Способности и задатки человека

Психология как наука

  психология –наука и отрасль жизнедеятельности человека, изучающая психические процессы, состояния и свойства, способы изучения и коррекции их

   Психика – свойство высокоорганизованной материи, позволяющее отражать предметы и явления окружающего мира и самого себя, регулировать сове поведение в соответствии с требованиями реальности

Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении, фиксировании того, что принадлежит отражаемому предмету.

Раздражимость – способность живых организмов реагировать на определённые (значимые) воздействия внешней среды комплексом функциональных и структурных изменений.

  Чувствительность — способность живого организма активно реагировать на раздражения.

Сознательное и бессознательное психики

  Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, свойственный только человеку.

  Бессознательное – форма отражения действительности, при которой утрачивается полная ориентировка во времени и месте, нарушается речевое регулирование поведения, невозможен контроль над действиями и оценка их результата.

 

Методы психологического исследования

  Наблюдение – метод, при котором необходимая информация об изучаемом явлении получается в результате его прямого зрительного восприятия.

 Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

  Тест – фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.

  Опрос – метод психологического исследования, основанный на получении от человека информации в ответ на заданные ему вопросы.

 

Психические процессы

Познавательные психические процессы

  Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

 Ощущение – психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

  Восприятие – психический процесс, заключающийся в отражении в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

  Память – психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении человеком его опыта (того, что он воспринимал, делал, чувствовал и т.д.).

 Мышление – опосредованный процесс познания окружающего мира, его связи и отношений

  Воображение – познавательный процесс, заключающийся в создании новых представлений, образов на основе использования и преобразования имеющегося опыта; способность человека представлять в виде образов отсутствующие в данный момент времени или реально не существующие, вымышленные объекты.

 Внимание – познавательный процесс, который обеспечивает направленность и сосредоточенность сознания человека на определённых объектах при одновременном отвлечении от других.

 

Эмоциональные психические процессы

 Эмоция – непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства.

 

Волевые психические процессы

  Воля – сознательная организация и саморегуляция человеком своего поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей.

 

Проблема формирования и развития

«личности идеального специалиста-профессионала»

  Индивид – человек как носитель типичных для Homo sapiens, природно обусловленных свойств.

 Личность – системное социальное качество, приобретаемое индивидом в деятельности и общении.

  Индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей.

 

Темпераментальные свойства человека

 Темперамент – природно обусловленная совокупность динамических особенностей психики (скорости, темпа, интенсивности психических процессов и состояний), проявляющихся прежде всего в общей активности человека, его моторике и эмоциональности.

  Холерик – тип темперамента человека, который характеризуется высоким уровнем психической активности, резкостью, порывистостью, быстротой движений, энергичностью, способностью отдаваться делу с особой страстностью, быстротой возникновения эмоций, ярко отражающихся в речи, мимике и жестах, нетерпеливостью, неуравновешенностью, склонностью к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.

  Флегматик – тип темперамента человека, который характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, равномерностью движений и речи, невыразительностью мимики, невозмутимостью, постоянством и глубиной чувств, устойчивостью стремлений и настроения, трудностью переключения с одного вида деятельности на другой.

 Сангвиник – тип темперамента человека, который характеризуется высокой психической активностью, стремительностью движений, быстротой речи, разнообразием и богатством мимики, эмоциональной отзывчивостью на окружающие события, сравнительной лёгкостью переживания неудач и неприятностей, стремлением к частой смене впечатлений, работоспособностью, общительностью.

 Меланхолик – тип темперамента человека, который характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью, глубиной и устойчивостью чувств – несмотря на слабость их внешнего проявления, впечатлительностью, «ранимостью».

 

Психологические особенности характера

 Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, которая обусловливает типичные для человека способы поведения.

 

Способности и задатки человека

  Способности – такие индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают готовность к овладению определённым видом деятельности и обусловливают успешность её выполнения; от них зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но сами они к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

  Задатки – наследственно обусловленные морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые являются предпосылками для развития способностей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: