I. Методика определения мотивации (Е. Головаха)
Методика служит для выявления характера мотивационной направленности кандидата и может быть только дополнением к другим средствам изучения мотивации. Бланк в приложении.
Инструкция. Прочитайте приведенные ниже суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.
Профессиональная мотивация | Внепрофессиональная мотивация |
1. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества. | 5. Работать в хороших условиях, в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций. |
2. Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих. | 6. Сохранить достаточно энергии и времени для увлечений, общения с друзьями и близкими. |
3. Получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия. | |
4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности. |
Обработка. Если выбранные клиентом суждения оказались в одной колонке, значит, его мотивация носит непротиворечивый характер: он четко знаете, чего хочет, его желания не противоречат друг другу.
Если оба суждения относятся к профессиональной мотивации, значит, в данный момент для клиента актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).
Если оба суждения относятся к внепрофессиональной мотивации, значит, в данный момент для клиента важнее решить вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным).
Если выбранные суждения находятся в разных колонках, значит, ваш клиент хочет совместить профессиональные и внепрофесиональные интересы. Это непросто, поскольку они противоречат друг другу.
|
|
II. Анкета «Ориентация» И. Л. Соломина
Цель: выявление способностей и желаний испытуемых, их соотнесение; определение типов профессий, наиболее подходящих испытуемым.
ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашего желания заниматься этим видом деятельности (0 — вовсе нет, I— пожалуй так, 2 — верно, 3 — совершенно верно).
Бланки диагностики в приложении.
Интерпретация результатов: Суждения характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.
|
|
Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку "предмет труда":
1) человек - человек;
2) человек - техника;
3) человек - знаковая система;
4) человек - художественный образ;
5) человек - природа.
Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку "характер труда":
А - исполнительские;
Б - творческие.
Зная координаты своих профессиональных предпочтений, можно найти наиболее подходящую для вас профессиональную группу. Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1, 2, 3, 4 или 5) вы наибольшей степени склонны и способны. Затем определяется ваша преимущественная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б). Если склонности лежат в той же группе профессий что и ваши способности, то это свидетельствует о том, что вам нравится делать именно то, что вы умеете делать. Поэтому можно было бы ожидать, что, выбрав ту или иную профессию, вы не только смогли бы добиться в ней достаточно высоких успехов, но это доставляло бы вам удовольствие. В случае если наиболее привлекательный для вас тип профессий не совпадает с характером деятельности, которую вы можете делать лучше всего, вам предстоит выбрать, чему же отдать предпочтение в процессе выбора профессии - склонностям (Хочу) или способностям (Могу). Если человеку нравится какой-либо вид деятельности, то он занимается им в течение большего времени, затрачивая на него больше усилий, поэтому соответствующие способности могут развиваться и совершенствоваться. Но верно и обратное. Если человек обладает выраженными способностями к какому-то виду деятельности, то он лучше с ним справляется и испытывает большее удовольствие, когда им занимается. Именно поэтому данный вид деятельности становится для него более привлекательным.