Образование и просвещение

 

Система образования в России рубежа XIX―XX вв. по-прежнему включала три основных ступени: начальную — церковно-приходские школы и народные училища, среднюю — классические гимназии, реальные и коммерческие училища и высшую школу — университеты и институты. В системе начального образования существовало 43 000 церковно-приходских школ и более 28 000 земских начальных училищ, где обучалось свыше 6 млн крестьянских детей. По мнению ряда современных авторов (М. Зенина), в значительной мере развитие системы народного образования в стране было связано с деятельностью либеральных земств и демократической общественности. Их оппоненты (А. Лубков) вполне резонно утверждают, что более значимую роль в развитии российского начального образования сыграли «консерваторы», в частности многолетний обер-прокурор Святейшего синода Константин Петрович Победоносцев, стоявший у истоков создания церковно-приходских школ, которые дали бесплатное начальное образование десяткам миллионов российских крестьян.

В 1907 г. Министерство народного просвещения под руководством П.Н. Кауфмана подготовило проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», однако в ходе многолетних мытарств по различным кабинетам чиновников и депутатов в мае 1912 г. он был окончательно отклонен Государственным советом и канул в Лету. Тем не менее, к началу 1914 г. общая численность грамотного населения в стране составляла более 38%, что являлось очень неплохим показателем среди всех остальных промышленно развитых стран мира.

Еще одной формой получения образования стали знаменитые воскресные школы, где в основном преподавали студенты высших учебных заведений. Одновременно с воскресными школами, возникшими в конце прошлого столетия, стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых — рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома, которые представляли собой своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой. В числе таких учебных заведений особой популярностью пользовались Пречистенские рабочие курсы в Москве и Лиговский народный дом графини С.В. Паниной в Петербурге.

В системе среднего образования существовали четыре вида учебных заведений:

• классические гимназии;

• реальные училища;

• коммерческие училища;

• среднеспециальные учебные заведения технического, железнодорожного, горного и других профилей.

Растущая потребность в разных специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. К началу Первой мировой войны в России уже существовало несколько десятков высших технических учебных заведений, в том числе Московское высшее техническое училище (1866), Харьковский технологический институт (1890) и Томский политехнический институт (1896), а к прежним десяти императорским университетам — Московскому (1755), Тартускому (1802), Виленскому (1803), Казанскому (1804), Харьковскому (1805), Варшавскому (1817), Петербургскому (1819), Киевскому (1834), Томскому (1878) и Новороссийскому (1885) прибавился Саратовский университет, основанный в 1909 г. В это время общее количество студентов выросло с 14 тыс. до 38 тыс. человек.

В последние десятилетия Российской империи особое распространение получили частные высшие учебные заведения, в частности, Вольная высшая школа П.Ф. Лесгафта (1906), Психоневрологический институт В.М. Бехтерева (1907), Университет А.Л. Шанявского (1908) и другие, которые сыграли важную роль в демократизации высшего образования, поскольку в эти вузы принимались лица обоего пола независимо от национальной принадлежности, вероисповедания и политических взглядов. В начале XX в. дальнейшее развитие получило высшее женское образование, которое в 1911 г. было признано на официальном уровне, и уже к имеющимся 30 высшим женским учебным заведениям добавились Женский педагогический институт в Петербурге (1903), Высшие женские сельскохозяйственные курсы Д.Н. Прянишникова в Москве (1908) и ряд других.

Большое влияние на развитие народного просвещения и образования оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. Если в начале XX века в стране выходило всего 125 легальных газет, то уже в 1913 г. их число достигло более 1000 наименований. Еще более впечатляющими темпами росли тиражи журнальной продукции, к 1913 г. в стране стало издаваться более 1260 журналов, а тираж самого массового литературно-художественного и научно-популярного журнала «Нива» (1894―1916) вырос почти в тридцать раз и составил около 280 тыс. экземпляров. По количеству издаваемых книг Российская империя занимала третье место в мире. В 1913 г. только на русском языке вышло почти 107 млн экземпляров книг.

Крупнейшие книгоиздатели России — А.С. Суворин в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве способствовали приобщению народа к богатствам литературы, выпуская книги по доступным ценам в рамках таких проектов, как «Дешевая библиотека» А.С. Суворина и «Библиотека для самообразования» И.Д. Сытина. Кроме того, в 1899–1913 гг. в Петербурге существовало книгоиздательское товарищество «Знание», которое с 1902 г. возглавил А.М. Горький, где было издано 40 «Сборников товарищества "Знание"», включавших в себя новейшие произведения выдающихся писателей-реалистов того времени: самого А.М. Горького, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.И. Куприна, И.А. Бунина и других. Сам процесс просвещения в стране шел интенсивно и успешно, о чем красноречиво говорил тот факт, что к 1913 г. в Российской империи насчитывалось почти 76 тыс. различных общественных библиотек.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: