Уголовно-исполнительная политика и ее место в политике гос-ва в сфере борьбы с преступностью.
В основе формирования правового гос-ва и правовой системы гос-ва, различных отраслей права лежит политика, которая отражает основные направления и формы достижения социальных целей, которое ставит перед собой об-во.
Внутренняя политика гос-ва делится на экономическую и социальную политику. Социальная политика (ст. 7 Конституции РФ). Одно из направлений – политика в сфере борьбы с преступностью.
Шмаров: в уголовно-исполнительной политике в концентрированной форме выражены цели, принципы, стратегии, основные направления контроля гос-ва за преступностью.
Уголовно-исполнительная политика должна выражать интересы граждан РФ и защищать от преступных посягательств.
В юридической литературе выделяется несколько видов политик в сфере борьбы с преступностью:
1) Политика в сфере предупреждения преступлений (постпенитенциарная – выделяют некоторые авторы);
2) Уголовно-правовая политика;
|
|
3) Уголовно-исполнительная политика.
Уголовно-исполнительная политика является производной от уголовно-правовой политики.
Уголовно-правовая политика определяет меры воздействия на преступность (устанавливает основания уголовной ответственности, определяет преступность деяния, цели, виды и систему уголовного наказания).
Уголовно-исполнительная политика определяет порядок, условия исполнения и отбывания уголовного наказания, т.о. имеет более узкое содержание.
Субъекты формирования уголовно-исполнительной политики: 1) Президент РФ; 2) Федеральное Собрание РФ.
Также необходимо отметить, что уголовно-исполнительная политика реализуется в различных формах.
1) В первую очередь в уголовно-исполнительном законодательстве.
2) В деятельности государственных органов и учреждений, исполняющих уголовное наказание.
3) В ходе социальной реабилитации, лиц отбывших наказание.
Уголовно-исполнительная политика – это государственная идеология в сфере исполнения и отбывания уголовных наказаний, выраженная в целях, задачах, принципах, основных направлениях, формах и методах деят-ти государственных органов по исполнению наказаний, исправлению осужденных, предупреждения совершения новых преступлений, как осужденными, так и простыми гражданами.
Факторы, влияющие на уголовно-исполнительную политику:
1) Социально-политическое благополучие в об-ве;
2) Экономическое состояние об-ва;
3) Уровень культуры правосознания и нравственной структуры об-ва (правосознание);
4) Динамика, структура и уровень преступности;
5) Соответствие уровня развития уголовного, уголовно-исполнительного законодательства и практики его применения уровню социально-экономического развития об-ва.
|
|
6) Независимость судейской власти.
Уголовно-исправительное право. Понятие, цели и задачи. Предмет и метод уголовно-исполнительного права.
Эффективность борьбы с преступностью во многом зависит от того, насколько успешно исполняется уголовное наказание.
В процессе исполнения уголовного наказания возникают определенные общественные отношения. Данные общественные отношения возникают между государственными органами (например, прокуратура – орган, исполняющий уголовное наказание).
Уголовно-исполнительное право представляет собой самостоятельную отрасль права. Уголовно-исполнительное право имеет свой предмет.
Предмет устанавливает и регулирует общие положения исполнения наказания; регламентирует порядок и условия исправительного воздействия на осужденных, режим особых условий. Круг общественных отношений достаточно широк. Привлекаются нормы права из других отраслей.
Метод – императивный. В его основе лежит неравенство субъектов этих отношений.
В систему правовых норм входят: 1) Уголовно-исполнительный кодекс (УИК); 2) ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы»; «Положение об уголовной ответственности и о дисциплинарной воинской части»; «Правила внутреннего распорядка уголовно-исправительных учреждений».
Уголовно-исправительное право (УИП) – комплексная отрасль права (ряд авторов считают так).
Т.о. УИП как самостоятельная отрасль прав представляет собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения и отбывания всех видов наказания.
Цели и задачи (ст. 1 УИК).
Цели:
1) Исправление осужденного;
2) Предупреждение совершения преступления как осужденных (общая превенция), так и иных лиц (частная превенция).
Задачи:
1) Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания;
2) Определение средств исправительного воздействия;
3) Охрана прав и законных интересов осужденного;
4) Оказание помощи осужденным в социальной адаптации.
Задачи (для некоторых исправительных учреждений):
1) Обеспечение правопорядка и законности, безопасности осужденных и иных лиц, находящихся в данном исправительном учреждении;
2) Привлечение осужденных к труду;
3) Охрана здоровья осужденного;
4) Содействие в осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
УИП связано с трудовым правом (например, труд в колониях), с административным правом (управление в исправительных учреждениях, кадры).
Принципы УИП. Понятие и содержание.
Одним из критериев самостоятельности отрасли являются принципы.
Признаки принципов УИП:
1) По содержанию принципы – объективны и подлежат обязательному выражению в нормах права;
2) По форме – субъективны, т.к. являются продуктом сознательного творчества законодателей.
I. Принципы УИП – основные положения, руководящие идеи, выражающие взгляды об-ва на хар-р данной отрасли права, ее содержание и задачи.
II. Принципы УИП – объективно обусловленные, общие нормативно-руководящие начала, основополагающие идеи, выражающие сущность права, определяющие развитие его содержания, форм, а также правоустановительной и правоприменительной деят-ти.
Принципы (ст. 8 УИК):
1) Общеправовые;
2) Межотраслевые;
3) Отраслевые.
Закрепление системы принципов в з-не устраняет разнобой в общих принципах права.
Общеправовые:
1) Законность – носит конституционный характер. Его содержанием является: а) порядок и условия исполнения уголовных наказаний определяется только уголовным з-ном; б) осужденные, отбывающие наказание несут обязанности и пользуются правами в строгом соответствии с з-ном; в) вся деятельность органов уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и иных субъектов основывается на строгом соблюдении з-на.
|
|
2) Гуманизм: а) взаимная вежливость осужденных, осужденных и персонала; б) цель – исправление; в) запрет подвергать медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье осужденных, независимо от их согласия; г) не должны подвергаться жестокому обращению.
3) Демократизм: а) деятельность органов, осуществляющих исполнение уголовного наказания осуществляется на началах гласности; б) осужденные признаются субъектами УИП и не только его; в) за органами, исполняющими уголовное наказание, осуществляется контроль органов власти (прокуратура, СМИ).
4) Принцип равенства осужденных перед з-ном: а) отсутствие дискриминации (расовой, религиозной, половой, национальной и т.д.); б) равенство перед з-ном не означает равенства условий отбывания наказания.
5) Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания: а) классификация осужденных; б) изменение правового статуса осужденных в зависимости от поведения (прогрессивная система наказания); в) применение средств исправительного воздействия в зависимости от тяжести и общественной опасности совершенного преступления и личности преступника.
6) Принцип рационального применения средств – органическое сочетание мер принуждения и мер поощрения осужденных: органическое сочетание мер принуждения и мер поощрения осужденных; б) в исправительной колонии осужденный может переводиться в более льготные условия, имеет возможность условно-досрочно освободиться.
7) Принцип соединения наказания с исправительным воздействием. Образует карательно-воспитательный процесс. Достижение цели – исправление осужденного. Т.о. краткий анализ принципов уголовно-исполнительного права позволяет говорить о том, что они связаны между собой и дополняют друг друга. Их использование должно быть комплексным.
Наука УИП.
Наука УИП представляет собой отрасль юридической науки, которая входит в группу правового цикла и призвана:
|
|
а) Изучать весь комплекс экономических, правовых, нравственных и иных проблем, возникающих в сфере исполнения уголовного наказания;
б) Выявлять тенденции и закономерности, складывающихся в правоприменительной деятельности по исполнению приговоров судов;
в) Представлять свои предложения по совершенствованию УИП и практики его применения. Предмет науки УИП несколько шире предмета отрасли УИП.
Т.о., предметом науки УИП являются:
1) Социально-экономические закономерности, определяющие роль и место исполнения уголовного наказания в системе мер, применяемых государством по обеспечению контроля над преступностью;
2) Уголовно-исполнительное законодательство;
3) Правоотношения, складывающиеся в сфере исполнения уголовных наказаний;
4) Деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание, их история развития;
5) Зарубежный опыт деятельности пенитенциарной системы с целью выработки практических рекомендаций и предложений законодательным и исполнительным органам власти, а также практическим работникам уголовно-исполнительной системы.
Наука УИП – это система правовых взглядов, представлений и теорий о процессе исполнения и отбывания уголовного наказания.
Метод науки УИП – диалектико-материальный, т.к. все явления и процессы в сфере УИП должны изучаться в конкретной исторической обстановке, во всем их многообразии с учетом тенденций и развития с обязательным выявлением их противоречий.
Также присутствуют методы комплексного анализа, экспертных оценок и т.д.