В башкирской мифологии

В башкирской мифологии дивы описываются как существа, вредившие людям. В ряде сказок дивы и аждахи (драконы) каждый день требуют отдавать одну девушку на съедение.

В эпосе «Урал-батыр» дивы выступают служителями Шульгена — родного брата Урала. Также являются персонажами эпосов «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», дастана «Кисякбаш китабы», сказок «Девушка, джигит, дэв», «Старик и дэв» и других фольклорных произведениях.

В башкирских сказках встречаются трёх-, шести-, семи-, девяти-, двенадцатиглавые дивы[20].

О дивный новый мир - антиутопический, сатирический роман английско-го писателя Олдоса Хаксли (1932). «О дивный новый мир» («Прекрасный новый мир», англ. Brave New World) —

В заглавие вынесена строчка из трагикомедии Уильяма Шекспира «Буря».

 

Действие романа разворачивается в Лондоне далёкого будущего (около 26 века христианской эры, а именно в 2541 году). Люди на всей Земле живут в едином государстве, общество которого — общество потребления. Отсчитывается новое летоисчисление — Эра Т — с появления Форда Т. Потребление возведено в культ, символом потребительского бога выступает Генри Форд, а вместо крестного знамения люди «осеняют себя знаком Т».

Согласно сюжету, люди не рождаются традиционным путем, а выращиваются на специальных заводах — человекофабриках. На стадии развития эмбриона они разделяются на пять каст, различающихся умственными и физическими способностями — от «альф», обладающих максимальным развитием, до наиболее примитивных «эпсилонов». Для поддержания кастовой системы общества посредством гипнопедии людям прививается гордость за принадлежность к своей касте, почтение по отношению к высшей касте и презрение к низшим кастам. Ввиду технического развития общества значительная часть работ может быть выполнена машинами и передается людям лишь для того, чтобы занять их свободное время. Большинство психологических проблем люди решают с помощью безвредного наркотика — сомы. Также люди часто изъясняются рекламными слоганами и гипнопедическими установками, например: «Сомы грамм — и нету драм!», «Лучше новое купить, чем старое носить», «Чистота — залог благофордия», «А, бе, це, витамин Д — жир в тресковой печени, а треска в воде».

Института брака в описанном в романе обществе не существует, и, более того, само наличие постоянного полового партнера считается неприличным, а слова «отец» и «мать» считаются грубыми ругательствами (причём если к слову «отец» примешан оттенок юмора и снисходительности, то «мать», в связи с искусственным выращиванием в колбах, едва ли не самое грязное ругательство). Книга описывает жизнь различных людей, которые не могут вписаться в это общество.

Героиня романа Ленайна Краун — медсестра, работающая на конвейере производства людей, скорее всего, член касты «бета минус». Она состоит в связи с психологом человекопитомника Бернардом Марксом. Он считается неблагонадёжным, но для борьбы за что-то у него не хватает смелости и силы воли, в отличие от его друга, журналиста Гельмгольца Уотсона.

Ленайна и Бернард летят на уик-энд в индейскую резервацию, где встречают Джона, носящего прозвище Дикарь — белого юношу, рождённого естественным путём; он сын директора воспитательного центра, где они оба работают, и Линды, теперь опустившейся алкоголички, всеми презираемой среди индейцев, а некогда — «беты» из воспитательного центра. Линду и Джона перевозят в Лондон, где Джон становится сенсацией среди высшего общества, а Линда становится наркоманкой и в результате умирает от передозировки.

Джон, влюблённый в Ленайну, тяжело переносит смерть матери. Юноша любит Ленайну неуместной в обществе возвышенной любовью, не смея признаться ей, «покорный обетам, которые никогда не прозвучали». Она искренне недоумевает — тем более, что подруги спрашивают её, какой из Дикаря любовник. Ленайна про-бует соблазнить Джона, но он называет её шлюхой и убегает.

Психический срыв Джона ещё усиливается из-за смерти матери, он пытается объяснить работникам из низшей касты «дельта» такие понятия, как красота, смерть, свобода — в результате его, Гельмгольца и Бернарда арестовывают.

В кабинете Главноуправителя Западной Европы Мустафы Монда — одного из десяти, представляющих реальную власть в мире, — происходит долгая беседа. Монд откровенно признаёт свои сомнения по поводу «общества всеобщего счастья», тем более, что сам был некогда одарённым физиком. В этом обществе фактически под запретом наука, искусство вроде Шекспира, религия. Один из защитников и глашатаев антиутопии становится, по сути, рупором для изложения авторских взглядов на религию и экономическое устройство общества.

В результате Бернард отправляется в филиал института в Исландии, а Гельмгольц на Фолклендские острова, причем Монд, хотя и запрещает Гельмгольцу разделить ссылку с Бернардом, всё же добавляет: «Я почти завидую вам, вы окажетесь среди самых интересных людей, у которых индивидуальность развилась до того, что они стали непригодны для жизни в обществе». А Джон становится отшельником в заброшенной башне. Чтобы забыть Ленайну, он ведёт себя неприемлемо по мер-кам гедонистического общества, где «воспитание делает всех не то что жалостли-выми, но до крайности брезгливыми». Например, он устраивает самобичевание, свидетелем чего невольно становится репортёр. Джон становится сенсацией — уже во второй раз. Увидев прилетевшую Ленайну, он срывается, бьёт её бичом, крича о блуднице, в результате чего у толпы зевак, под влиянием неизменной сомы, начи-нается массовая оргия чувственности. Придя в себя, Джон, не сумевший «выбрать между двумя видами безумия», кончает жизнь самоубийством.

В 1958 году, спустя почти 30 лет после выхода первой книги, Хаксли публикует её нехудожественное продолжение: «Возвращение в дивный новый мир», в кото-ром он рассуждает, насколько приблизился или отдалился наш мир от описанного в романе 27-летней давности. О. Хаксли приходит к выводу, что мы движемся к концепции «дивного мира» намного быстрее, чем он предполагал.

В книге он анализирует, почему это происходит, например, как перенаселенность (с момента написания первой книги, население планеты увеличилось на 800 милли-онов) может привести к образованию тоталитарного режима. Не меньшую роль он уделяет наркотикам и подсознательному воздействию, сравнивает способы пропа-ганды Геббельса и современные способы «промывки мозгов» через телевидение.

«Возвращение в дивный новый мир» является сочинением, рассуждением автора, а не романом, как первая часть. Также влияние оказала индуистская Веданта, к кото-рой он обратился в 1939 году.

В последней главе книги Хаксли предлагает меры, которые, по его мнению, смогут предотвратить переход демократии к тоталитаризму, описанному в «О дивном но-вом мире». Именно эти идеи ложатся в основу его последнего романа — «Остров».    https://dic.academic.ru/contents.nsf/ruwiki/

 

ДИВЫЙ — дикий.

ДИВЬИ ЛЮДИ - Изображения людей удивительного вида. В старину, как говорят, такие люди населяли всю планету.                                                                                   (61)

 

ДИД – 1. Первый помошник Ругевита, почтенный и разумный, не столько кара-ющий,  сколько предостерегающий, часто появл. в виде рыжего кота или пса. Имя от балтск. «didis» - «великий».

2 – дид-ладо,.. припев веснянок или хороводных песен. А мы поле вытопчем, выто-пчем, ой дид-ладо вытопчем, вытопчем!

3. — третий сын богини Лады, после Леля и Полели, бог супружеской любви.

4. — древне-славянское имя, означающее «всегда молодой, как любовь».

ДИД-ЛАДО. Серебряный век полон загадок. Бурные предреволюционные и революционные годы породили множество мистификаций, подделок и розыгрышей. Некоторые из них попали в госархив и оказались надёжно спрятанными за семью печатями.

Над одной из подобных загадок мы попробуем приоткрыть завесу тайны.

Был такой художник Дид Ладо – завсегдатай литературных кафе, добрый знакомый имажинистов и футуристов. Когда Мариенгоф, Шершеневич и Есенин в компании младших товарищей отправились расписывать своими стихами Страстной монастырь, с ними пошёл и этот загадочный художник. С ними же он ездил и в Санкт-Петербург.

Известен Дид Ладо в основном в каких-то анекдотических ситуациях.

И совершенно непонятно, что это был за человек. Насколько серьёзно он занимался живописью? Или только рисовал революционных матросов за краюху хлеба? Сохранились ли его полотна? Как звали его? Ведь Дид Ладо – это определённо псевдоним художника.

Сегодня мы попробуем ответить на последний вопрос.

Существует несколько гипотез. Первая ориентируется на комментариях к собранию сочинений Есенина. Сергей Александрович сделал рисунок Дида Ладо. Редакторы издания полагают, что за псевдонимом может скрываться Алексей Станиславович Белевский (1859–1919). Это был писатель и публи-цист. Под другим псевдонимом – «Белорусов» – он написал несколько книг («Из пережитого» (1906) и «В старом доме» (1908)), а также множество статей в журналах «Путь», «Вестник Европы», «Лебедь», «Русское Богатство», «Север-ные Записки». В 1907 году в газете «Час» он опубликовался под псевдонимом «Дид Ладо».

В своих мемуарах Шершеневич писал так: «Среди нас в кафе «Домино» был ху-дожник, фамилию его я не знал. Звали его псевдонимом Дид Ладо. Он был весё-лый парень и, несмотря на свои сорок-пятьдесят лет, держался так, что возраст его забывался. Он был схож с теми художниками, которые на улицах и на бульварах пишут мгновенные портреты. Карандаш Дид Ладо не знал задач ис-кусства, но и не знал препятствий. За вечер в «Домино» Ладо успевал зарисовать десяток матросов, которые хотели оставить свою памятку продажным спутни-цам, пяток поэтов, чтоб для рекламы разложить эти рисунки под стекло столи-ков, выпить десять стаканов кофе, и всё это балагуря и словно развлекаясь, а не работая».

А в «Романе без вранья» Мариенгоф дал такой портрет: «По паспорту Диду бы-ло за пятьдесят, по сердцу восемнадцать… Дид расписывал Страстной мона-стырь, переименовывал улицы, вешал на шею чугунному Пушкину плакат: «Я с имажинистами».
В СОПО читал доклады по мордографии, карандашом доказывал сходство всех имажинистов с лошадьми: Есенин – вятка, Шершеневич – орловский, я – гунтер. Глаз у Дида был верный».

Театральный художник Комардёнков тоже оставил портрет своего загадочного собрата: «Бывал в «Союзе» художник, называвший себя Дид Ладо. Этот человек в годах, с бородкой, по манерам напоминал Луку из пьесы М.Горького «На дне». За небольшую мзду он рисовал на четвертушке бумаги портреты посети-телей, рисовал плохо, но похоже».

Казалось бы, Белевский может быть тем человеком, которого описали Шерше-невич, Мариенгоф и Комардёнков. Однако возникают определённые сомнения. Если бы Дид Ладо был ещё и писателем, мемуаристы запомнили бы этот нюанс. Тем более, об этом непременно сказали бы поэты, ревниво поглядывающий на своих коллег по перу.

Юрий Юшкин написал статью «Кто же он, Дид Ладо?» и опубликовал в 1999 году в «Исторической газете», но и в ней не даётся прямого ответа на этот вопрос.

Есть ещё данные, что Белевский в начале 1900-х годов уехал во Францию, где сотрудничал в периодических изданиях левого толка, а ещё был казначеем Общества русских комбатантов, воевавших во французской армии (1916), и активным членом Кассы политических эмигрантов из России.

Если бы Дид Ладо, которого описывают мемуаристы, имел опыт эмиграции, это было бы прописано. И Мариенгоф, и Шершеневич в своей мемуаристике написали про каждого любопытного человека, которого им довелось видеть. А так – увы.

Есть вторая гипотеза. Её напрямую не высказывают, но намекают на неё филологи Леонид Литвак и Андрей Устинов. Существует «Портрет Сандро Кусикова» за подписью Дид Ладо. В книге «Литературный авангард русского Парижа: история, хроника, антология, документы» филологи публикуют эту картину за подписью Ладо Гудиашвили. Рядом расположено ещё несколько карандашных рисунков этого же художника: один – иллюстрация из книги Евангулова, второй – из журнала «Монпарнас». При желании можно увидеть в них руку одного художника, только есть одно «но».

«Портрет Сандро Кусикова» выполнен в 1921 году. В это время поэт ещё нахо-дится в Москве, а художник Гудиашвили уже третий год проводит в Париже.

Ливак и Устинов, видимо, опубликовали то, что обнаружили на просторах миро-вой Сети. Поэт действительно общался с представителями русского авангард в Париже, но позже. Александр Борисович переедет во Францию только в 1924 году.

Но есть ещё одна странность. В «Летописи жизни и творчества Есенина» чётко прописано, что «известен также портрет А.Кусикова работы Дид Ладо 1921 года (собрание Ю.А. Паркаева)».

То есть и вторая гипотеза не может быть верной: для неё нашлось сразу два контраргумента.

Что ж, хоть мы и не узнали, кто скрывается под псевдонимом Дид Ладо, но мы точно определили, что это не Белевский и не Ладо Гудиашвили.

Продолжаем поиски.

Где искать? Среди имён запрещённых в советское время художников. Сергей Шумихин в комментариях к книге «Мой век, мои друзья и подруги», которая включает в себя мемуары Шершеневича, Мариенгофа и Грузинова, отметил: «В рукописи против этого места рукой редактора написано: «Изъять Ладо!!!», после чего Шершеневич везде вычеркнул это имя. Установить, кто носил псевдоним Дид Ладо не удалось».

Но, может быть, удастся со временем. Олег ДЕМИДОВ

Давно известно, что под псевдонимом Дид Ладо скрывался Пётр Николаевич Троянский. Если посмотреть материалы, касающиеся Революции 1905-07 годов, документальные материалы о Вал. Серове, разные записи К.Чуковского (от "Днев-ников" до "Чукоккалы") и пр., то станет ясно, что это был художник рисо-вальщик, иллюстратор, плакатист, журналист. Работал в Петербурге, Париже, Нью-Йорке, Чикаго. Был редактором петербургского журнала "Адская почта" (1906), помещал рисунки в журналах "Русь", "Сигнал", "Сигналы", "Серый волк", "Шут", "Искры". Выступал под псевдонимами Юнкер Шмидт, Дид Ладо.
Если покопаться в Интернете, то можно найти, что он был офицером Генерального штаба, артиллеристом, учеником Браза, художником-карикатуристом. Жил в Петер-бурге на ул. Дровяной дом 4, был приятелем многих известных людей и т.д. Только вот с датами жизни не ясно. Умер то ли в 1922, то ли в 1923 году.       http://www.litrossia.ru/

-Давно известно кому? Ни в одной энциклопедии этой информации нет. Но спасибо за наводку, будем её прорабатывать.                                     itrossia.ru›item/8665-oj-did-lado-did-lado

ДИДИЛИЯ -(у литовцев Didis Teiwos – Великая Богиня), богиня Чистой Любви, обнимавшей всё человечество.                                                                                         (61)

ДИДУХ – древнеславянский родовой символ. Диду́х (укр. дідух, дід, коляда, коляд-ник, дідок) — древнейший славянский, украинский, дулибский, роський, новогодний, рождественский символ, знак бессмертия предков, оберега рода, благополучия, достат-ка, символ хорошего урожая. Дидух является одним из древнейших культов украинской рождественской обрядности.
  Дорога Домой - славяне|традиция|язычество

 

ДИНОЗАВР -Вот как толкуют различные словари это слово «Вымершее пресмыкающееся мезозойской эры, достигавшее громадных размеров». Или сло-варь Ушакова делает попытку понять откуда произрастает это слово. Вот во что они предлагают поверить — (от греч. den — давно и saura — ящерица (палеон.)). Вымершее пресмыкающееся огромных размеров.                          http://lider-ponevole.ru/




ДИОМИД

В Беринговом проливе, посередине между Чукоткой и Аляской, расположены Острова Диомида. Большой Диомид (или остров Ратманова) принадлежит России, а Малый Диомид (или остров Крузенштерна) — США. Между островами прохо-дит не только государственная граница, но и линия перемены дат. Таким образом солдаты заставы на Большом острове могут встретить Новый Год, затем пройти 4 км до Малого и встретить его ещё раз, тем более сделать это можно без всякой визы бла-годаря особому договору между странами.                                       https://vk.com/vkcitat

ДИОНИС

– (греч,), бог плодоносящих сил Земли, божество земледельческого круга, известное с XIV в. до н.э., связанное со стихийными силами Земли. Становление христианства превратился  в символ раскованного свободного желания, душевного подъема, вдох-новения и раскрепощения чувств. Дионис – антипод Аполлона. Атрибутами Диониса являются тирс (жезл Вакха), увенчанный сосновой шишкой фаллической формы, или змея, лошадь, буйвол, пантера, козел либо кабан. По Юнгу, миф о Дионисе означает бездну «бесстрастного растворения» каждого индивидуума как результат эмоции, доведенной до пределов пароксизма, воплощение стремления убежать от времени в «прошлое», характеризующееся вакхическими оргиями; это миф, олицетворяю-щий бессознательные желания.

Смотри также Вакх.                                                                                              http://ezoezo.ru/about-dict.html

 

ДИР -(аль Масуди) русский князь, правитель славян.                                     (72.219.).

ДИР -Имя Дир кельтское (Dir) и означает – верный, сильный, знатный (Кузьмин А.Г. Древнерусские имена и их параллели // Откуда есть пошла Русская земля. Кн. 1. М., 1986);

ДИТЯ -третий сын Лады. Всегда молодой бог семьи и детей, бог покровитель родов. Его символом был щенок.                                                                                    (61)                 

ДИЯНКИ - Ни одна псковская бабушка не позволит внуку разгуливать зимой в рва-ных диянках или чего доброго вообще без них. Диянки незаменимы во время игр в снежки и зимних прогулок по лесам. Пример употребления: «Пока строили снежную крепость Вася потерял диянки. Ему влетит от бабушки» Диянками псковитяне называ-ют вязаные варежки.                                                               https://vk.com/detizemlirusskoy

ДМИТРИЙ царевич

 

ДМИТРИЕВ МАКСИМ - Многие знают фотографии Сергея Прокудина-Горского. Цветные кадры царской России – это уникальное достояние. Но есть еще один классик, равный по величине. Это Максим Дмитриев. В отличие он Прокудина-Горского, он донес до нас не открыточную Россию. Он сделал первые жанровые снимки страны.

      

Голодный год в Нижегородской губернии 1891-1892                                                          Нижегородская ярмарка 1896 во время половодья.
Раздача хлеба в ссуду крестьянам в городе Княгинине.                      

 

      

Нижний Новгород. Самокатская площадь. Кинотеатр «Волшебный мир».                     Озеро Вселуг. Широковский погост.

 

                  

Ложкарный базар в городе Семенове. 1897 г.

Группа старообрядцев. Деревня Кузнецово Семеновского уезда.

Нижегородские «босяки».

 

Кулачный бой перед ночлежным домом Н.А.Бугрова. Нижний Новгород.

 

 

ДМИТРИЕВА Елизавета Ивановна – она же – Лиля, она же – Черубина де Габриак.

Как поэтесса, она расцвела лишь раз и на короткое время, но в это время ее стихами зачитывались едва ли не все эстеты «серебряного века». Между тем, она имела невзрачную наружность, перенесла туберкулез и с детства была хромой.


Едва ли не половина поэтов эпохи были в неё влюблены, а двое стрелялись на дуэли. Кажется, единственный случай в истории нашей страны. Но, слава богу, оба остались живы.

О таинственной личности Елизаветы Дмитриевны беседуем в программе «Равные среди первых» с Михаилом Борисовичем Шапошниковым, руководителем научно-экспозиционного отдела «Музей Серебряного века» Государственного литературного музея.

Слушайте подкаст программы «Равные среди первых»!

ДНА – болезни внутренних органов, ломота в костях, грыжа Сильвестр Домострой


ДНЕВНИК -

ДНЕПР - БОРИСФЕН (греческ.)– бог реки Днепра, отец русалки Роси.
ДНЕСЬ — ныне, теперь, сегодня.
ДОБА жен., малорос., белорус., твер., смол., костр. пора, час, время, година. Ночной добой. Он будет в твою добу, в твою пору, лета. От этого: удобный, подобный, надобный и пр. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …    Толковый словарь Даля

     

ДОБРОХОТ — доброжелатель, покровитель.

 

ДОБРЫЙ - слово «добрый» мы употребляем в значении «хороший», хотя оно значит «вошедший в добу», «подошедший», «повзрослевший» или «развившийся». Отсюда и добрый молодец — повзрослевший юноша, ставший мужчиной. Отсюда и сдоба — булочка подошедшая на дрожжах.                                       Екатерина Славянская СЛАВЯНСКИЕ КОРНИ

 



ДОБРЫНЯ 

Сражения и победы

О полководцах начальных веков Руси - воеводах мы имеем лишь отрывочные сведения. О том, что это были яркие персонажи истории, догадываемся благодаря былинам. Собирая по крупицам летописную информацию и анализируя эпос, можно восстановить картину жизненного пути одного из них - боярина Добрыни.

В былинах он «второй по силе» после Ильи Муромца богатырь. И былины, и летописи всячески подчеркивают близость Добрыни к «ласковому князю Владимиру». А в Новгородской летописи образ наместника Добрыни даже заслоняет собой на первых порах юного князя Владимира Святославича.

О деятельности древнерусских полководцев-князей (Олега, Святослава, Владимира Святославича и его сыновей от Рогнеды - Ярослава Мудрого и Мстислава Тмутараканского) относительно подробно рассказывают дошедшие до нас летописные памятники «Повесть временных лет» и первая Новгородская летопись. Гораздо меньше историки знают о жизни их воевод, которые, на деле, чаще всего и выступали реальными руководителями военных и прочих начинаний названных князей.

Летописцев, людей духовного звания, мало интересовали фактические подробности битв, а князей, покровителей монахов-летописцев, а часто и прямых заказчиков и верховных редакторов летописей, прежде всего, волновал их собственный образ, запечатленный на века на пергаменте. Поэтому о полководцах «средней руки» мы имеем лишь отрывочные сведения, а о том, что это были яркие персонажи истории, догадываемся, ибо народные воспоминания о них хранят древнерусские былины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: