double arrow

Граждан РФ на образование


 

Права, выделяемые по форме получения образования (ст.50)

 

Граждане, получившие образование в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных ОУ соответствующего типа (п.3)

Граждане, совмещающие учёбу и труд, имеют льготы, закреплённые в ТК РФ, которые предоставляются только в случае получения впервые образования данного уровня и при наличии у ОУ государственной аккредитации, в противном случае – на основе коллективного или трудового договора (п.8).

Обучающимся в ВУЗах по заочной и очно-заочной форме  предоставляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка на 1 и 2 курсе по 40 календарных дней, на последующих – по 50 к.д. для промежуточной аттестации; для защиты ВКР и сдачи ИГА – 4 месяца; для сдачи ИГА – 1 месяц.

Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы: для вступительных испытаний в ВУЗы; для выпускных экзаменов на подготовительных курсах – 15 к. дней; обучающимся по очной форме в ВУЗах – 15 к.д. в течение учебного года; для подготовки и защиты ВКР и сдачи ИГА – на 4 мес.; для ИГА – на 1 мес..




Для обучающихся в ВУЗах по заочной форме устанавливается дополнительная льгота – работодатель 1 раз в году оплачивает проезд к месту обучения и обратно.

    По желанию обучающихся в ВУЗах по заочной и очно-заочной формах может быть установлена сокращенная на 7 часов рабочая неделя на период 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломной работы или ИГА с выплатой за эти часы 50% от заработной платы, но не ниже МРОТ.

Обучающимся в ССУЗах предоставляется отпуск 30 к.д. на 1 и 2 курсах; до 40 к.д. на последующих; для защиты ВКР и ИГА – 2 мес.; для ИГА – 1 мес.; отпуск без сохранения заработной платы – 10 к.д.; оплата проезда – 50% (1 раз в году); сокращенная рабочая неделя та же.

Обучающимся в учреждениях НПО предоставляютсядополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы для сдачи экзаменов на 30 к.д. в течение учебного года.

В вечерних общеобразовательных школах предоставляются отпуска с сохранением заработной платы в 9 классе для выпускных экзаменов – 9 к.д.; в 11(12) классах – 22 к.д.; такая же сокращенная рабочая неделя и 50% оплаты проезда.

Права, выделяемые  по особенностям личности обучающихся

    В перечне прав в системе образования в зависимости от особенностей личности выделяют права, предоставляемые детям-сиротам; детям, оставшимся без попечения родителей; детям- инвалидам; инвалидам с детства; детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социально-педагогической помощи; детям и подросткам с девиантным поведением и др.

Данные права закреплены в специальных федеральных и региональных законах.



 

ФЗ РФ «Об образовании» (ст. 50)

 

В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, содержание и обучение осуществляются на основе полного государственного обеспечения (п.9).

Для детей с отклонениями в развитии создаются специальные (коррекционные) ОУ (классы, группы) для лечения, воспитания, обучения, социальной адаптации. Финансирование этих ОУ производится по повышенным нормативам. Дети помещаются в эти ОУ только с согласия родителей (представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (п.10).

Для подростков с девиантным поведением с 11 лет создаются специальные учебно-воспитательные учреждения для медико-социальной реабилитации, образования и профессиональной подготовки, самообразования. Направление в эти учреждения осуществляется только по решению суда (п.11,12).

 

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

 

По данному ФЗ предусматривается осуществление государственной политики в интересах детей на основе государственных минимальных стандартов основных показателей качества жизни детей: минимальный объем услуг по гарантированному бесплатному начальному, основному, среднему (полному) общему образованию, НПО, на конкурсной основе СПО, ВПО.



Государство реализует систему мер по защите прав ребенка при осуществлении его образования и воспитания. Например,  администрация ОУ не вправе препятствовать созданию воспитанниками старше 8 лет общественных объединений; обучающиеся вправе самостоятельно ходатайствовать перед администрацией о проведении дисциплинарных расследований деятельности работников ОУ, нарушающих или ущемляющих права ребенка; обучающиеся вправе проводить собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав во внеучебное время и не нарушая общественный порядок.

Государство гарантирует особую защиту детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: проводится экспертиза состояния ребенка, принимаются антикризисные меры, разрабатываемые социальными службами.

В случае установления судом вины родителей (представителей) в нарушении прав и интересов детей следует компенсация вреда.

Неправомерные действия должностных лиц могут оспариваться в судебном порядке.

ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

 

Согласно данному закону дети зачисляются после 9 (11,12) классов на курсы по подготовке к поступлению в учреждения СПО и ВПН бесплатно. Они бесплатно имеют право получать второе НПО. В период обучения эти дети, а также те, кто во время обучения потерял обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение: им выплачивается повышенная социальная стипендия (не менее чем на 50% от академической); выплачивается 100% заработная плата во время производственного обучения и практики, пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере 3-хмесячной стипендии (до 30 дней с начала учебного года). При предоставлении академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется полное государственное обеспечение и выплачивается стипендия, ОУ содействует организации их лечения. Дети обеспечиваются бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно (денежная компенсация). При выпуске они обеспечиваются сезонной одеждой и обувью, мягким инвентарем (или деньгами по нормативам); получают единовременное выходное денежное пособие.

 

ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

 

Органы и учреждения, задействованные в системе профилактики, проводят индивидуальную работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством, содержащихся в социальных приютах, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, совершивших правонарушения или преступления.

ОУ обязаны выявлять таких несовершеннолетних, а также тех, кто не посещает или систематически пропускает занятия по неуважительным причинам и принимать меры по их воспитанию и образованию.

    Несовершеннолетние, имеющие родителей (представителей), могут быть  приняты на срок до 1 года в детский дом, интернат, если они являются детьми родителей-одиночек, проживают в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, в семьях безработных, беженцев, переселенцев.

    Для несовершеннолетних, требующих особого педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа (общеобразовательные школы, профессиональные учебные заведения и т.п.). Для несовершеннолетних преступников, не подлежащих уголовной ответственности, создаются учреждения закрытого типа.

 

Специальные права  на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку

 

Данные права предоставляются, если нельзя подобрать работу из-за отсутствия достаточной профессиональной квалификации; необходимо изменить род занятий в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся профессиональным навыкам; если утрачена способность к прежней профессии.

    Преимущественное право в этом случае органы занятости населения отдают безработным инвалидам; безработным после шестимесячной безработицы; уволенным с военной службы; женам (мужьям) военнослужащих; выпускникам ОУ; впервые ищущим работу; не имеющим профессии.

 







Сейчас читают про: