Государство и церковь

Специфически складывались отношения государства и церкви в московский период. Конечно, Московское государство формировалось прежде всего как православное царство, но это не означало, что между великокняжеской властью и православной церковью не возникало противоречий.

Чтобы не испытывать затруднений при ознакомлении по учебной литературе с вопросами церковно-государственных отношений, нужно прежде всего уяснить значение основных собственно церковных терминов. Большинство из них — греческого происхождения.

Под понятием духовенство понимаются священники и дьяконы (их помощники). Они рукополагаются в сан, то есть назначаются на свои должности высшим церковным начальством — епископами. В широком смысле слова православные священнослужители разных рангов объединяются под поднятием клир. Клир различается от мирян — простых православных верующих.

В духовенстве можно выделить две группы: черное и белое. Не следует проводить здесь какие-либо параллели с черносошными крестьянами (см. выше). Черное духовенство — это монахи. Белое духовенство — это приходские священники, которых называли также просто поп а ми (от греческого «отец»). Удостоенный отличия священник получал приставку «прото-» (от греческого «первый») и именовался протопоп (например — протопоп Аввакум). В современной православной традиции вместо слова поп более принято употреблять, также греческое, слово иерей, то есть — священник.

Архиереями (то есть — старшими священниками) называются епископы церкви: собственно епископы, архиепископы, митрополиты и патриарх. Архиереи принадлежат к черному духовенству, то есть формально считаются монахами. Архиереи собирательно еще могут быть названы иерархами церкви.

В середине XV в. в истории русской церкви происходит важнейшее событие: она становится автокефальной (от греческого авто — сам и кефалос — голова) или поместной, то есть — самоуправляющейся. Автокефальной называют православную церковь, епископы которой сами выбирают ее главу. До этого митрополит всея Руси назначался константинопольским патриархом. Автокефальная русская церковь оказалась в большей зависимости от великокняжеской власти: ведь на назначение митрополита из Константинополя московские государи не могли повлиять определяющим образом, а выборы внутри страны проходили под их жестким диктатом.

Автокефалия русской церкви состоялась в связи с участием назначенного из Константинополя митрополита всея Руси Исидора в подписании Форентийской унии 1439 г. Пытаясь заручиться поддержкой римского папы в борьбе с наступавшими турками, византийский император пошел на заключение церковного союза (унии) между православной и католической церковью. На Руси этой действие вызвало протест. Митрополит Исидор, вернувшийся в Москву, был заключен под стражу, а через некоторое время ему был организован побег. После этого, в 1448 г. русские епископы сами избрали себе главу — митрополита московского и всея Руси Иону. А уже в конце XVI в. при царе Федоре Ивановиче стараниями Бориса Годунова, фактически управлявшего тогда страной, глава русской церкви получил подобающий ему сан патриарха, и был поставлен на пятое почетное место среди православных патриархов, которое занимает и поныне.

XV – начало XVI вв. знаменуются в истории русской церкви также распространением двух ересей. Ересь — это религиозное учение, расходящееся с официальным учением церкви. Еретики оспаривают догматы (основные положения церковного учения). В русском православии описываемого времени имели место сначала ересь стригольников (происхождение названия не совсем ясно), а затем — Новгородско-Московская ересь, которую современники называли ересью жидовствующих (название ересь получила в связи с тем, что по слухам она была занесена в Новгород неким евреем Схарией, а также потому, что еретики уделяли особенное внимание Ветхому завету и различным еврейским и арабским сочинениям).

Прежде всего стригольники осуждали различные пороки официальной православной церкви. Прежде всего — «поставление по мзде» (назначение священнослужителей за плату). В соответствии с православным вероучением, когда епископ возлагает руки на голову кандидата на церковную должность, совершается таинство священства — на поставляемого нисходит божественная благодать. Именно после такой церемонии человек становился духовным пастырем. По традиции поставляемый уплачивал некоторую сумму денег — «мзду». Следует понимать, что стригольники выступали не просто против «мздоимства» (взяточничества) — такая позиция не являлась бы отрицанием основ вероучения. Однако, отрицая «поставление по мзде», они фактически ставили под сомнение таинства священства,  отрицали всю церковную иерархию, отказывали духовенству в праве быть посредником между Богом и людьми. А это — уже ересь. В 1375 г. в Новгороде над лидерами стригольнической ереси была совершена публична казнь.

Ересь жидовствующих (или Новгородско-Московская ересь),также оформилась в Новгороде в самом конце XV в. Во многом она стала наследницей стригольнической ереси, осуждая многие пороки священнослужителей и, как следствие, отрицая некоторые догматы вероучения. С новгородскими священниками, перебравшимися в Москву, ересь распространилась в столице. В 1490 г. на церковном соборе ересь была осуждена, а ее лидеры казнены. Следует отметить, что ереси жидовствующих первоначально сочувствовал сам государь всея Руси Иван III. Обличая пороки церкви, жидовствующие выступали, в том числе, против церковного землевладения. Дело в том, что в Московском государстве распространялась традиция, по которой вотчинники по завещанию оставляли монастырю или архиерейскому дому часть своих вотчин в обмен на вечное поминание своей души в молитвах. Завещанные церкви вотчины уходили из служебного оклада: ведь требовать военной службы с монахов было невозможно. С вопросом о церковном землевладении связана дискуссия иосифлян и нестяжателей.

Иосифляне и нестяжатели не являлись еретиками: они не подвергали сомнению догматов православной церкви. Но если иосифляне (сторонники Иосифа Волоцкого) не видели ничего плохого в приобретении монастырями вотчин, то нестяжатели (сторонники Нила Сорского) решительно осуждали это. Следует также знать, что вопрос о собственности не был центральным в данной дискуссии. Обсуждались и другие вопросы организации монастырской жизни. Сегодня и Иосиф Волоцкий, и Нил Сорский объявлены православной церковью святыми.

В 1550 г. Иван Грозный созвал Стоглавый собор — то есть совещание по вопросам церковной жизни, в котором участвовал и сам царь. Стоглавым собор назван по итоговому документу — Стоглаву. Решения собора были разделены ровно на сто глав, чтобы у переписчиков не было соблазна сокращать текст итогового документа. Главная цель Стоглавого собора состояла в преодолении последствий раздробленности Руси в церковной сфере. Например, тверской князь Михаил Ярославич и его сын Федор, казненные в Орде в XIV в., были объявлены в Твери святыми (в учебниках, в разделах, посвященных борьбе Москвы и Твери, выясните в связи с чем состоялась казнь), а в других русских землях как святые не почитались. Но предметом рассмотрения стал и вопрос о церковном землевладении. Приобретение земель церковью осуждалось, но не запрещалось.

Полностью запрещено было церкви приобретать земли по Соборному уложению царя Алексея Михайловича (1649 г.). В его же царствование в русской церкви произошел раскол. Раскол следует отличать от ереси. В результате раскола, не ставятся под сомнение религиозные догматы, а только обряды. В царствование Алексея Михайловича (1645–1676) патриарх Никон провел церковную реформу с целью унифицировать обряды русской церкви с другими православными церквами. Значительная часть русских верующих отказывалась соблюдать новые обряды, считая их отступлением от веры. Конфликт с раскольниками (старообрядцами) длился до начала ХХ в., когда в России была провозглашена свобода совести.

 

Вопросы и задания для самопроверки:

1.В каком соотношении находятся термины: Русское централизованное государство, Русское единое государство, Русское объединенное государство, Московское государство?

2.Какие категории населения Московского государства можно отнести к классу феодалов? Как Вы понимаете понятие «феодальная собственность»?

3.В чем Вы видите причину закрепощения крестьян в Московском государстве? Какие этапы прошел этот процесс?

4.Составьте схему, иллюстрирующую управление Московским государством в XV–XVII вв.

5.Какие противоречия в отношениях государства и церкви в XV–XVII вв. Вам известны? С чем они были связаны?




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: