроизведения—необходимое условие трудовой деятельности человека.

Исследования психологов отдельных процессов памяти слепых и слабовидящих показали нё затруднённость и специфические особенности протекания запоминания, сохранения, узнавания. Но общие закономерности памяти у слепых и слабовидящих, как и у зрячих, остаются одинаковыми.

При нарушении зрительных функций происходят замедленные образования временных связей, что выражается в необходимости большего числа подкреплений.

Эксперименты А.Г. Литвака показали пониженную продуктивность запоминания материала.

Среди особенностей процесса запоминания слепых и слабовидящих (меньший объём и скорость) А.Г. Литвак выделяет и недостаточную осмысленность запоминаемого материала. Недостатки логической памяти он связывает с дефектами восприятия и обусловливает недостатками мышления (разрыв между понятием и его конкретным содержанием; отсюда сложности с мыслительными операциями анализа и синтеза, сравнения и т.д.). Но запоминание материала, имеющего смысловые связи, проходит у людей с патологией зрения достаточно успешно.

Также автор находит характерным для слепых и слабовидящих большой размах индивидуальных колебаний в объёме памяти, скорости запоминания, соотношении осмысленного и механического запоминания. Эти индивидуальные особенности обусловлены разными причинами: чувственным опытом, уровнем интеллектуального развития, но не связаны прямо с состоянием зрительных функций.

Замедленное развитие процесса запоминания у слепых и слабовидящих исследователи объясняют недостатком наглядно-действенного опыта, несовершенством методов обучения таких детей. То есть все эти недостатки имеют вторичный характер.

Имеются многочисленные факторы, которые свидетельствуют, что образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают тенденцию к распаду. Даже небольшие промежутки времени (1-3 месяца) отрицательно сказываются на их представлениях: резко снижается уровень дифференцированности, адекватности образов эталонам.

Быстрое забывание усвоенного материала объясняется и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о некоторых слепые могут получить только вербальные знания. Яркая иллюстрация этому—эксперименты Ф.Н. Шемякина: слепота и нарушения цветного зрения отрицательно сказываются на оперировании понятиями, обозначающими цвет.

А.Г. Литвак пишет, что «недостатки процесса сохранения,...как следствие нарушений…чувственного отражения, могут быть…устранены при дифференцированном, учитывающем состояние зрительного анализатора, наглядно-действенном обучении слепых и слабовидящих».23

Узнавание объектов при дефектах зрения осуществляется замедленно и менее полно, нежели в норме. А правильность узнавания зависит от остроты зрения.

«Важнейшим условием успешного запоминания, сохранения и воспроизведения является качество и характер материала».23

«Характер деятельности и содержание запоминаемого материала определяют тип и вид памяти индивида».16 Поэтому, включение лиц с поражениями зрительного анализатора в различные виды деятельности и широкое использование всех сохранных анализаторов, а также остаточного зрения станет и стимулом, и объективным условием для гармоничного развития всех видов (словесно-логический, образный, эмоциональный и двигательный) памяти.

«Совместная деятельность сохранных анализаторных систем должна способствовать формированию смешанного типа памяти либо, при абсолютном доминировании в деятельности одного анализатора, создавать соответственно одноимённый тип памяти».16

                                                                                                                                                                       

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: