Содержание контрольной работы составляют следующие обязательные элементы: титульный лист; оглавление; введение; основная часть, включающая теоретический и/или эмпирический разделы работы; заключение; литература; приложения.
К вышеобозначенным элементам содержания контрольной работы предъявляются следующие требования:
1. Оформление титульного листа в соответствии с требованиями, предъявляемыми к контрольной работе в высшем учебном заведении (Приложение 1).
2. Тема контрольной работы строится на стыке уже имеющегося научного знания и нового, находящегося в стадии разработки, что требует от студента самостоятельной, научно-поисковой деятельности. Студент выбирает тему контрольной работы, опираясь на свои интересы.
3. Во введении обозначается тема работы, ее актуальность и обосновываются мотивы ее выбора.
4. Основная часть работы включает:
4.1. Теоретический раздел работы содержит развернутое описание психологического феномена, который будет подлежать изучению, в самостоятельно выбранной студентом теме, исходя, например, из профессиональной и/или личностной заинтересованности. В качестве изучаемого психического явления могут выступать профессиональная направленность учащихся, профессиональная готовность и т.д.
Описание психологического феномена может включать следующие вариативные элементы: определение понятия, теоретические подходы к его изучению в историческом аспекте, современное состояние исследуемой проблемы, и т.д.
Название параграфов в теоретической части работы студент формулирует самостоятельно, опираясь на описание выбранного психологического феномена.
4.2. Второй раздел контрольной работы – практико-ориентированный– включает выполнение практического задания, в качестве которого выступает либо диагностика профессиональных характеристик личности (варианты 1,3,7,10), либо разработка программ тренингов, семинаров (варианты 2,4,5,6,8,9).
Планирование и проведение эмпирического исследования содержит следующие шаги:
- Выбор объекта и предмета исследования. Объект исследования – это фрагмент реальности, существующий независимо от исследователя и наук, которые его изучают. Объектами психологического эмпирического исследования чаще всего выступают группы людей, например, учащиеся железнодорожного колледжа, мастера производственного обучения и т.д. На данном шаге планирования исследования студент выбирает: кто будет выступать в качестве участников исследования.
Предмет исследования – свойства, стороны, особенности реальных объектов. При выборе предмета исследования студент определяет: что он будет изучать у выбранного объекта исследования. Например, уровень эмоциональной индифферентности у преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин ПТУ.
- Формулирование цели и гипотезы исследования. Цель исследования – это ориентация на конечный результат научного познания. В данной работе студент может выбрать один из двух вариантов исследования. 1) Выявление уровня выраженности психологического феномена у определенной группы участников исследования. Например, выявить направленность на профессии типа «Человек – Человек» у учащихся педагогического колледжа. 2) Выявление доминирующего вида или типа психического явления у определенной группы участников исследования. Например, выявить доминирующую профессиональную направленность у учащихся старших классов.
Гипотеза – это предположительный ответ относительно цели исследования, формулируемый в виде развернутого утвердительного предположения.
Например, у учащихся педагогического колледжа преобладает профессиональная направленность на профессии типа «Человек – человек».
- Описание выборки. Выборка – это представители объекта исследования, принимающие непосредственное участие в реально проводимом исследовании. Количество человек в выборке – количество участников исследования – в данной работе должно быть не менее 10..
В описании выборки необходимо представить количество участников исследования, их возрастной и половой состав и другие характеристики в зависимости от поставленной цели исследования.
- Описание методики исследования. Методика исследования в психологической науке – это измерительный инструмент, посредством которого исследователь определяет уровень выраженности того или иного психологического феномена.
В работе в качестве основных методов исследования применяются психологические тесты и опросники, представленные в практикуме (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. Практикум по основам профориентологии. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед. ун-та. 2004).
Описание методики должно включать следующие элементы: указание автора методики; литературного источника, из которого была взята методика; описание количества и характера предъявляемых участнику исследования заданий, например, перечень вопросов (утверждений); описание процедуры обработки ответов участников исследования и др.
- Этап проведения исследования
Данный этап включает описание процедуры проведения исследования, в котором раскрываются условия, время и место непосредственного сбора эмпирических данных от участников исследования, т.е. их ответов на предъявляемые задания.
Этап обработки результатов исследования
Данный этап начинается с предъявления эмпирических данных в удобной для восприятия форме (табличной и графической) и включает следующие шаги.
- Оформление сводной таблицы эмпирических данных. Ответы участников исследования на предложенные в тесте утверждения обрабатываются по описанной в тесте процедуре. Полученные таким образом эмпирические данные заносятся в сводную таблицу, пример которой представлен ниже.