Выявление уровня развитию мелкой моторики у детей старшей группы

 

 

На первом этапе мы изучили методическое обеспечение ДОУ по развитию мелкой моторики у детей старшей группы.

Проанализировав теоретические основы развития мелкой моторики у детей старшей группы посредством лепки, приступили к опытно-экспериментальной работе.

Работа по выявлению уровня развития речи у детей старшего возраста была проведена нами на ГБОУ сош с. Александровка СПДС д/с «Теремок» старшая группа, г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 24 ребенка, 12 – экспериментальная группа и 12 детей – контрольная группа (Приложение 1).

Констатирующий этап эксперимента строился в два этапа. Целью первого этапа констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы было выявление уровня развития мелкой моторики у детей старшей группы. Целью второго этапа констатирующего эксперимента явился анализ методического сопровождения формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим первый этап констатирующего эксперимента. Опираясь на исследования Комаровой Т. С. мы выделили показатели, критерии и уровни развития мелкой моторики у детей подготовительной группы (таблица 1)

Таблица 1 Диагностическая карта констатирующего

 эксперимента

Уровни Показатели Критерии

Достаточный

3 балла

Навыки и умения вла­дения инст­рументом   Умеет свободно вла­деть карандашом при различных приемах рисования Имеет навык держания карандаша (ис­ходное положение) Обладает навыком положения руки с карандашом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий
Навыки и умения свя­занные с вы­работкой ка­честв движе­ния, от кото­рых зависит качество ли­ний и закрас­ки в рисунке Имеет навык произволь­ной регуляции силы на­жима Обладает навыком произволь­ного изменения ампли­туды (размаха движе­ния) Обладает навыком произвольного изменения темпа движения (его замедле­ние и ускорение) Имеет навык прекраще­ния движения в нужной точке Обладает навыком ритмичного проведения повторных, однородных движений. Умеет регулировать движения в соответст­вии с задачами изобра­жения
Навыки, связанные с вы­работкой качеств движения, от которых зависит качество линий и закраски в рисунке     Обладает навыками, свя­занными с вы­работкой ка­честв движе­ния, от кото­рых зависит качество ли­ний и закрас­ки в рисунке Умеет изменять направление движения (под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и на­оборот; переход от дви­жения по одной дуге к движению по другой дуге) Умеет подчинять движения соразмерению отрезков по длине (пря­моугольник, квадрат) Умеет подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине

Близкий к достаточному

2 балла

Навыки и умения вла­дения инст­рументом   Умеет свободно вла­деть карандашом при различных приемах рисования Имеет навык держания карандаша (ис­ходное положение) Навык положения руки с карандашом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий имеет недостатки
Навыки и умения свя­занные с вы­работкой ка­честв движе­ния, от кото­рых зависит качество ли­ний и закрас­ки в рисунке Ошибается при произволь­ной регуляции силы на­жима Обладает навыком произволь­ного изменения ампли­туды (размаха движе­ния) Ошибается при произвольном изменении темпа движения (его замедле­ние и ускорение) Имеет навык прекраще­ния движения в нужной точке Совершает небольшие ошибки приритмичном проведения повторных, однородных движений. Умеет регулировать движения в соответст­вии с задачами изобра­жения
Навыки, связанные с вы­работкой качеств движения, от которых зависит качество линий и закраски в рисунке     Обладает навыками, связанными с вы­работкой качеств движе­ния, от которых зависит качество линий и закрас­ки в рисунке Ошибается при изменении направление движения (под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и на­оборот; переход от дви­жения по одной дуге к движению по другой дуге) Ошибается при движении соразмерению отрезков по длине (пря­моугольник, квадрат) Совершает небольшие ошибки при движении соразмерению изображений или их частей по величине

Не достаточный

1 балл

Навыки и умения вла­дения инст­рументом   Не вла­деет карандашом при различных приемах рисования Не правильОДержит карандаш (ис­ходное положение) Не верное положение руки с карандашом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий
Навыки и умения свя­занные с вы­работкой ка­честв движе­ния, от кото­рых зависит качество ли­ний и закрас­ки в рисунке Не имеет произволь­ной регуляции силы на­жима Не обладает навыком произволь­ного изменения ампли­туды (размаха движе­ния) Не обладает навыком произвольного изменения темпа движения (его замедле­ние и ускорение) Не имеет навык прекраще­ния движения в нужной точке Не обладает навыком ритмичного проведения повторных, однородных движений. Не умеет регулировать движения в соответст­вии с задачами изобра­жения
Навыки, связанные с вы­работкой качеств движения, от которых зависит качество линий и закраски в рисунке     Не обладает навыками, свя­занными с вы­работкой ка­честв движе­ния, от кото­рых зависит качество ли­ний и закрас­ки в рисунке Не умеет изменять направление движения (под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и на­оборот; переход от дви­жения по одной дуге к движению по другой дуге) Не умеет подчинять движения соразмерению отрезков по длине (пря­моугольник, квадрат) Не умеет подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине

 

 

Показатели Диагностические задания
Навыки и умения вла­дения инст­рументом   Диагностическое задание 1. «Речка»
Навыки и умения свя­занные с вы­работкой ка­честв движе­ния, от кото­рых зависит качество ли­ний и закрас­ки в рисунке Диагностическое задание 2. «Узоры»
Навыки, связанные с вы­работкой качеств движения, от которых зависит качество линий и закраски в рисунке Диагностическое задание 3. «Кубики»

 

Рассмотрим результаты диагностики детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: