Задания для проверки начального уровня знаний

ТЕМА 6. Приобретенные иммунодефицитные состояния

 

Авторы: Бабаджан В.Д., Назар О.В.

 

Актуальность темы: Способность иммунной системы организма противостоять различным инфекционным факторам (бактерии, вирусы, грибки) является является неотъемлемой частью процесса выживания человека. Способность организма человека противодействовать различным микроорганизмам обусловлена двумя механизмами: неспецифической противоинфекционной резистентностью, которая направлена на множество инфекционных агентов, и развитием специфического приобретенного иммунитета к конкретным микроорганизмам.

Приобретенная популяционная резистентность возникает из-за адаптивного иммунитета у большей части населения после вакцинации или перенесенной инфекции. Восприимчивость для всех инфекций является индивидуальной и всегда обусловлена недостаточностью иммунитета к инфекту. Если имеется резистентность - иммунитет, то не возникают даже особо опасные инфекции.

Условно-патогенные бактерии и грибы индуцируют инфекционный процесс в организме с нормальными защитными механизмами лишь тогда, когда соотношение инфицирующей дозы на единицу защитного фактора, например, на один фагоцит, будет превышать какой-то критический уровень, т.е. при относительном иммунодефиците. В такой ситуации фагоцит не в состоянии поглотить и переварить данное число микробов. Обычно инфекции, реализуемые («вызываемые») условно-патогенными микробами, возникают у людей с дефицитами в системе иммунитета, когда для этого достаточно небольшой дозы микрооганизмов, не инфицирующей людей с нормальной системой иммунитета, т.е. при наличии абсолютного иммунодефицита.

В связи с этим выяснение причин ослабления иммунологической защиты организма, иммунологическая характеристика состояний, сопровождающихся нарушением иммунного ответа и разработка методов их иммунологической коррекции являются важной задачей диагностики и лечения приобретенных иммунодефицитных состояний.

 

Общая цель: Научиться диагностировать, понимать причины возникновения и механизмы развития, методы иммунологической диагностики и иммунотерапии вторичных иммунодефицитных заболеваний.

 

Конкретные цели: Начальный уровень знаний– умений:
1. Определение, причины, механизмы развития, диагностика первичных иммунодефицитов. 2. Составить программу обследования больного. 3. Знакомство с классификацией вторичных иммунодефицитов. 4. Определить тяжесть клинических проявлений и научиться дифференцировать симптоматику того или другого вторичного иммунодефицита. 5. Поставить диагноз и определить осложнения первичных иммунодефицитов. 6. Характеристика основных видов вторичных иммунодефицитов. 7. Роль приобретенных иммунодефицитных заболеваний в патогенезе различных заболеваний. 8. Раннее выявление в организме вторичной иммунной недостаточности. 9. Определить тактику лечения и профилактики заболевания с учетом клинических проявлений и особенностей течения. 10. Синдром повышенной усталости; синдром хронической усталости. 1. Сбор жалоб, анамнеза, проведеняе объективного обследования пациентов с приобретенными иммуно-дефмцитными состояниями. 2. Интерпретация результатов лабораторных исследований (гемограммы и імунограми). 3. Выявление в анамнезе, объективных данных и иммунограме признаков, указывающих на возможность наличия первичного иммунодефицита. 4. Определять иммунопатогенетические факторы в развитии иммунозависимых заболеваний (ВИЧ, герпес вирусные болезни; хламидийная инфекция; инфекционный мононуклеоз и др.). 5. Представление о методах лечения первичных иммунодефицитов 6. Понимание динамики основных показателей лейкограммы и иммунограммы при первичных иммунодефицитах. 7. Демонстрировать владение морально-деонтологическими принципами медицинского специалиста и принципами профессиональной субординации.

 

Задания для проверки начального уровня знаний.

 

1. Укажите возможные причины развития повторных гнойничкових инфекций у больных с гипогаммаглобулинемией:

A) Уменьшение количества В-клеток в костном мозге

B) Отсутствие в крови В-клеток с поверхностными иммуноглобулиновыми рецепторами

C) Ни одна из указанных причин

 

2. Наблюдается ли недостаточность иммуноглобулинов одного или нескольких классов у детей в обычных условиях?

A) Да

B) Нет

C) В определенные периоды жизни ребенка

 

3. Чем обусловленно физиологичное снижение уровня иммуноглобулинов некоторых классов у детей в норме?

A) Катаболизмом иммуноглобулинов, полученных от матери

B) Возрастными изменением синтеза белков

 

4. Какие клинические признаки характерны для больных с недостаточностью Т-клеточного иммунитета?

A) Повышена чувствительность к вирусным инфекциям

B) Склонность к новообразованием лимфоидного или эпителиального происхождения

C) Изменение показателей Т-клеточного иммунитета

D) Изменение показателей гуморального иммунитета

 

5. Какие факторы могут быть причиной развития вторичного иммунодефицита?

A) Недостаточность питания

B) Тяжелые инфекционные заболевания

C) Длительные хронические рецидивирующие iнфекцii

D) Облучение

E) Введение большого количества кортiкостероiдних препаратов

F) Введение цитотоксических агентов

G) Ни один из перечисленных факторов

 

6. Развитие вторичного иммунодефицита может быть обусловлено:

A) Ферментопатиями, в том числе, обусловленными недостаточным поступлением в организм или нарушением связывания в организме ионов железа

B) Иммунодепресивным действием вирусов и их токсинов

C) Снижение функциональной активности макрофагов при хронических инфекциях

D) Поражение лимфатических сосудов в результате влияния микробов и их токсинов

E) Появлением в плазме крови факторов, блокирующих бласттрансформацию лимфоцитов

F) Развитие лимфопролиферативных заболеваний

G) Ни одна из перечисленных причин не может привести к развитию вторичный иммунодефицит

 

7. Может ли вторичный иммунодефицит принимать характер епидемии?

A) Да

B) Нет

C) При определенных условиях

 

8. Определите возможные пути распространения приобретенного иммунодефицита, обусловленного РНК-содержащим ретровирусом, что относится к группе лентивирусов?

A) Половым путем

B) Парентеральным путем при переливании цельной крови и отдельных ее компонентов

C) Трансплацентарные матери плода

D) Ни одним из перечисленных путей

 

9. Какие клетки системы клеточного иммунитета избирательно поражаются при синдроме приобретенного иммунодефицита?

A) Т-хелпери

B) Т-супрессори

C) Т-киллеры

D) Цитотоксические Т-лимфоциты

 

10. Характерны ли при ВИЧ-инфекции вирусные инфекции легких, желудочно-кишечного тракта и ЦНС, вызванные галовирусами, вирусами герпеса 1-го и 2-го типов, ЦМВ и Эбштейн-барр-вирусами?

A) Да

B) Нет

C) В редких случаях

 

Верные ответы на вопросы: 1 AB, 2 C, 3 A, 4 ABC, 5 ABCDEF, 6 ABCDEF, 7 C, 8 ABC,  9 A, 10 A.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: