Активное чувствование

Глава 5. Динамика малых групп

 

Группа – это живой организм, который способен к ежедневному изменению и развитию. Это определено процессами, свойственными только группам. В группах создаются условия, которые заставляют людей вести себя иначе, чем наедине с собой или в толпе. К. Левин утверждал, что все социальные изменения происходят в группах, следовательно, исследование динамических групповых процессов особенно значимы в современных сообществах.

Западная социальная психология, в частности американская, в большинстве случаев изучает процессы, происходящие в малой группе, в лабораторных условиях. Социальные психологи подбирают испытуемых, из которых искусственно формируется группа; перед ней ставится задача и создается ряд трудностей, чаще всего когнитивного характера. Именно поиск и способы преодоления трудностей есть реальная цель исследований. Таким образом ученые пытаются моделировать реальные процессы в малых группах и устанавливать закономерности взаимодействия людей.

Подход российских социальных психологов принципиально отличается от подхода зарубежных коллег. Большинство исследований проводится на материале реальных малых групп. Такой подход имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства его, на наш взгляд, заключаются, во-первых, в получении данных о взаимодействии людей в реальных социально значимых для них ситуациях; во-вторых, в возможности быстрого использования и внедрения результатов социально-психологического исследования в практику; в-третьих, в открытости исследователей, невозможности обмануть своего испытуемого или манипулировать его сознанием и поведением. Речь здесь идет о том, что известные в науке эксперименты в малых группах американских психологов когнитивного направления чаще всего построены на основе обмана испытуемых, подмены открыто декларируемой группе цели целью скрытой, экспериментальной. Одним из важных принципов отечественной социальной психологии является принцип доверия к испытуемому, недопустимости манипулирования им. Недостатками подхода являются, на наш взгляд, во-первых, наличие существенных трудностей в проведении эксперимента в малых группах, и, во-вторых, как следствие, более поверхностные, а не глубинные результаты психологического исследования. Необходимо заметить и следующее, экспериментальные исследования требуют финансирования и специального оборудования. Это обстоятельство до сих пор является главным сдерживающим фактором в отечественных исследованиях.

 

Динамика групповых процессов

 

В зарубежной социальной психологии существует целое направление исследований, получившее название «Групповая динамика». Впервые термин «групповая динамика» был использован Левиным в статье «Эксперименты в социальном пространстве» в журнале «Гарвардское педагогическое обозрение» (1939, США). По мнению Левина, «групповая динамика» – это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе.

Динамика группыэто социально-психологические процессы, приводящие группу в определенные состояния посредством различных групповых механизмов и обеспечивающие ее формирование, функционирование и развитие.

Представление о динамике группы предполагает рассмотрение следующих вопросов: а) групповые процессы; б) групповые состояния; в) групповые эффекты; г) уровни развития группы.

В данной главе будут рассмотрены групповые процессы и соответствующие им групповые состояния.

Групповой процессэто совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности.

Групповые процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних условий. Они различаются по времени протекания и интенсивности воздействия на личность членов группы. Групповые процессы могут быть двух типов: процессы развития и процессы функционирования. Процессы развития обусловливают переход группы к качественно новому состоянию. Процессы функционирования обеспечивают стабильность достигнутого качественного состояния группы и постепенное накапливание количественных изменений. Когда такое накапливание происходит – осуществляется качественный скачок, то есть процесс функционирования переходит в процесс развития.

Стержнем групповых процессов является процесс решения групповой задачи в ходе совместной деятельности. Он интегрирует и подчиняет себе другие процессы, происходящие в группе.

Каждому из групповых процессов соответствует некоторое групповое состояние, которое возникает под действием групповых процессов и в определенной степени фиксируют момент завершенности того или иного процесса. Состояния также различаются по длительности и интенсивности.

Групповое состояниеэто относительно статический момент динамики группы, характеризующийся устойчивостью, закрепленностью и повторяемостью действий и психических состояний членов группы, а также социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействия.

Соотношение основных групповых процессов и состояний представлено в табл. 5.1.

Таблица 5.1. Динамика группы, как соответствие процессов и состояний

Групповые процессы Групповые состояния
1. Общение   2. Консолидация 3. Лидерство 4. Конкуренция 5. Адаптация 6. Принятие решения 7. Идентификация 1. Подготовленность к совместной деятельности 2. Направленность на решение задачи 3. Организованность 4. Активность 5. Сплоченность 6. Интегративность 7. Референтность
Продуктивность решения групповой задачи как совокупный групповой процесс Социально-психологический климат как совокупное групповое состояние

 

Общение

 

Первый динамический процесс, который определяет все последующие процессы и состояния – это общение. Именно общение является тем предварительным условием, без которого не может состояться ни одна группа, так как общение обеспечивает состояние подготовленности к совместной деятельности. В контексте динамических процессов в группе:

Общениеэто взаимный обмен между членами группы информацией, действиями, состояниями, личностным содержанием и пр.

Общение как сложный процесс человеческих взаимоотношений включает в себя следующие компоненты:

· информирование – передача информации от одного человека к другому, без обратной связи;

· коммуникация – обмен информацией между людьми, с обратной связью;

· интеракция – взаимодействие людей, обмен действиям;

· перцепция – восприятие и понимание людьми друг друга;

· трансакция – обмен между людьми психическими состояниями, эмоциями, чувствами, переживаниями (предпосылкой адекватной трансакции служит наличие эмпатической способности общающихся людей);

· персоноакция – обмен личностным содержанием, передача одним человеком и принятие другими личностных свойств, качеств, ценностных ориентаций, жизненных принципов и опыта.

В основе персоноакции лежат такие личностные механизмы, как персонификация и идентификация. Персонификация – это перенесение своего «Я», своих личностных качеств на другого человека, сравнение себя с ним. Идентификация, напротив, – перенесение личностных качеств другого на самого себя. В структуре процесса общения персоноакция – редкое явление. Однако она всегда присутствует в общении семьи, в процессе дружеских и любовных отношений. Учет персоноакции крайне необходим в воспитательном и педагогическом процессе, поскольку родители и личность учителя оказывает большое воздействие на воспитание и формирование личности ученика, а ребенок идентифицирует себя со значимыми для него людьми на протяжении всего детства.

Чтобы процесс общения проходил эффективно, людям необходимо обладать определенным набором коммуникативных умений и навыков. В социальной психологии выделяют два уровня коммуникации: вербальный и невербальный. Согласно модели Р. Фуцзисина (R. Fujishin), любое вербальное сообщение строится по схеме:

   

 

 


Рис. 5.1. Модель вербального сообщения

 

Фуцзисин (1997) выделил четыре уровня вербальных попыток передать информацию, начиная с относительно поверхностного общения и заканчивая сообщениями, чрезвычайно важными для источника коммуникации:

· поверхностный разговор – не подразумевает систематической передачи серьезной информации: как правило, он поддерживается для того, чтобы подтвердить реакцию на присутствие рядом другого человека;

· сообщение фактов носит безличный характер: передается проверяемая информация;

· высказывание мнения – сообщение о нашей оценке ситуации: человек сообщает свое субъективное мнение, с которым другой человек может не согласиться. Таким образом, мы открываемся перед собеседником, поскольку доверяем ему наши ценности и убеждения. Мы должны верить, что получатель не использует эту информацию в корыстных целях;

· выражение чувств – это наиболее глубокий уровень вербальной коммуникации [65, с. 70–71].

Другое измерение вербального общения – использование молчания и перебивания. Молчание может признаком силы или бессилия. Если человеку не разрешают говорить в группе, то это признак его бессилия. Перебивание считается претензией на лидерство. Молчание и перебивание могут означать силу или бессилие в зависимости от контекста, а также культурных условий и гендерных различий.

К главным коммуникативным умениям человека относятся умения слушать, видеть и чувствовать.

 


Активное слушание

 

В деловых отношениях особое внимание обращают на вербализацию, так как именно в словах заключен смысл с помощью которого люди взаимно влияют друг на друга. В табл. 14.2 показана взаимосвязь характеристик речи и процессов мышления в ходе обработки полученной от собеседника информации.

Таким образом, техники активного слушания помогают точнее понять слова партнера, проанализировать их, выделить самую главную мысль, установить причины и следствия его поведения, о которых он говорит сам. Это позволяет избежать фундаментальной ошибки атрибуции.

Таблица 5.2. Взаимосвязь речи и мышления человека

Речь Мышление
Вербализация первого уровня – дословное повторение слов партнера Фиксация слов партнера в коре головного мозга, перевод и уточнение смысла высказываний, запоминание высказанных партнером мыслей
Вербализация второго уровня – структурирование слов партнера Анализ высказываний партнера, группировка его мыслей и идей, ранжирование по степени важности
Вербализация третьего уровня – обобщение высказываний Синтез высказываний партнера, нахождение самой главной, центральной идеи, ее осмысление
Вербализация четвертого уровня – развитие идеи партнера Установление причинно-следственных связей в словах партнера, возможность перехода к аргументации.

 

Активное видение

 

Активное видение предполагает внимательное наблюдение, анализ и понимание невербальных способов общения. С помощью приемов активного видения можно получить до 80 % всей информации, которая выражается вербально и невербально. Социальные психологи насчитывают 6 невербальных способов общения. Кратко опишем эти способы:

1. Паралингвистика характеризует ритм, темп речи, интонации, используемые паузы и добавки к речи (покашливания, паузы, смех и т.д.);

2. Проксемика характеризует взаимное расположение партнеров, позы и социальную дистанцию;

3. Пантомимика изучает движения и жесты людей;

4. Мимика связана с движением лицевых мышц, которые отражают эмоции и переживания человека;

5. Прикосновения показывают возможность проникновения в личное психологическое поле человека;

6. Ольфакторика – реакция людей на разнообразные запахи, в том числе и запах человека [74, с. 97–99].

Мы рассматривали невербальное восприятие партнеров в пятой главе. Здесь мы лишь напомним некоторые положения, имеющие непосредственное отношение к процессу общения. У человека, как и у группы, есть собственная территория. Во всех изученных культурах существуют нормы, касающиеся распределения пространства. В различных культурах эти нормы существенно отличаются друг от друга, однако в любой культуре конкретный человек окружен серией из четырех концентрических кругов. Отличается лишь глубина этих кругов:

· интимное пространство – это ближайшее к человеку кольцо. Оно может быть большего или меньшего размера. Определить интимное пространство можно по длине вытянутой руки. Люди обмениваются рукопожатием, и рука каждого как пружина не допускает партнера к более тесному контакту и прикосновению;

· личное пространство – это расстояние, которое выдерживается при общении с друзьями и близкими знакомыми. В большинстве групп люди общаются, учитывая личное пространство;

· социальная дистанция – это расстояние, на котором взаимодействуют знакомые и коллеги по работе. В радиусе этого пространства невозможно телесное соприкосновение;

· публичная дистанция – это область формального взаимодействия с незнакомыми людьми. Она начинается от границы социальной дистанции [65, с. 77].

Пантомимика описывает движения, которые люди выполняют в процессе общения. Важнейшим источником информации является лицо, поскольку оно выражает переживаемые эмоции. П. Экман (P. Ekman, 1992) установил культурную универсальность связи основных эмоций и выражений лица. Все люди на Земле, независимо от культуры, пола и возраста, мимически одинаково выражают основные эмоции (радость, страх, угрозу, расположенность) и способны адекватно понимать их проявления у других людей.

 

Активное чувствование

 

При общении с другими людьми необходимо давать себе отчет о том, что мы почувствовали по поводу того, что увидели и услышали. Прежде всего, нужно давать отчет о своих чувствах, эмоциях и переживаниях. Такой отчет поможет нам сориентироваться в точности своих интерпретаций и правильности своего поведения. Если мы испытываем позитивные чувства – радости, восторга, доброжелательности – значит, коммуникация может привести к успеху и долгосрочному сотрудничеству. Если же мы испытываем негативные чувства – подозрительность, страх, неприязнь – значит, возникли трудности в коммуникации. Возможно, мы совершили ошибку, следовательно, необходимо вернуться назад – понаблюдать за своим поведением и поведением другого человека, попытаться вновь понять и проинтерпретировать его слова и жесты. Для более точного понимания и интерпретации эмоциональных состояний мы предлагаем использовать технику, которую мы назвали «FISA».

Техника «FISA» представляет собой следующую пошаговую  систему общения:

F – первый шаг: наблюдение за фактами, поэтому в нашей системе он обозначается как «faсt».

I – второй шаг: необходимо высказать идеи о том, что мы увидели и услышали, проинтерпретировать то, как мы поняли поведение и слова другого человека. В нашей системе второй шаг обозначается как «idea».

S – третий шаг: необходимо дать себе отчет о том, что мы почувствовал по поводу увиденного и услышанного. В нашей системе третий шаг обозначается как «sense».

A – четвертый шаг: необходимо оценить свое поведение, свои суждения, свои эмоции с точки зрения их соответствия (конгруэнтности) правилам и принципам внутригруппового взаимодействия. В нашей системе четвертый шаг обозначается как «appreciation».

Таким образом, истинный диалог начинается только тогда, когда мы сделаем первые четыре шага на пути к взаимопониманию и принятию личности человека в целом. Следует учитывать и то, что понимание и принятие противоположного мнения другого человека начинается с оценки самого себя и самопринятия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: