Прибылью называют ту часть чистого дохода общества, которая создается на данном предприятии и непосредственно зависит от уровня его производственно-хозяйственной деятельности. Иными словами, прибыль - это денежное выражение части стоимости прибавочного продукта, создаваемого в отраслях материального производства, которая принимает форму чистого дохода. Прибыль является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любого коммерческого предприятия. Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. Прибыль от реализации продукции и услуг в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:
объема реализации продукции;
ее структуры;
себестоимости;
уровня среднереализационных цен.
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
|
|
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Для того чтобы определить пути, направленные на увеличение прибыли, начнем со следующего равенства: прибыль = заработок - затраты.
Для того чтобы увеличить прибыльность, необходимо в тоже самое время увеличить и заработок, (при этом стараясь не увеличивать затраты), или одновременно увеличивать заработок и уменьшать затраты.
Ниже приведены 3 альтернативы для увеличения прибыльности, которые необходимо детально разобрать и которые являются весьма актуальными:
1. Увеличение цен при сохранившемся значении издержек.
Заработок может быть увеличен несколькими путями:
Поднятием цен на ваш продукт;
Поднятием уровня продаж;
Увеличением разности между ценой и себестоимостью товара.
|
|
Установленные цены могут пересматриваться один или два раза в год, но увеличивать цену на товар необходимо в условиях сохранения конкурентоспособности. Другим важным критерием, который необходимо учитывать перед повышением цен, является тип продукта или продаваемой услуги. Существуют такие категории, к которым покупатели относятся лояльно и готовы заплатить чуть больше за них, лишь бы качество и вкус товара оставались на высоте.
2. Снижение издержек или себестоимости при сохранившемся значении заработка.
Второй альтернативой является снижение суммы общих затрат. Это может быть достигнуто уменьшением себестоимости товара. Введение в эксплуатацию продукции высоких технологий, т.е. конвейеров, которые эффективно решают эту проблему. Другим важным инструментом в понижении общих затрат является внедрение новых методов управления, таких как совместная деятельность. Многие предприятия - лидеры решают проблему повышения цены на производимый товар путем уменьшения количества производимой продукции. Но не забывайте о том, что уменьшение себестоимости товаров или услуг не должно повлиять на ухудшение их качества.
3. Одновременное увеличение цен и уменьшение себестоимости.
Это может быть достигнуто путем массового производства. Принцип экономики, обусловленный ростом масштаба производства, может привести к желаемой цели.
Основные пути увеличения прибыли:
1) увеличение выпуска продукции - за счет увеличения объема работ, реализуемых в виде технологически законченных этапов или объектов. Это экстенсивный путь повышения прибыли или рентабельности;
2) улучшение качества продукции - за счет улучшения качественных показателей производства роста производительности труда, снижения материалоемкости производства, сокращения сроков и других показателей, способствующих в конечном итоге снижению себестоимости работ. Это интенсивный путь роста;
3) продажа излишнего оборудования или сдача в аренду-предприятие для получения дополнительной прибыли продает ненужное оборудование или сдает его в аренду на определенный срок за определенную плату;
4) снижение себестоимости продукции - самое лучшее мероприятие для получения дополнительной прибыли;
5) расширение рынка продаж - за счет расширения территорий продаж на рынке прибыль увеличивается;
6) найм более классифицированных работников - за счет этого продукция становится наиболее качественной, продукция выполняется точно в срок и т.д
Выявление резервов роста прибыли
Для обеспечения стабильного роста прибыли необходимо постоянно искать резервы ее увеличения. Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения. Основными их источниками являются:
увеличение объема реализации продукции (работ, услуг);
снижение себестоимости продукции (работ, услуг), в т.ч. за счет снижения коммерческих расходов и расходов на реализацию и условно-переменных затрат в себестоимости единицы продукции;
поиск более выгодных рынков сбыта;
реализация продукции в более оптимальные сроки и т.д. (рис. 3.2.1).