Е) Реформы в сфере социальных отношений

 

Среди наиболее значимых петровских преобразований в сфере социальных отношений следует назвать три важнейших реформы: 1) указ «О единонаследии», 2) «Табель о рангах» и 3) податную реформу.

1) В марте 1714 г. Петр I издал знаменитый указ «О единонаследии», социальная значимость которого состояла в следующем:

а) во-первых, произошло окончательное уравнивание правового статуса вотчины и поместья, которые теперь объединялись единым понятием «недвижимая собственность», которая на равных основаниях могла участвовать в процессе дарения, купли-продажи и других операциях;

б) во-вторых, в России впервые был введен принцип майората, который устанавливал, что вся земельная собственность передавалась только одному наследнику, как правило, старшему сыну;

в) в-третьих, этот указ привязал дворянство к обязательной государевой службе, поскольку все безземельные дворяне должны были отныне поступать на военную или гражданскую службу.

Данный законодательный акт значительно ускорил процесс создания профессионального офицерского корпуса и чиновничьего бюрократического аппарата.

Ряд ученых (В. Ключевский) считал, что указ «О единонаследии» не был законом о майорате, или «первенстве», навеянный будто бы порядками западноевропейского феодального наследования, поскольку он «не утверждал исключительного права за старшим сыном: майорат был случайностью, наступавшей только при отсутствии духовной, по которой отец мог завещать свое имущество младшему сыну мимо старшего. Указ устанавливал не майорат, а единонаследие, неделимость недвижимых имений».

Необходимо подчеркнуть и то, что в русской исторической науке, особенно в ее либеральном лагере (В. Ключевский, П. Милюков), петровскую политику в отношении дворянского сословия традиционно считали логическим продолжением знаменитого «Уложения о службе» (1556) и рассматривали в основном как крепостническую. В советской исторической науке по вполне понятным причинам данная оценка была отвергнута, однако в настоящее время целый ряд историков либерального толка (Е. Анисимов, А. Каменский) вернулся к прежней концепции своих знаменитых предшественников.

2) Логическим продолжением указа «О единонаследии» стала знаменитая «Табель о рангах», утвержденная Петром I в январе 1722 г., в соответствии с которой:

а) Произошел полный отказ от прежних принципов формирования государственного аппарата и прохождения воинской и гражданской службы. Отныне образованность, преданность делу, выслуга лет и другие личные качества и заслуги служилого человека, а не его происхождение и положение предков стали определяющими при продвижении по служебной карьерной лестнице.

б) Была создана принципиально новая система получения военных и гражданских чинов и прохождения государевой службы: отныне более высокий чин или ранг мог быть присвоен только после прохождения всей нижестоящей служебной лестницы. «Табелью» были установлены строго определенные сроки службы во всех чинах и должностях, как в армии, так и на административном поприще.

в) Устанавливалась строго иерархическая, основанная на единых принципах, служебная лестница в армии, на флоте, гражданской и придворной службе из четырнадцати рангов, или классов, которая выглядела следующим образом: I ранг (фельдмаршал, генерал-адмирал, канцлер), II ранг (полный генерал, адмирал, действительный тайный советник), III ранг (генерал-лейтенант, вице-адмирал, тайный советник), IV ранг (генерал-майор, контр-адмирал, действительный статский советник), V ранг (бригадир, капитан-командор, статский советник), VI ранг (полковник, капитан I ранга, коллежский советник), VII ранг (подполковник, капитан II ранга, надворный советник), VIII ранг (майор, капитан III ранга, коллежский асессор), IX ранг (капитан, лейтенант флота, титулярный советник), X ранг (штабс-капитан, лейтенант артиллерии, коллежский секретарь), XI ранг (сенатский секретарь), XII ранг (поручик, мичман, губернский секретарь), XIII ранг (подпоручик, констебль, сенатский регистратор) и XIV ранг (прапорщик (корнет), гардемарин, коллежский регистратор).

Следует отметить, что все гражданские чиновники получали потомственное дворянство, только дослужившись до VIII класса (коллежского асессора), тогда как все военные чины удостаивались этой привилегии и чести по достижении XIV класса, то есть сразу же при получении первого офицерского звания прапорщика или корнета.

В общественном сознании и даже в профессиональной среде существует несколько легенд, связанных с «Табелью о рангах». Одна из них гласит, что отдельным царским указом было предписано «рыжих и рябых на государеву службу не имати, понеже Бог шельму метит», однако, как ни старались поклонники этой байки отыскать хоть какой-нибудь источник с сим мифическим указом, им сделать этого не удалось. Ряд современных авторов (И. Исаев) до сих пор утверждает, что после издания «Табели о рангах» многих отпрысков знатных дворянских родов стали записывать на государеву службу чуть ли не «с пеленок», в результате чего к своему совершеннолетию они достигали довольно высоких чинов и должностей. Однако, как верно подчеркнули многие историки (Н. Павленко, Е. Анисимов, А.Каменский), данное утверждение, вполне справедливое в отношение аннинской и елизаветинской эпох, абсолютно не применимо к эпохе Петра I. Если говорить по существу, то принятие «Табели о рангах» позволило многим выходцам из провинциального дворянства (Ф.М. Апраксин, П.А. Толстой, П.И. Ягужинский, А.И. Остерман) и податных «подлых» сословий (А.Д. Меншиков, П.П. Шафиров, А.А. Курбатов) сделать блестящую военную и государственную карьеру и войти в ближайшее окружение Петра I. Неслучайно в одной из описательных статей «Табели о рангах» прямо говорилось, что она призвана стать своеобразным «социальным лифтом» для всех талантливых и работящих отроков, «дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать».

3) В 1710 г., в разгар Северной войны, которая пожирала огромные бюджетные средства, по указу Петра I была проведена новая «дворцовая перепись», результаты которой оказались неутешительны для верховной власти: вместо предполагаемого роста численность податных дворов, напротив, сократилась почти на 20 %. Такая ситуация была вызвана целым рядом обстоятельств, в частности: а) массовым бегством крепостных крестьян на Дон и в Сибирь и б) сознательной утайкой тягловых дворов со стороны самих помещиков, не горевших особым желанием раскошеливаться на государственные нужды.

В этой ситуации в 1718 г. центральное правительство приступило к реализации подушной переписи населения, проведение которой было возложено на самих помещиков и их административный аппарат. Но после получения всех «ревизских сказок», поступивших в Петербург только в 1722 г., правительство вполне законно усомнилось в достоверности их данных, и по указанию Петра армейским командам было приказано провести ревизию всей прежней переписи. По завершении этой ревизии в 1724 г. и была проведена знаменитая податная реформа, которая надолго пережила ее инициатора и была отменена только в 1887 г. По мнению большинства историков (П. Милюков, Н. Павленко, Е. Анисимов, А. Каменский), податная реформа Петра I далеко вышла за рамки чисто фискального мероприятия и имела три важных аспекта.

Финансовое значение этой реформы состояло в том, что она знаменовала собой переход от подворного к подушному налогообложению. Отныне единицей налогообложения становилась душа мужского пола всех возрастов, с которой ежегодно платилась в казну строго фиксированная подушная подать, установленная правительством. Большинство историков (В. Ключевский, П. Милюков, Н. Павленко, Е. Анисимов) сходятся во мнении, что эта подать была гораздо обременительнее прежних прямых и косвенных налогов, однако, насколько она была обременительнее, точно пока установить не удалось.

Социальное значение податной реформы состояло в том, что она стала важнейшей вехой в развитии крепостного права, поскольку:

а) крепостные отношения были распространены на всех «гулящих людей» и холопов;

б) был образован новый разряд государственных крестьян, которые через уплату государственного оброка были включены в сферу феодальной эксплуатации.

Полицейский аспект податной реформы состоял в создании паспортной системы, которая серьезно затормозила миграцию сельского населения внутри страны, а следовательно, на долгие годы затормозила формирование и развитие рынка свободной рабочей силы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: