double arrow

Глава 3. Рекомендации родителям и педагогам

3

Рекомендации педагогам

Важнейшей педагогической проблемой и практикоориентированной задачей становится внесение в общеобразовательный процесс средств и методик, помогающих «открывать» себя в различных видах деятельности. При этом необходимо вернуть старшеклассника в сложноорганизованное пространство через вхождение в мир профессиональной субкультуры.

Профориентационные задачи должны решаться не только индивидуально, но и через групповые формы работы. Для учителя подобные условия создаются на уроке. Сегодня переход к деятельностной основе образования может основываться на внутренней дифференциации образовательного процесса, где на первый план выходят функции учителя:

Индивидуальная работа со школьниками (беседы, консультации и т.д.).

Учебная диагностика (включение в процесс обучения педагогических методик для диагностики характера динамики успешности освоения дисциплины)

Режиссирование урока (введение в структуру урока органической составляющей, направленной на профориентационные цели)

Проектная деятельность (поддержание и развитие исследовательских навыков старшеклассников, способствование формированию самостоятельности навыков планирования, уровня самооценки через научные проекты, исследования)




Элементы тренинга (активные методы, стимулирующие интерес, с одной стороны, к самому изучаемому предмету, с другой – к своим собственным интересам).

По мнению Р.В.Овчаровой, знакомство с миром профессий – лишь одна из задач профориентации, старшеклассник должен стать как активным исследователем мира образовательных услуг, так и коммуникатором, способным найти в общении с людьми различных возрастов ответы на вопросы профессионального самоопределения. Л.Брукс отмечает, что информация не будет иметь эффекта, пока клиент не готов принять ее. Поэтому на первый план выходят активизирующие профориентационные методы. Среди них Н.С.Пряжников выделяет следующие:

· Профориентационные игры.

· Игровые профориентационные упражнения.

· Бланковые игры с классом.

· Карточные бланковые игры.

· Карточные информационно-поисковые технологии.

· Карточные профконсультационные игры.

· Настольные профориентационные игры

· Активизирующие профориентационные опросники.

· Схемы анализа и самоанализа ситуаций профессионального самоопределения[4].

 

Рекомендации для родителей:

Профессиональное самоопределение - событие, которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Любимая работа - важнейшая составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором, то есть, сам подросток.



 

Шагов к решению

Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.



ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.

К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.

ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. В Интернете есть много толковых тестов, которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.

ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном варианте не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу.

 

 

Используемая литература

 

1. Давыдова Э. Х. Хочу быть психологом. Пособие по профориентации. Автор: Эльмира Давыдова /ред. Р. Белкина. - М.: Издательство ПЧЕЛА. - 88 с.: ил. (Серия "Выбираю профессию"). Год издания 2008

2. http://pandia.ru/text/77/174/15382-5.php «Методика определения мотивации (Е. Головаха)»

 

3. Анкета Ориентация, И.Л. Соломин (Опросник профориентации. / Методика оценки профессиональных интересов и способностей. / Тест Соломина И.Л.) http://psycabi.net/testy/372-anketa

 

4. http://www.shkola41.edusite.ru/p57aa1.html Интернет-статья «Рекомендации педагогам»

 

5. http://www.liceum9.ru/index.php/2010-02-18-12-20-12/1736-rekomendatsii-roditeljam-po-proforientatsii-starsheklassnikov Интернет-статья «Рекомендации родителям по профориентации старшеклассников»

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 



3




Сейчас читают про: