Формирование учетной политики организации

Общие положения

 

Учетная политика является одним из основных документов, который устанавливает, как в организации ведется учет. Учетная политика разрабатывается в соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

Учетная политика предприятия формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, выбор для использования которых требует системного подхода с целью максимальной оптимизации. Поэтому следует при выборе учетной политики учитывать влияющие факторы:

- организационно-правовая форма. Данное предприятие - это общество с ограниченной ответственностью;

- отраслевая принадлежность или вид деятельности – на нашем предприятии - производственная;

- объемы деятельности, среднесписочная численность работающих – 16 человек;

- предусмотрена система налогообложения;

- степень свободы в условиях перехода к рынку (прежде всего имеется в виду возможность самостоятельного принятия решений в вопросах ценообразования, выбора партнера);

- стратегия финансово-хозяйственного развития (цели и задачи экономического развития предприятия на долгосрочную перспективу, конкурентное преимущество организации не большое, тактические подходы к решению перспективных задач);

- наличие материальной базы (предприятие обеспеченно компьютерной техникой, швейным оборудованием и т. д.);

- система информационного обеспечения предприятия;

- в данной организации высокий уровень квалификации, профессионализм бухгалтерских кадров, инициативность и предприимчивости руководителей фирмы;

- система материальной заинтересованности в эффективности работы предприятия и материальной ответственности за выполняемый круг обязанностей.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета в приложении 1.

Формы первичных документов для хозяйственных операций, по которым не утверждены типовые бланки. В этих документах обязательно должны быть предусмотрены реквизиты, которые перечислены в ст.9 ФЗ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете».

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Постановлением Правительства РФ от 08.07.97 № 835 «О первичных учетных документах» функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий возложены на Госкомстат России. Содержание и состав унифицированных форм первичной учетной документации при этом согласовываются комитетом с Минфином России и Минэкономики России.

После введение нового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России 31.10.2000 № 94н) из объектов, принимаемых к учету, исчезли малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Однако некоторые из таких объектов продолжают находиться на бухгалтерском учете как объекты основных средств. При их переводе для упрощения учета Минфин России от 27.12.01 № 16-00-14/573 разрешил вместо оформления по каждому из них акта (накладной) приемки - передачи основных средств по форме № ОС-1 использовать ранее применяемые унифицированные формы для МБП.

Унифицированные формы первичной учетной документации, которые содержатся в альбомах форм, являются обязательными.

Вместе с тем в некоторых случаях организациям бывает недостаточно показателей, которые содержат эти формы, так как они не могут учесть всех видов деятельности организации, особенности технологических циклов, их структуры. В связи с этим Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации предусмотрено, что форматы бланков, указанных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, являются рекомендуемыми и могут изменяться. Поэтому для отражения хозяйственных операций организации вправе дополнять их по своему усмотрению. Но это не касается унифицированных форм по учету кассовых операций.

Унифицированные формы первичной учетной документации должны оформляться в строгом соответствии с утвержденными Госкомстатом РФ указаниями по их применению и заполнению, в которых отражается предназначение формы; порядок ее заполнения; должностные лица, ответственные за составление; движение документа (положения действующего в организации графика документооборота при этом не могут противоречить утвержденным указаниям).

Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов составляются в порядке, предусмотренном в действующем на предприятии графике документооборота, а также согласно положениям учетной политики предприятия.

Ряд составляемых организацией документов должны иметь, согласно действующему порядку, и некоторые другие обязательные реквизиты.

Так, например, включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) допускается только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата и место, программа проведения деловой встречи (приема), список приглашенных лиц, участники со стороны предприятия, величина расходов.

В противном случае становится проблематичным отнести затраты именно на себестоимость.

Такой реквизит, как идентификационный номер плательщика (ИНН) должен быть указан при заполнении утвержденных МНС РФ (Госналогслужбой РФ) заявлений, деклараций, справок, а также при оформлении иных документов, если это установлено требованиями нормативных актов.

В соответствии с " Порядком и условиями присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика", утвержденным приказом МНС РФ от 27 ноября 1998 года N ГБ-3-12/309 идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) вместе с кодом причины постановки на учет с 1 января 2000 года должен указываться во всех документах, используемых организацией в налоговых отношениях.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 письма Госналогслужбы РФ, Минфина РФ и Центробанка РФ от 5, 16 июня 1995 года NN ВГ-4-12/25н, 47, 174, ИНН должен указываться при оформлении любых расчетно-платежных документов по строкам как " Плательщик", так и " Получатель" (сохранено с принятием нового Положения Центробанка РФ " О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 8 сентября 2000 года N 120-П).

На выдаваемом покупателю кассовом чеке в соответствии с пунктом 4 "Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", утвержденным постановлением Совмина - Правительства РФ от 30 июля 1993 года N 745 (в редакции изменений и дополнений), должны отражаться следующие обязательные реквизиты:

- наименование организации;

- идентификационный номер организации-налогоплательщика;

- заводской номер контрольно-кассовой машины;

- порядковый номер чека;

- дата и время покупки;

- стоимость покупки (услуги);

- признак фискального режима.

Счета-фактуры, служащие основанием для зачета сумм НДС по полученным от поставщиков и подрядчиков товарам (продукции, работам, услугам), в соответствии с пунктом 5 статьи 169 части второй НК РФ, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения;

6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения;

7) цена (тариф) за единицу измерения по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;

8) стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога;

9) сумма акциза по подакцизным товарам;

10) налоговая ставка;

11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога;

13) страна происхождения товара;

14) номер грузовой таможенной декларации.

Счет-фактура в соответствии с пунктом 6 статьи 169 части второй НК РФ подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными должностными лицами, уполномоченными на то в соответствии с приказом по организации, и заверяется печатью организации.

Форма счет-фактуры утверждена постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 года N 914 " Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

 

Реквизиты нашей организации:

Наименование организации Общество с ограниченной ответственностью «Шик»
Юридический адрес 600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 75
Фактический и почтовый адрес 600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 75
ОГРН 5003700315914
ИНН/КПП 1029071647/525301008
Расчетный счет 42502872100001008002 В ЗАО «Райффайзенбанк», к/с 61000810200010000030
БИК 100523604

 

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Порядок документооборота на предприятии регулируется упомянутым ранее Положением о документообороте.

Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке. Проверка осуществляется как по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнения реквизитов), так и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

Движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других предприятий, учреждений, принятие к учету, обработка, передача в архив) регламентируется графиком (п. 5.1 Положения о документообороте).

Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя предприятия. Главный бухгалтер обязан контролировать соблюдение установленного графика.

График документооборота должен предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.

График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: