double arrow

МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Министерство образования Российской Федерации

Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана

"УТВЕРЖДАЮ"

Первый проректор - проректор по учебной работе

МГТУ им. Н.Э. Баумана

__________________Е.Г. Юдин

"____" ___________ 2002 г.


 

 

Индекс: 19.05:36

Программа дисциплины

АНАЛИЗ БИОСИГНАЛОВ

Для студентов факультета: БМТ, специальностей: 19.05, 19.06 (БМТ-1, БМТ-2)

Объем видов учебных работ в часах:            

 

  Всего 7 семестр 8 семестр
Выделено на дисциплину 170    
Аудиторная работа 85    
Лекции 51 51 -
Семинары 17 17 -
лабораторные работы 17 17 -
Контрольная работа (№ недели)   (9)  
Рубежный контроль (N недели)      
Самостоятельная работа 85 34  
курсовая работа 51 - 51
курсовой проект - - -
самостоятельная проработка курса и подготовка к контрольным мероприятиям     34  
Зачеты   - Зачет
Экзамены   Экзамен -

 

 

Факультет

БИОМЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА

Кафедра

МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Раздел 1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина входит в цикл профилирующей биоинженерной и проектно-конструкторской подготовки студентов.

1.1. Цель преподавания курса.

Подготовка специалистов к участию в разработке и создании новых и модернизации существующих аппаратов и систем медицинского назначения, проектировании и разработке конструкций специализированных медицинских измерительных преобразователей, созданию программно-алгоритмического и математического обеспечения для автоматизированной первичной обработки биологических сигналов, разработке медико-технических требований, программ и методик испытаний.

1.2. Задачи курса.

Формирование умений и навыков по следующим направлениям деятельности:

- классификация и физическая природа биомедицинских сигналов;

- методы обработки и медико-техническое обоснование и выбор методов анализа биомедицинских сигналов;

- математическая обработка сигналов, получаемых от первичных измерительных преобразователей, с использованием современных методов анализа и преобразования сигналов;

- обработка больших массивов информации с помощью ЭВМ;

- цифровой спектральный анализ;

- анализ и синтез цифровых фильтров и функциональных узлов обработки сигналов;

- неискаженная передача первичных сигналов к средствам обработки и анализа;

- общие принципы автоматизированного анализа медико-биологической информации;

- разработка функциональных узлов и алгоритмических средств современных медицинских аппаратов и систем;

- расчет основных характеристик медико-биологических сигналов;

- рациональное согласование параметров технических звеньев со свойствами биологических объектов;

- разработка основных технических требований на исследование, разработку, конструирование и моделирование аппаратов, систем и алгоритмов медицинского назначения.

1.3. Место курса в учебном процессе.

Курс "Анализ биосигналов" предшествует изучению дисциплин "Биотелеметрия", "Медицинские электронные приборы и аппараты". Материалы данного курса будут использоваться в дисциплинах "Биотелеметрия", " Медицинские электронные приборы и аппараты", а также при выполнении курсового проекта "Медицинская аппаратура" и в дипломном проектировании.

1.4. Профессиональные навыки, умения и знания, приобретаемые в результате
 изучения дисциплины.

Навыки и умения. Студент на уровне репродуктивной деятельности должен уметь:

1. Определять тип, варианты и оптимальную конструкцию биодатчика для конкретных задач и основные характеристики соответствующих биосигналов.

2. Уметь формулировать медико-технические требования к медицинским измерительным
приборам, устройствам сбора, анализа, преобразования и передачи по линиям связи медико-биологической информации (МБИ).

3. Составлять алгоритмы и программы обработки и анализа первичной МБИ.

4. Анализировать возможные источники помех и искажений информации о состоянии биообъекта по заданному информационному параметру и способы уменьшения их влияния.

5. Производить сравнительную оценку различных видов передачи МБИ.

Знания. Студент должен знать:

- общую теорию измерений и ее приложения к области медико-биологических исследований, принципы действия, схемы включения и характеристики основных типов медицинских измерительных преобразователей;

- эффективные алгоритмы быстрого преобразования Фурье, Z-преобразования и цифровой фильтрации;

- основные методы анализа и синтеза цифровых фильтров по заданным требованиям;

- выходные характеристики сигналов измерительных преобразователей;

- методы анализа случайных процессов, основные положения модуляции сигналов.

1.5. Основные исходные профессиональные и интеллектуальные навыки, умения,
знания, необходимые для изучения дисциплины.

Навыки: Выполнение и чтение чертежей в соответствии с требованиями ГОСТ и ЕСКД, владение ПЭВМ типа IBM PC, владение операционными системами MS-DOS и Windows, методами физико-биологических исследований биообъектов.

Умения: Анализировать существенные для задания свойства биообъекта, протекающие в биологических средах процессы, самостоятельно решать простейшие задачи программирования (суммирование рядов, численное определение определенных интегралов и производных, графический вывод результатов и т. д.)

Знания: Свойства биообъекта: акустические, электрические, механические, физико-химические, теплофизические, оптические. Параметры искусственных и естественных лечебно-профилактических воздействий на организм. Законы теплового излучения, абсолютно черного
тела, серых тел, термоэлектрические явления. Явления поглощения энергии. Фотоэффект. Магнитные свойства вещества. Термодинамика биообъектов. Законы механики твердого и деформируемого тела. Элементы акустики. Основы электроники.

Алгоритмический язык программирования Pascal (и/или C, Basic), систему математического моделирования MathCad. Основы операционного исчисления (преобразование Лапласа и Фурье), основы теории функций комплексного переменного (теорему Коши, аналитичность функций, области однолистности, теорему о вычетах, особые точки, многосвязные области, сходимость рядов и интегралов в комплексной области. Анатомо-физиологические основы электро­кардиографии, спирографии и др. Основные характеристики случайных процессов.

Раздел 2. Содержание дисциплины


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: