Развитие российской науки

 

На рубеже XIX―XX вв. наряду с традиционными сферами научных знаний получили развитие новые области науки, в частности, воздухоплавание, где выдающийся русский ученый профессор Н.Е. Жуковский, ставший основоположником современной гидро- и аэродинамики, создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и т. д.

Другой выдающийся русский ученый-самоучка К.Э. Циолковский стал основоположником теоретических основ воздухоплавания и аэрокосмической динамики. Ему принадлежат обширные исследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабля (1897), автопилота (1898) и другие крупные открытия и изобретения. В своей знаменитой работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903) К.Э. Циолковский, подробно обосновав возможность межпланетных перелетов, предложил жидкостно-реактивный двигатель для подобных перелетов — ракету.

Работы выдающегося русского физика профессора П.Н. Лебедева сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. В частности, он открыл и измерил давление света на твердые тела и газы и стал основоположником научных исследований в области ультразвука.

Огромную роль в развитии научных знаний сыграл великий русский ученый академик физиолог И.П. Павлов, который разработал и ввел в научную практику принципиально новые методы исследования, в частности, метод «хронического» опыта. Наиболее значительные исследования академика И.П. Павлова относятся к физиологии кровообращения, а за исследования в области физиологии пищеварения ему — первому среди русских ученых, в 1904 г. была присуждена Нобелевская премия по медицине. Десятилетия последующей научной работы по этим научным направлениям привели его к созданию знаменитого учения о высшей нервной деятельности человека.

Еще один выдающийся русский ученый академик И.И. Мечников вскоре тоже получил Нобелевскую премию (1908) по физиологии за научные исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Тогда же основы новых наук, в частности биохимии, биогеохимии и радиогеологии были заложены академиком В.И. Вернадским, ставшим родоначальником знаменитой теории о биосфере земли и человека.

В этот же период дальнейшее развитие получили гуманитарные науки, которые испытывали на себе большое влияние процессов, происходивших в естествознании. В частности, под их влиянием в отечественной философии получил широкое распространение идеализм. Русская религиозная философия с ее постоянным поиском путей соединения материального и духовного начал, утверждением нового религиозного сознания явилась едва ли не самой важной областью не только науки и идейной борьбы, но и всей российской культуры. Основы религиозно-философского ренессанса, которым был отмечен весь Серебряный век русской культуры, были заложены великим русским философом В.С. Соловьевым, выросшим в «суровой и набожной атмосфере», царившей в семье его отца — великого русского историка академика С.М. Соловьева. По мнению большинства исследователей его творчества (А. Лосев, В. Зеньковский, П. Гайденко, К. Бурмистров), религиозно-философское учение В.С. Соловьева питалось из нескольких корней: 1) исканий социальной правды; 2) богословского рационализма и стремления к новой форме христианского сознания; 3) необычайно острого ощущения истории, но не через космоцентризм и антропоцентризм, а через своеобразный исторический центризм; 4) идеи Софии и идеи Богочеловечества, как узлового пункта всей его философской системы. Вся его система взглядов стала первым опытом синтеза религии, философии и науки. В его учении нехристианская доктрина обогащалась за счет научной философии, а наоборот, в философию он вносил христианские идеи, которыми обогатил и оплодотворил философскую мысль. Значение В.С. Соловьева в истории русской философии чрезвычайно велико не только потому, что он был автором таких выдающихся произведений, как «Философские начала цельного знания» (1877), «Русская идея» (1888), «Оправдание добра» (1897) и «Повесть об Антихристе» (1900), но и потому что, обладая блестящим литературным талантом, он сделал философские проблемы доступными широким кругам русского общества и вывел русскую мысль на общечеловеческие просторы.

Русский религиозно-философский ренессанс, отмеченный целым созвездием блестящих мыслителей той эпохи — Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Д.С. Мережковского, С.Н. Трубецкого, Е.Н. Трубецкого, Г.П. Федотова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка и многих других — во многом определил направление развития не только российской, но и западной культуры, философии и этики, предвосхитив, в частности, появление такого философского течения, как экзистенциализм.

Не менее успешно в этот период творили и многие историки и обществоведы, в частности, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, Н.Н. Милюков, Н.П. Павлов-Сильванский, А.С. Лаппо-Данилевский, В.И. Семевский, А.А. Корнилов, А.А. Кизиветтер, М.М. Ковалевский, С.А. Венгеров, А.Н. Пыпин и другие. Наряду с либеральной трактовкой исторических и философских проблем в те же годы была предпринята вполне удачная попытка рассмотреть основные проблемы философии, социологии и истории с марксистских, классовых позиций, где особо преуспели Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и М.Н. Покровский.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: