Развитие русской литературы

 

Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XIX―XX в. продолжали многие крупнейшие русские писатели прошлого столетия, в том числе Л.Н. Толстой («Воскресение» 1899, «Живой труп» 1900, «Хаджи-Мурат»1904); А.П. Чехов («Чайка» 1896, «Дядя Ваня» 1896, «Дом с мезонином» 1896, «Человек в футляре», 1898, «Дама с собачкой» 1899, «Три сестры» 1900, «Вишневый сад» 1903); И.А. Бунин («На край земли» 1897, «Антоновский яблоки» 1900, «Деревня» 1909, «Суходол» 1912, «Господин из Сан-Франциско» 1915) и А.И. Куприн («Молох» 1896, «Олеся» 1898, «Поединок» 1905, «Гранатовый браслет» 1911, «Яма» 1915).

Одновременно в критическом реализме появились новые художественные черты, связанные с опосредованным отражением действительности, что нашло свое зримое воплощение в так называемом неоромантизме. Наиболее ярким представителем этого течения в русской литературе того времени стал А.М. Горький, создавший в эти годы лучшие свои произведения: рассказы «Макар Чудра» (1892), «Челкаш» (1895) и «Старуха Изергиль» (1891), романы «Фома Гордеев» (1899) и «Мать» (1906), пьесы «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Варвары» (1905) и другие.

В конце XIX в., когда в обстановке политической «реакции» и кризиса народничества часть интеллигенции была охвачена настроениями общественного и нравственного упадка, в художественной культуре получило широкое распространение так называемое декадентство — новое явление в российской культуре, отмеченное отказом от традиционной гражданственности и погружением в сферу индивидуальных переживаний. Для эстетической концепции декадентства был характерен культ красоты, многие мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма, возникших на рубеже XIX―ХХ вв.

Русская литература начала XX в., не создав нового «большого романа», тем не менее, породила замечательную поэзию, наиболее значительным направлением в которой стал символизм. Огромное влияние на символистов оказал великий русский философ В.С. Соловьев, обративший их в свою веру в Софию и так определивший сущность самого символизма: «Все, видимое нами, только отблеск, только тени от незримого очами». София, понимавшаяся В.С. Соловьевым как синтез Мудрости, Добра и Красоты, как посредник между человеком и Богом, как «Мировая душа», воплотилась во многих поэтических произведениях той поры, в частности в циклах стихов «О прекрасной даме» А.А. Блока, в сборниках рифмованной прозы «Северная симфония» и «Кубок метелей» А.Белого (Б.Н. Бугаева) и ряда других поэтов.

Для символистов, веривших в существование иного мира, символ был его знаком и представлял собой связь между двумя мирами. Не случайно один из идеологов символизма Д.С. Мережковский в своей теоретической работе «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893) утверждал, что преобладание реализма было главной причиной упадка русской литературы, поэтому основами нового искусства он провозглашал «символы» и «мистическое содержание». Собственные его романы, в частности знаменитая трилогия «Христос и Антихрист» (1895―1905), были пронизаны религиозно-мистическими идеями. Наряду с требованиями «чистого искусства» символисты исповедовали индивидуализм, поэтому для них особо характерна была тема «стихийного гения», близкого по духу к ницшеанскому «сверхчеловеку».

В научной литературе принято различать «старших» и «младших» символистов. «Старшие» символисты — В.Я. Брюсов. К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб, Д.С. Мережковский и З.Н. Гиппиус, пришедшие в литературу в 1890-х гг., в период глубокого кризиса русской поэзии, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты — А.А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов, С.М. Соловьев и другие, пришедшие в литературу в 1900-х гг., на первый план выдвигали философские и теософские искания. Взыскательному читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной красоты, изысканную образность, музыкальность и легкость слога, что придавало особую популярность поэзии этого направления. Влияние символизма с его напряженными духовными исканиями, пленительным артистизмом творческой манеры испытали не только сменившие символистов акмеисты и футуристы, но и даже ряд писателей-реалистов, в частности великий А.П. Чехов.

К началу 1910-х гг. «символизм закончил свой круг развития» и его сменил акмеизм, основные постулаты которого были впервые сформулированы Н.С. Гумилевым и С.М. Городецким в их статьях «Наследие символизма и акмеизм» (1913) и «Некоторые течения в современной русской поэзии» (1913). Участники литературной группы акмеистов — Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, В.И. Нарбут, М.В. Зенькович, М.А. Кузьмин и Г.В. Иванов постоянно декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к «идеальному» и возвращения ей ясности, вещности и «радостного любования бытием». Акмеизму был присущ отказ от нравственных и духовных исканий и склонность к эстетизму. Неслучайно А.А. Блок, с присущим ему обостренным чувством гражданственности, отметил этот главный недостаток акмеизма, заявив, что «они не имеют и не желают иметь тени представления о русской жизни и жизни мира вообще». Впрочем, не все свои постулаты акмеисты воплощали на практике, о чем вполне красноречиво говорил психологизм первых сборников стихов А.А. Ахматовой (Горенко) и лиризм раннего О.Э. Мандельштама. По мнению ряда современных авторов (Л. Кихней), по существу акмеисты были не столько организованным литературным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла по большей части личная дружба.

Одновременно с акмеизмом возникло другое модернистское течение — футуризм, распадавшийся вскоре на несколько группировок — «Ассоциацию эгофутуристов» (И.В. Северянин, К.К. Олимпов, Г.В. Иванов, С.А. Петров, И.С. Лукаш), «Мезонин поэзии» (Б.А. Лавренев, Р. Ивлев В.Г. Шершеневич, С.М. Третьяков, К.А. Большаков), «Центрифугу» (Н.Н. Асеев, Б.Л. Пастернак) и «Гилею» (Д.Д. Бурлюк, В.В. Маяковский, В.В. Хлебников), которые именовали себя кубофутуристами, т. е. людьми из будущего, призванными озарить всю вселенную своими «человеческими лучами».

Из всех литературных групп, провозгласивших тезис об искусстве как особой форме игры, наиболее последовательно эти идеи воплощали в своем творчестве именно футуристы. В отличие от символистов с их идеей «жизненного строения» через преображение человеческого мира посредством высокого искусства, футуристы делали особый акцент на разрушение старого мира и его культуры. Общим для всех футуристов было отрицание традиций в русской культуре и увлечение формотворчеством, что наиболее ярко было проявлено в скандально известном манифесте «Пощечина общественному вкусу» (1912), в котором футуристы категорически потребовали «сбросить А. Пушкина, Ф. Достоевского и Л. Толстого с парохода современности».

По мнению ряда современных авторов (В. Казак, Л. Кихней), группировки акмеистов и футуристов, возникшие в полемике с символизмом, на практике оказались весьма близки ему и тем, что в основе их теорий лежали идеи индивидуализма, стремление к созданию ярких мифов, преимущественное внимание к форме и т. д. Ни одна другая эпоха в истории русской культуры и литературы не дала такого обилия деклараций собственной исключительности, как эпоха Серебряного века. Хотя в поэзии Серебряного века были и такие яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению, в частности М.А. Волошин и М.И. Цветаева.

Особое место в русской литературе рубежа веков заняли крестьянские поэты  Н.А. Клюев, П.В. Орешин, С.А. Клычков, А.В. Ширяевец, П.А. Радимов, А.А. Ганин и П.И. Карпов. Не выдвигая четкой эстетической программы, все свои идеи, в частности соединение религиозно-мистических мотивов с проблемой защиты традиций крестьянской культуры, они воплощали в самом творчестве. Позже О.Э. Мандельштам в своем известном «Письме о русской поэзии» (1922) в числе четырех наиболее значительных русских поэтов наряду с А.А. Блоком, А.А. Ахматовой и Н.А. Кузминым назовет и Н.А. Клюева, получившего известность своим знаменитым сборником «Сосен перезвон» (1912). С крестьянскими поэтами, особенно с Н.А. Клюевым, был близок в начале своего творческого пути и великий русский поэт С.А. Есенин, блестяще соединивший в своем творчестве, в частности в стихотворном сборнике «Радуница» (1916), традиции русского фольклора и классического искусства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: