Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?

1а. Ухаживать за животными или 1б. Обслуживать машины, прибор (следить, регулировать)  
2а. Помогать больным людям или 2б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин  
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок   или 3б. Следить за состоянием и развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) или 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать  
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи или 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)  
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) или 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, спортивных, учебных)  
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) или 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством, подъемным краном, трактором, тепловозом и др.  
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)   или 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище или 9б. Искать, исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках  
10а. Лечить животных или 10б. Выполнять вычисления, расчеты  
11а. Выводить новые сорта растений или 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)  
12а. Разбирать споры, ссоры, между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять или 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)  
13а. Наблюдать, изучать работу кружков, художественной самодеятельности   или 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты   или 14б. Оказывать людям помощь при ранениях, ушибах, ожогах
15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях и др.   или 15б. Художественно описывать события (наблюдаемые или представляемые)
16а. Делать лабораторные анализы в больнице или 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать сними, назначать лечение  
17а. Красить или расписывать стены помещения, поверхность изделий или 17б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов  
18а. Организовывать культурные походы сверстников или младших (в театры, музеи)   или 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготовлять по чертежам детали или изделия (машины, одежду), строить здания   или 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада или 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе и др.)

 

Подсчитайте количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов.

Выберите тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+».

Название типов профессий:

1. П - «человек-природа» -все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хазяйством (цветовод-декоратор, овощевод, эколог, врач-ветеринар, биолог, садовник, агроном, зоотехник, инженер-технолог мясной и птицеперерабатывающей продукции, инженер-метеоролог и др.);

 

2. Т - «человек-техника» - все технические профессии (слесарь, монтажник, электрогазосварщик, столяр, пекарь, кондитер, водитель, швея, машинист, контролер полуфабрикатов и изделий, испытатель двигателей и др.);

 

3. Ч - «человек-человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением (воспитатель, врач, учитель, администратор, психолог, медицинская сестра, продавец, кассир, проводник и др.);

 

4. З - «человек-знаковая система» - все профессии, связанные с подсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности (бухгалтер, оператор компьютерного набора, диспетчер, делопроизводитель, редактор, картограф, историк, телефонист, статистик и др.);

 

5. Х - «человек - художественный образ» - все творческие профессии (маляр, портной, архитектор, дизайнер, художник, музыкант, актер, резчик по дереву и др.)

 

Существует формула выбора профессии. Она состоит из 3 важных составляющих. Рассмотрим первую составляющую этой формулы. Она имеет название "ХОЧУ" - это наши интересы, склонности. Это наше стремление заниматься определенной деятельностью       

Потребность человека в определенной деятельности в психологии называют склонностью. О ней говорят, когда работа нравится человеку, захватывает его. Внешними проявлениями этой склонности является длительное и постоянное стремление человека к определенной деятельности, например, рисование или чертеж, моделирование одежды и шитье, ремонт разнообразной техники; успех ее выполнения; проявление стойкого интереса к той или другой области знаний; стремление к постоянному их накоплению. Настоящая склонность обычно совмещает в себе стойкий интерес к тем или другим явлениям действительности и стойкое стремление самому действовать в этом направлении.      

Признаком склонности к той или другой профессиональной деятельности представляются интересы. Значение интересов для жизни человека большое: они побуждают нас добывать знания, расширять свой кругозор, помогают преодолевать трудности и преграды. Между интересами и склонностями много общего, но есть и разное. Можно, например, проявлять интерес к спорту, не пропуская ни одного спортивного соревнования по телевизору или на стадионе, собирая фотокарточки известных спортсменов, изучая их биографию, но самому не делать даже утреннюю гимнастику.

Это именно тот случай, когда интерес есть, а склонность - отсутствует. Поэтому интерес можно выразить формулой " ХОЧУ ЗНАТЬ, а склонность - " ХОЧУ СДЕЛАТЬ".

Теперь обобщим Ваши знания о Вашем собственно " ХОЧУ ". В Ваших рабочих тетрадях под рубрикой "Выбор профессии" отмечена первая составляющая формулы выбора "Я хочу". Поэтому напишите Ваши профессиональные интересы и желания, если Вы уже определились с выбором профессии, можно отметить профессию, которую Вы для себя избрали.

Рассмотрим вторую составляющую формулы выбора профессии. Она имеет название " МОГУ ".

МОГУ - это наши способности (физические - состояние здоровья, умственные - интелект, память, внимание, психологические - наши эмоции, волевые качества).

 В основе успешного овладения профессией лежат способности. Способности - это возможность достичь высокого уровня мастерства в том или другом деле. Это такие индивидуально психологические особенности человека, что помогают ей добиться успеха в какой-либо деятельности. Различают общие и специальные способности. К общим способностям принадлежат такие качества, как трудолюбивость, внимание, целенаправленность. Эти качества важные для всех профессий и видов дильности.     

Специальные способности - это качества, которые обеспечивают успех в более узком кругу видов деятельности. К таким, например, принадлежат зрительная память, понимание людей, скорость, координация, точность движений, глазомер, слух.

Например, токарю постоянно придется иметь дело с измерительным инструментом, уметь различать форму, величину, цвет деталей, определять "на глаз" отклонение в роботе станка, мелкие дефекты на поверхности деталей, потому важное значение в работе имеет зрительное восприятие, слуховая чувствительность не менее важна, потому что она помогает определить особенности работы станка, фиксировать изменение качества резца и тому подобное.   

Для успешной работы водителя необходимые хорошо развитая зрительную координацию, быстрая реакция и зрительное восприятие, высокий уровень концентрации, распределения и переключения внимания.

 Профессия парикмахера предусматривает высокий уровень развития зрительных, слуховых, тактильных ощущений (различения цветов, и оттенков, формы, размеров, определение за запахом косметических препаратов). Также обслуживание клиентов предусматривает активное общение, установление контакта, с посетителем, умение правильно организовать свою работу, тому парикмахеру должен быть присущий высокий уровень развития коммуникативных способностей.

Упражнение "Микрофон"

 Как Вы думаете, какие качества помогут Вам овладеть профессией.......? (парекмахера, водителя, дизайнера, швеи, учителя, врача. Обсуждение)

 Работа в рабочих тетрадях.

В Ваших рабочих тетрадях под рубрикой "Выбор профессии" отмечена вторая составляющая формулы выбору профессии "Я могу".

Поэтому напишите Ваши важнейшие качества, помогут Вам овладеть профессией. В настоящий момент мы попробуем с Вами определить ваши некоторые способности. Для этого откройте Ваши рабочие тетради. 

Методика определения уровня словесно логической памяти.

 Инструкция. Я Вам зачитаю 10 слов. Ваше заданние - запомнить эти слова в том порядке, в котором я буду читать, а затем, после зачитывания воспроизвести эти слова в рабочих тетрадях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: