(ориентировочные формулировки вопросов к экзамену)
1. Объект и предмет педагогики. Дисциплины и отрасли педагогики. Место педагогики в системе наук о человеке. Задачи педагогики как науки и практической деятельности.
2. Основные категории педагогики: «образование», «обучение», «воспитание», «развитие».
3. Тенденции, проблемы и перспективы развития современного российского образования. Цели образования.
4. Принципы, закономерности и движущие силы воспитания и обучения.
5. Воспитание как социальный институт, педагогический процесс и педагогическая деятельность.
6. Подходы к воспитанию: авторитарный и гуманистический и целевые ориентиры современного образования.
7. Семья как социокультурная среда развития личности. Воспитательный потенциал семьи.
8. Сущность современного воспитания. Категории «отношение», «ценность», «ценностное отношение».
9. Понятие о самовоспитании личности. Соотношение понятий «самовоспитание», «саморазвитие», «самоактуализация».
10. Содержание воспитания: нравственное, эстетическое, гражданское, т рудовое и пр.
|
|
11. Формы и методы воспитания.
12. Понятия «обучение», «учение», «преподавание». Роль учения в учебно-познавательном процессе и развитии личности.
13. Содержание современного образования. Структура содержания образования.
14. Понятие о методах и приемах обучения. Классификация методов обучения.
15. Понятие о дидактической системе. Сообщающее обучение.
16. Проблемное обучение. Программированное обучение.
17. Формы организации учебного процесса. Средства обучения и воспитания.
18. Понятие об образовательной технологии. Признаки образовательных технологий.
19. Инновационные процессы в образовании.
20. Современные требования к педагогу. Личность педагога.
21. Система образования в РФ.Система непрерывного образования.
22. Управление образовательными системами как сложный многоплановый процесс.
Рекомендуемая литература к теме 1.1. Современная ситуация в образовании
Основная:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с. – (Правовая библиотека образования).
2. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
3. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика: 100 экзаменационных ответов / Экспресс-справочник для студентов вузов. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 256 с.
4. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 576 с. – (Серия «Учебники, учебные пособия»).
|
|
5. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 416 с.
6. Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
Дополнительная:
1. Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. – 2000. - №2.
Рекомендуемая литература к теме 1.2. Система образования в РФ. Управление образовательными системами как сложный многоплановый процесс
Основная:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с. – (Правовая библиотека образования).
2. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2003. – 400 с. – (Серия «Учебное пособие»).
3. Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования. – М.: Новая школа, 1997. – 352 с.
4. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей образовательных учреждений. – М.: Новая школа, 1996. – 320 с.
5. Управление развитием школы. Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. – М.: Новая школа, 1995. – 464 с.
6. Управление школой: теоретические основы и методы. Учебное пособие / Под ред. В.С. Лазарева. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. – 336 с.
Дополнительная:
1. О наименованиях государственных и муниципальных образовательных учреждений (Письмо Миноразования России от 17.02.97. № 150/ 14-12) // Образование (журнал – каталог). – 1997. - № 3. – с. 72 – 76.
2. Фоменко С.Л. Управление качеством образования в условиях образовательного учреждения: методические рекомендации. – Екатеринбург: Издательство Уральского государственного педагогического университета, 2006. – 43 с.
3. Фоменко С.Л. Мониторинг профессионального становления педагогического коллектива: практико-ориентированная монография. – Екатеринбург: Издательство Уральского государственного педагогического университета, 2006. – 170 с.
Рекомендуемая литература к теме 1.3. Теоретические основы обучения и воспитания.
Основная:
1. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. – Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2003. – 216 с.
2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 480 с.
4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
5. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 416 с.
Дополнительная:
1. Константинов Н.А. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов. / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф.Шабаева. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с.
2. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.