Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?
|
Подсчитайте количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов.
Выберите тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+».
Название типов профессий:
1. П - «человек-природа» -все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хазяйством (цветовод-декоратор, овощевод, эколог, врач-ветеринар, биолог, садовник, агроном, зоотехник, инженер-технолог мясной и птицеперерабатывающей продукции, инженер-метеоролог и др.);
2. Т - «человек-техника» - все технические профессии (слесарь, монтажник, электрогазосварщик, столяр, пекарь, кондитер, водитель, швея, машинист, контролер полуфабрикатов и изделий, испытатель двигателей и др.);
3. Ч - «человек-человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением (воспитатель, врач, учитель, администратор, психолог, медицинская сестра, продавец, кассир, проводник и др.);
4. З - «человек-знаковая система» - все профессии, связанные с подсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности (бухгалтер, оператор компьютерного набора, диспетчер, делопроизводитель, редактор, картограф, историк, телефонист, статистик и др.);
5. Х - «человек - художественный образ» - все творческие профессии (маляр, портной, архитектор, дизайнер, художник, музыкант, актер, резчик по дереву и др.)
Существует формула выбора профессии. Она состоит из 3 важных составляющих. Рассмотрим первую составляющую этой формулы. Она имеет название "ХОЧУ" - это наши интересы, склонности. Это наше стремление заниматься определенной деятельностью
Потребность человека в определенной деятельности в психологии называют склонностью. О ней говорят, когда работа нравится человеку, захватывает его. Внешними проявлениями этой склонности является длительное и постоянное стремление человека к определенной деятельности, например, рисование или чертеж, моделирование одежды и шитье, ремонт разнообразной техники; успех ее выполнения; проявление стойкого интереса к той или другой области знаний; стремление к постоянному их накоплению. Настоящая склонность обычно совмещает в себе стойкий интерес к тем или другим явлениям действительности и стойкое стремление самому действовать в этом направлении.
Признаком склонности к той или другой профессиональной деятельности представляются интересы. Значение интересов для жизни человека большое: они побуждают нас добывать знания, расширять свой кругозор, помогают преодолевать трудности и преграды. Между интересами и склонностями много общего, но есть и разное. Можно, например, проявлять интерес к спорту, не пропуская ни одного спортивного соревнования по телевизору или на стадионе, собирая фотокарточки известных спортсменов, изучая их биографию, но самому не делать даже утреннюю гимнастику.
Это именно тот случай, когда интерес есть, а склонность - отсутствует. Поэтому интерес можно выразить формулой " ХОЧУ ЗНАТЬ, а склонность - " ХОЧУ СДЕЛАТЬ".
Теперь обобщим Ваши знания о Вашем собственно " ХОЧУ ". В Ваших рабочих тетрадях под рубрикой "Выбор профессии" отмечена первая составляющая формулы выбора "Я хочу". Поэтому напишите Ваши профессиональные интересы и желания, если Вы уже определились с выбором профессии, можно отметить профессию, которую Вы для себя избрали.
Рассмотрим вторую составляющую формулы выбора профессии. Она имеет название " МОГУ ".
МОГУ - это наши способности (физические - состояние здоровья, умственные - интелект, память, внимание, психологические - наши эмоции, волевые качества).
В основе успешного овладения профессией лежат способности. Способности - это возможность достичь высокого уровня мастерства в том или другом деле. Это такие индивидуально психологические особенности человека, что помогают ей добиться успеха в какой-либо деятельности. Различают общие и специальные способности. К общим способностям принадлежат такие качества, как трудолюбивость, внимание, целенаправленность. Эти качества важные для всех профессий и видов дильности.
Специальные способности - это качества, которые обеспечивают успех в более узком кругу видов деятельности. К таким, например, принадлежат зрительная память, понимание людей, скорость, координация, точность движений, глазомер, слух.
Например, токарю постоянно придется иметь дело с измерительным инструментом, уметь различать форму, величину, цвет деталей, определять "на глаз" отклонение в роботе станка, мелкие дефекты на поверхности деталей, потому важное значение в работе имеет зрительное восприятие, слуховая чувствительность не менее важна, потому что она помогает определить особенности работы станка, фиксировать изменение качества резца и тому подобное.
Для успешной работы водителя необходимые хорошо развитая зрительную координацию, быстрая реакция и зрительное восприятие, высокий уровень концентрации, распределения и переключения внимания.
Профессия парикмахера предусматривает высокий уровень развития зрительных, слуховых, тактильных ощущений (различения цветов, и оттенков, формы, размеров, определение за запахом косметических препаратов). Также обслуживание клиентов предусматривает активное общение, установление контакта, с посетителем, умение правильно организовать свою работу, тому парикмахеру должен быть присущий высокий уровень развития коммуникативных способностей.
Упражнение "Микрофон"
Как Вы думаете, какие качества помогут Вам овладеть профессией.......? (парекмахера, водителя, дизайнера, швеи, учителя, врача. Обсуждение)
Работа в рабочих тетрадях.
В Ваших рабочих тетрадях под рубрикой "Выбор профессии" отмечена вторая составляющая формулы выбору профессии "Я могу".
Поэтому напишите Ваши важнейшие качества, помогут Вам овладеть профессией. В настоящий момент мы попробуем с Вами определить ваши некоторые способности. Для этого откройте Ваши рабочие тетради.
Методика определения уровня словесно логической памяти.
Инструкция. Я Вам зачитаю 10 слов. Ваше заданние - запомнить эти слова в том порядке, в котором я буду читать, а затем, после зачитывания воспроизвести эти слова в рабочих тетрадях.